Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:26, дипломная работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения прибыли в ООО «Жалюзи».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности в системе рыночных отношений;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль и показатели рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......…6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………….………………….…………………………9
1.1. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое
содержание, роль, виды и значение…………..……………………..….9
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета…….…...19
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и показатели
рентабельности.........................................................................................24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЖАЛЮЗИ» ЗА 2010-2011 ГОДЫ……………………......................33
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы…….…....................33
2.2. Анализ состава и динамики прибыли. Оценка факторов,
влияющих на ее изменение…………......................................................40
2.3. Анализ показателей рентабельности…….......................................46
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»……....52
3.1. Экономическое обоснование прибыли, как условия ее роста.......52
3.2. Пути увеличения прибыли ………………...………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….……..
Итак, финансовый левиридж (FL) – это системная характеристика, показывающая влияние соотношения между заемным и собственным капиталом на вариабельность (изменчивость) чистой прибыли. Финансовый левиридж включает в себя три показателя: плечо финансового рычага, силу воздействия и эффект финансового рычага. Соотношение заемного и собственного капитала представляет собой плечо финансового рычага. Организация, имеющая высокую долю заемного капитала, называется организацией с высоким уровнем финансового риска (или финансово зависимой организацией) и наоборот.
Уровень
финансового левериджа
Он показывает, во сколько раз темпы прироста чистой прибыли превышают темпы прироста валовой прибыли. Это превышение обеспечивается за счет эффекта финансового рычага, одной из составляющих которого является его плечо (отношение заемного капитала к собственному).
Расчет показателя финансового леверижда ООО «Жалюзи» за 2010 – 2011 годы приведен в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Финансовый леверидж ООО «Жалюзи» за 2010 – 2011 годы
Показатели |
2010 |
2011 |
Темп прироста, % |
Прибыль до уплаты процентов и налогов, тыс. р. |
508 |
690 |
35,8 |
Прибыль чистая, тыс. р. |
406 |
552 |
36,0 |
Финансовый леверидж |
- |
- |
1,0 |
По данным таблицы 2.8 видно, что финансовый леверидж по ООО «Жалюзи» за 2010 – 2011 годы положительный, следовательно, предприятие является финансово устойчивым, но значение этого показателя в 2011 году низкое, т.к. прибыль снижалась.
Таким образом, организация в анализируемом периоде функционировала прибыльно. Показатели рентабельности свидетельствуют о стабильности финансового состояния организации.
Итак, в главе 2 анализ деятельности ООО «Жалюзи» показал, что оно устойчиво функционирует, объемы его деятельности увеличились, имеется прибыль. Несмотря на то, что в 2011 году предприятие работает прибыльно, отмечено снижение эффективности деятельности предприятия, о чем свидетельствуют показатели чистой прибыли и прибыли от реализации. Данные показатели деятельности снижаются как в абсолютном, так и в относительном значении. Необходимо выявить резервы их роста и повысить эффективность деятельности.
Анализ необходим не только для того, чтобы установить и оценить финансовое состояние ООО «Жалюзи», но также для того, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ является предпосылкой для определения направлений повышения прибыли.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»
3.1.
Экономическое обоснование
Планирование прибыли представляет собой процесс экономического обоснования ее объема, достаточного для решения задач экономического и социального развития предприятия в предстоящем периоде, а также процесс разработки системы мероприятий по обеспечению получения прибыли и эффективного ее использования.
В процессе планирования прибыли используются различные методы, среди которых А.Н. Соломатин выделяет [20, c.213]:
- метод прямого счета;
- условно-нормативный метод;
- метод целевого планирования.
В экономической литературе для прогноза прибыли используется маржинальный подход.
Метод прямого счета относительно прост и достаточно надежен при планировании прибыли. Разработке плана по прибыли должны предшествовать расчеты плановых сумм выручки и затрат, прочих доходов и расходов предприятия.
Условно-нормативный метод план
- норма прибыли на единицу выручки;
- норма
прибыли на единицу
При этом норма прибыли устанавливается по показателю прибыли от реализации. Из-за отсутствия нормативной базы на большинстве предприятий торговли использование этого метода планирования ограничено.
Метод целевого планирования прибыли позволяет обеспечить увязку плановой суммы прибыли с потребностями в ней предприятия для реализации своего экономического и социального развития. Основой этого метода является предварительное определение минимально необходимой суммы чистой прибыли, достаточной для погашения долгосрочных кредитов, удовлетворения потребностей предприятия в средствах для выплаты дивидендов, осуществления социальных выплат работникам, а также накопления средств, необходимых предприятию для собственного развития.
Расчет целевой чистой прибыли на планируемый год может быть выполнен по каждому элементу этих потребностей и охватывать как капитализируемую, так и потребляемую части прибыли, либо может охватывать только капитализируемую ее часть.
В условиях нестабильной экономической ситуации на рынке наиболее приемлемым вариантом для ООО «Жалюзи», по мнению автора, является маржинальный подход прогнозирования прибыли. Он позволяет определить минимальный объем продаж, сделать выводы о рисках, связанных с нерациональной структурой затрат организации, прогнозировать прибыль от продаж при сложившемся операционном рычаге и многое другое.
Анализ рентабельности ООО «Жалюзи» показал в 2011 году снижение рентабельности продаж (с 5,7% в 2010 году до 5,0% в 2011 году), обусловленное ростом конкуренции на рынке услуг установки солнцезащитных систем и несвоевременным реагированием руководства на изменение конъюнктуры рынка.
Маржинальный подход к оценке прибыли (анализ безубыточности) и структуры затрат при данном объеме продаж базируется на разделении переменных и постоянных затрат на продажу товаров. Сущность переменных расходов состоит в том, что они зависят от изменения объема реализации, постоянные же – остаются неизменными при всех рассматриваемых объемах реализации.
Несмотря на достоинства метода,
маржинальный анализ предполагает использование
множества предположений и
точность расчетов, что необходимо учитывать при прогнозировании прибыли.
Рассмотрим некоторые наиболее важные допущения, используемые при проведении анализа безубыточности ООО «Жалюзи».
Первое допущение – это деление издержек организации на переменные и постоянные. Ряд издержек организации – это смешанные затраты (расходы на электроэнергию, транспорт, зарплату), для дифференциации если есть информация нужно использовать статистические методы: графический, наименьших квадратов. При определении постоянных затрат также нужно иметь в виду, что они остаются постоянными только на протяжении определенного времени, и сохранение их на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне времени (релевантном периоде). Из-за отсутствия управленческой информации по учету издержек используем упрощенный подход, так как отсутствует информация в разрезе месяцев, и нет возможности применить статистические методы, указанные выше. Анализ фактической динамики расходов организации за несколько лет показал, что практически все расходы увеличивались, т.е. являлись переменными.
По совету специалистов организации (бухгалтера и руководителя) экспертным путем к числу переменных расходов были отнесены следующие затраты: себестоимость оказания услуг, расходы на горюче-смазочные материалы, заработная плата и отчисления на социальные нужды. Соответственно к числу постоянных расходов организации» были отнесены: амортизация, расходы на аренду, рекламу, заработную плату управленческого персонала и социальные нужды, представительские расходы, общехозяйственные и прочие коммерческие расходы.
Второе допущение, используемое в маржинальном анализе, то, что между переменными расходами и выручкой от реализации существует линейная зависимость, достаточно условное, в реальной жизни они могут изменяться в другой пропорции.
Третье допущение заключается в том, что остальные переменные (кроме объема продаж) не меняются в течение анализируемого периода, например перечень услуг, уровень цен, производительность труда.
Разумеется, классическая модель анализа безубыточности достаточно упрощенная, так как должна учитывать допущения не всегда реализуемые на практике. Тем не менее, анализ безубыточности – не только теоретический метод, но и инструмент, которым организации широко используют на практике для принятия управленческих решений при прогнозировании прибыли.
Динамика и состав маржинальной прибыли и прибыли от продаж ООО «Жалюзи» за 2010-2011 гг. представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Динамика и состав маржинальной прибыли ООО «Жалюзи» за 2010-2011 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. | |||
тыс. р. |
% |
тыс. р. |
% | ||
Выручка |
9221 |
100,00 |
14312 |
100,00 | |
Переменные затраты |
8008 |
86,85 |
12769 |
89,22 | |
Маржинальная прибыль, в том числе: |
1213 |
13,15 |
1543 |
10,78 | |
Постоянные затраты |
130 |
1,41 |
362 |
2,53 | |
Прибыль (убыток) от продаж |
1083 |
11,74 |
1181 |
8,25 | |
Темпы роста (снижения) (цепные) % | |||||
Выручка |
- |
- |
- |
155,21 | |
Переменные затраты |
- |
- |
- |
159,45 | |
Маржинальная прибыль |
- |
- |
- |
127,21 | |
Постоянные расходы |
- |
- |
- |
278,46 | |
Прибыль (убыток) от продаж |
- |
- |
- |
109,05 |
Из данных таблицы 3.1 видно, что доля переменных затрат и постоянных в 2010-2011 г.г. растет, что привело к снижению доли прибыли от продаж в выручке. Маржинальную прибыль (MP) рассчитаем как превышение выручки от продажи товаров над переменными затратами.
Из расчетов видно, что на протяжении 2010-2011 гг. маржинальная прибыль ООО «Жалюзи» имеет положительную динамику, но в связи с ростом затрат ее доля в 2011 году снизилась на 2,37% (10,78 – 13,15).
В анализируемом периоде
Для прогнозирования порога рентабельности и запаса финансовой прочности целесообразно проанализировать динамику этих показателей в анализируемом периоде.
Для этого рассчитаем коэффициент маржинальной прибыли (а). Данный коэффициент рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от продажи товаров:
На протяжении 2010-2011 гг. коэффициент маржинальной прибыли ООО «Жалюзи» снижался, что следует признать неблагоприятной тенденцией в связи с одновременным уменьшением доли прибыли в структуре маржинального дохода.
На следующем этапе определим точку безубыточности (порог рентабельности) ООО «Жалюзи».
Порог рентабельности – это минимальный объем продаж в стоимостном выражении, который позволяет организации покрыть переменные и постоянные затраты при нулевой прибыли.
Порог рентабельности (PR) рассчитывается как отношение постоянных издержек к коэффициенту маржинальной прибыли. Используем для расчета аналитический метод.
Соответственно порог
Из расчетов видно, что порог рентабельности ООО «Жалюзи» имеет положительную динамику и показывает, что минимальный объем продаж в стоимостном выражении, при котором организация покрывает все издержки и имеет нулевую прибыль, растет с каждым годом.
Далее рассчитаем операционный рычаг, чтобы прогнозировать чувствительность прибыли к изменениям состава себестоимости.
Операционный рычаг (синонимы – производственный леверидж, операционный леверидж) – это финансовый механизм управления прибылью организации за счет оптимизации качественного состава затрат на реализацию товаров.
Действительно при прочих равных условиях темп роста прибыли опережает темп роста реализации услуг, это происходит по объективной причине: при увеличении объёма продаж доля постоянных затрат в общих затратах снижается и проявляется эффект дополнительной прибыли, который носит название эффекта операционного рычага (производственного рычага). Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема продаж.