Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:26, дипломная работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения прибыли в ООО «Жалюзи».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности в системе рыночных отношений;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль и показатели рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......…6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………….………………….…………………………9
1.1. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое
содержание, роль, виды и значение…………..……………………..….9
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета…….…...19
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и показатели
рентабельности.........................................................................................24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЖАЛЮЗИ» ЗА 2010-2011 ГОДЫ……………………......................33
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы…….…....................33
2.2. Анализ состава и динамики прибыли. Оценка факторов,
влияющих на ее изменение…………......................................................40
2.3. Анализ показателей рентабельности…….......................................46
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»……....52
3.1. Экономическое обоснование прибыли, как условия ее роста.......52
3.2. Пути увеличения прибыли ………………...………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….……..
Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат (затрат связанных с основной деятельностью), тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объёма реализации продукции.
Определим величину операционного рычага (L) ООО «Жалюзи» в 2010-2011 гг., путем деления маржинальной прибыли на прибыль от продаж:
На протяжении 2010-2011 гг. операционный рычаг растет, что свидетельствует о увеличении чувствительности прибыли к изменениям выручки. Одновременно увеличивается операционный риск. Выручка от продаж в 2011 г. увеличилась на 55%, следовательно, прибыль от продаж под воздействием операционного рычага увеличилась на 71,96% (55%*1,307).
На основе полученных данных рассчитаем запас финансовой прочности ( ).
Запас финансовой прочности – это размер возможного снижения объёма продаж в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, прежде чем организация будет работать с убытками. Чем дальше от порога рентабельности планируемый объем продаж, тем меньше вероятность убытков при возможном снижении продаж при неблагоприятной конъюнктуре рынка. Рассчитывается запас прочности (N) как отношение разности между выручкой от продаж и порогом рентабельности к выручке от продаж, выраженное в процентах по формуле:
(13)
где V – выручка от реализации товаров и услуг, тыс. р.
PR – порог рентабельности, тыс. руб.
Из расчетов видно, что в 2010-2011 гг. зона безопасности ООО «Жалюзи» уменьшается, максимальная величина в 2010 году.
В табл. 3.2 представлены основные показатели анализа безубыточности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 гг.
Из динамики рассчитанных показателей следует, что для разработки прогнозных показателей безубыточности нецелесообразно использовать данные за 2010 год, так как результаты деятельности не являются показательными и сформировались под «отложенным» влиянием кризиса.
Таблица 3.2
Расчет безубыточности на основе маржинального подхода
ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы
Показатели |
Ед.изм. |
2010 г. |
2011 г. |
1. Выручка |
тыс. р. |
9221 |
14312 |
2. Переменные затраты |
тыс. р. |
8008 |
12769 |
3. Маржинальная прибыль (п.1 - п.2) |
тыс. р. |
1213 |
1543 |
4. Постоянные расходы, всего |
тыс. р. |
130 |
362 |
5. Прибыль (убыток) от продаж (п.3 - п.4) |
тыс. р. |
1083 |
1181 |
6. Коэффициент маржинальной |
- |
0,132 |
0,108 |
7. Порог рентабельности (п.4:п.6) |
тыс. р. |
984,8 |
3351,9 |
8. Операционный рычаг, |
- |
1,120 |
1,307 |
9. Запас прочности (п.1:п.8х100) |
% |
89 |
77 |
Поэтому при прогнозировании за базу принимаем показатели 2011 года, именно результаты этого года, по мнению автора, отражают наиболее реальную динамику развития объекта исследования.
Если предположить, что
в прогнозируемом периоде объем
выручки ООО «Жалюзи» будет возрастать
в таком же темпе (155,21%), то она в 2012 году
составит:
Во втором варианте прогноза учитывалась оценка экспертов о темпах роста объема продаж солнцезащитных систем на 2012-2013 годы в среднем более 44%.
В табл. 3.3 представлены прогнозы показателей безубыточности, за базисный период при прогнозировании приняты показатели 2011 года.
В первом варианте прогноза объем продаж оставили на уровне 2011 года, выручка возросла на 55,0%, переменные затраты увеличатся в такой же зависимости, постоянные затраты, согласно методике анализа безубыточности, останутся на прежнем уровне.
Таблица 3.3
Показатели безубыточности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы, тыс. р.
Показатели |
2011 г. (базисный) |
2012 год (прогноз) | |
1 вариант |
2 вариант | ||
1. Выручка от продажи товаров |
14312,0 |
22183,6 |
20609,3 |
2. Темп роста выручки, % |
- |
155,0 |
144,0 |
3. Переменные затраты |
12769,0 |
19792,0 |
18387,4 |
4. Маржинальная прибыль (п.1 - п.3) |
1543,0 |
2391,6 |
2221,9 |
5. Постоянные затраты |
362,0 |
362,0 |
362,0 |
6. Прибыль (убыток) от продаж (п.4-п.5) |
1181,0 |
2029,6 |
1859,9 |
7. Коэффициент маржинальной |
0,108 |
0,108 |
0,108 |
8. Порог рентабельности (п.5/п.7) |
3351,9 |
3351,9 |
3351,9 |
9. Операционный рычаг, |
1,307 |
1,178 |
1,195 |
10. Запас прочности, % (п.1-п. 8)/п.1х100 |
77,0 |
84,9 |
83,7 |
При этом снизится операционный риск и соответственно повысится запас финансовой прочности на 7,9 % (84,9 –77).
Во втором варианте прогноза при среднеотраслевых темпах роста продаж солнцезащитных систем запас финансовой прочности повысился на 6,7 % (83,7 –77).
Как видно по результатам расчетов, прогнозные показатели практически не отличаются во втором варианте от первого варианта. Таким образом, согласуются тенденции развития организации – увеличения объемов продаж – с экспертными оценками развития ООО «Жалюзи» в целом.
Следует
также рассмотреть вариант
При составлении прогноза за основу были взяты следующие предположения – объем продаж ООО «Жалюзи» возрастет, увеличится выручка от реализации.
Это предположение базируется на двух предпосылках:
– улучшение ситуации на рынке продаж солнцезащитных систем;
– расширение рынка сбыта;
– развитие бизнеса за счет приобретения оборудования для производства солнцезащитных систем.
Рассчитаем среднегодовой темп роста выручки от реализации услуг по среднегеометрической:
Следовательно, прогнозируемая выручка от реализации на 2012 год составит:
14312*1,246=17832,8 тыс. р.
Выручка в абсолютном выражении увеличится на 3520,8 тыс. р. Переменные затраты возрастут, так как находятся в линейной зависимости от изменения выручки, постоянные останутся на прежнем уровне.
Остальные расходы оставим на уровне 2011 года без изменений. Составим прогноз финансовых результатов с учетом наших рекомендаций
В табл. 3.4 представлены результаты сценария прогноза прибыли в случае, когда среднегодовой темп роста выручки от реализации рассчитан по среднегеометрической.
Таблица 3.4
Прогноз прибыли по среднегеометрической ООО «Жалюзи» на 2012 год, тыс. р.
Показатели |
2011 г. |
2012г. (прогноз) |
Изменение, (+;-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Выручка от реализации товаров |
14312 |
17832,8 |
3520,8 |
2. Переменные затраты |
12769 |
15910,2 |
3141,2 |
3. Маржинальная прибыль |
1543 |
1922,6 |
379,6 |
Окончание табл. 3.4
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Постоянные затраты |
362 |
362 |
0 |
5. Прибыль (убыток) от продаж |
1181 |
1560,6 |
379,6 |
6. Проценты к уплате |
468 |
468 |
0 |
7. Прочие доходы |
0 |
0 |
0 |
8. Прочие расходы |
23 |
23 |
0 |
9. Прибыль до налогообложения |
690 |
1069,6 |
379,6 |
10. Налог на прибыль |
138 |
214 |
76 |
11. Чистая прибыль |
552 |
855,6 |
303,6 |
Из таблицы 3.4 видно, что ситуация немного улучшится.
Прогноз показателей прибыли при условии, что темп роста выручки будет на уровне 2011 года (155%) и планируется развитие организации – расширения парка оборудования (таблица 3.5).
Таблица 3.5
Прогноз прибыли при установившемся темпе роста выручки и расширения парка оборудования ООО «Жалюзи» за 2010-2012 годы, тыс. р.
Показатели |
2011 г. |
2012г. (прогноз) |
Изменения, (+;-) |
1 Выручка от реализации |
14312 |
22184 |
7872 |
2. Переменные затраты |
12769 |
21282,5 |
8513,5 |
3. Маржинальная прибыль |
1543 |
901,5 |
-641,5 |
4. Постоянные затраты |
362 |
362 |
0 |
5. Прибыль (убыток) от продаж |
1181 |
539,5 |
-641,5 |
6. Проценты к уплате |
468 |
468 |
0 |
7. Прочие доходы |
0 |
0 |
0 |
8. Прочие расходы |
23 |
23 |
0 |
9.Прибыль до налогообложения |
690 |
48,5 |
-641,5 |
10. Налог на прибыль |
138 |
9,7 |
-128,3 |
11. Чистая прибыль |
552 |
38,8 |
-513,2 |
Следовательно, прогнозируемая выручка от реализации составит:
14312*1,55=22184 тыс. р.
При этом учитывается, что переменные затраты возрастут в таком же темпе и увеличатся на сумму лизингового платежа в размере:
С1= 372617+372617+372617+372617 = 1490,5 р.
Следовательно, переменные затраты составят:
12769*1,55+1490,5=21282,5 тыс. р.
По второму сценарию при расширении парка оборудования с целью развития бизнеса, резко сокращается прибыль организации.
В табл. 3.6 представлен ряд показателей рентабельности организации ООО «Авто-Флагман» в случае, когда среднегодовой темп роста выручки от реализации услуг рассчитан по среднегеометрической.
Таблица 3.6
Показатели рентабельности ООО «Жалюзи» за 2010-2012 годы
Наименование показателей |
2011 г. |
Прогноз 2012г. (сценарий №1) |
Изменение |
Рентабельность продаж |
5,0 |
8,8 |
+3,8 |
Рентабельность собственного капитала |
95,3 |
366,3 |
+271 |
Экономическая рентабельность (активов) |
8,0 |
16,9 |
+8,9 |
Чистая рентабельность |
3,86 |
4,8 |
+0,94 |
Рентабельность перманентного капитала |
9,39 |
14,2 |
+4,81 |
При развитии организации по первому сценарию (увеличение объемом деятельности по среднегеометрической) деятельность ООО «Жалюзи» будет прибыльной. Так прибыль увеличится в сравнении с базисным периодом (552 тыс. р.) на 303,6 тыс. р.
Отмечается рост относительных показателей в прогнозном периоде (табл. 3.6). При этом снизится операционный риск и соответственно повысится запас финансовой прочности на 7,9 % (84,9 –77).
При развитии организации по второму сценарию – увеличение основных средств (расширения парка оборудования) деятельность ООО «Жалюзи» будет убыточной, так как резко снижается прибыль с 552 тыс. р. в базисном до 38,8 тыс.р. Это связано с привлечением инвестиций (заемного капитала), что также отрицательно скажется на показателях финансовой устойчивости.
Таким образом, в параграфе 3.1 отражены различные варианты развития экономических показателей, формирующих прибыль. Предприятие с учетом принятой ценовой, ассортиментной, финансовой политики и возможностей по обеспечению режима экономии издержек обращения самостоятельно определяет пути достижения целевой прибыли.