Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра «Международные финансово-кредитные отношения»
Допустить к защите:
и.о. зав. кафедрой, д.э.н., профессор
________________Вовченко Н.Г.
«___»_____________________2011 г.
Автор дипломной работы
Группы 557 Посикора А.В.
Руководитель дипломной работы,
К.э.н., старший преподаватель
Ростов-на-Дону
2011
Содержание
Актуальность темы исследования. Одной из основных задач развития банковского сектора РФ является предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности в противоправных целях, прежде всего, таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем.
Отмывание денег сопряжено с макроэкономическими последствиями, включая непредсказуемое изменение потребности в деньгах, увеличение масштаба колебаний международных потоков капитала и курсов валют в результате непредвиденных международных переводов валюты. Согласно данным МВФ, общая сумма отмываемых денег в мире находится в диапазоне 2-5% мирового ВВП. Это означает, что ежегодно от 0,9 до 2,4 трлн. долл. США, полученные незаконным образом, различными путями внедряются в общемировой экономический и денежный оборот. В России объем фиктивных банковских операций составляет примерно 1,5-2 трлн. руб. в год (или около 7% ВВП), при этом потери консолидированного бюджета (включая государственные внебюджетные фонды) составляют от 500 до 800 млрд. руб. в год.
По данным Федеральной службы финансового мониторинга (ФСФМ) треть всех преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, совершается в кредитно-финансовой сфере. В связи с этим, как для Банка России, так и для кредитных организаций актуальна проблема уязвимости банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации нелегитимных доходов. Соблюдение установленных требований, согласно международному опыту, позволяет снизить издержки и минимизировать риски коммерческих банков.
Фундаментальной основой регулирования деятельности кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ) является принятый в июле 2001 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а в рамках финансового мониторинга Правительством РФ, Федеральной службой по финансовому мониторингу и Банком России разрабатывались подзаконные нормативные акты, письма рекомендательного характера и иные документы, регулирующие отношения в данной области.
Немаловажным стал вопрос о динамике
движения капитала за границу в условиях
глобального финансового
Таким образом, повышение роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ представляется актуальной проблемой.
Степень разработанности проблемы. Основные методологические подходы к исследованию данной проблемы содержатся в трудах В.Н. Мельникова, А.Г. Мовсесяна и др. Российский и международный опыт ПОД/ФТ освещен в работах Аксакова А.Г., Балабанова И.Т., Быченко Е.Г., Воронина А.Н., Зубкова В.А., Ковалевой Е.Ю., Козлова И.В, Лаврушина О.И., Литвиненко А.Н., Мамонтовой И.Д., Маркова М.А., Махмутовой Э.Х. , Осипова С. К., Ревенкова П.В., Спиридонова А.М. , Таран В.А., Тарасова А.Ю., Фетисова Г.Г., Фитуни Л.Л. , Щегорцова В.А., Ярлыкова С. Ю. и др. Несмотря на значительное количество работ по названной проблематике, остаются нерешенными многие теоретические и методические вопросы в этой области, что является предпосылкой для проведения дальнейших исследований, относящихся к сфере ПОД/ФТ.
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
Предметом анализа выступает сформированная в России к настоящему времени система ПОД/ФТ, ее нормативная и методическая основы и сложившиеся на практике принципы взаимодействия финансовых институтов и уполномоченных органов, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Объектом исследования являются подразделения кредитных организаций, реализующих функции внутреннего контроля в области ПОД/ФТ.
Методологической и теоретической основой исследования явились экономико-прикладные положения науки в области экономической теории, системного анализа, теории финансов и права, а также разработки, концепции и гипотезы, представленные в современной экономической литературе по вопросам ПОД/ФТ.
Фактологическую (информационную) базу составили: нормы международного права, законы и подзаконные акты РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные и инструктивные акты Банка России, материалы Федеральной службы по финансовому мониторингу, Банка России, Федеральной службы государственной статистики, аналитические разработки и доклады ООН, ОЭСР, ФАТФ, данные АКБ ОАО «БИНБАНК», монографии и научные статьи российских и зарубежных специалистов, а также ресурсы глобальной сети Интернет.
Исследование проведено с использованием методов и принципов системного анализа, экспертных оценок, структурно-функционального моделирования.
Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а так же в сети интернет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем научно обоснован комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации работы могут использоваться в качестве научно-методической основы для построения эффективной системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ в кредитных организациях, а также для повышения эффективности уже существующего в них внутреннего контроля и/или снижения затрат на внутренний контроль.
Во введении рассмотрены актуальность темы работы, предмет, объект, цель и задачи исследования, степень разработанности темы, теоретическая и методическая база исследования. В первой главе «Сущность и особенности системы ПОД/ФТ» рассмотрены международные стандарты в сфере ПОД/ФТ; выявлена роль финансовой системы в рассматриваемой сфере направлений деятельности финансовых учреждений. Во второй главе «Организационно-методический инструментарий финансового мониторинга в области ПОД/ФТ в Российской Федерации» рассмотрены место и роль финансовых регуляторов в российской системе ПОД/ФТ; финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе ПОД/ФТ. В третьей главе «Совершенствование механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах» рассмотрена система внутреннего контроля как механизм ПОД/ФТ; выявлены проблемы реализации выполнения банками функций ПОД/ФТ; разработаны направления совершенствования механизма ПОД/ФТ. В заключении содержатся обобщающие выводы по работе.
Работа состоит из 112 страниц текста, в работе содержатся 15 рисунков, 11 таблиц, использовалось 54 источников литературы.
В качестве реакции на возрастающие угрозы для международной финансовой системы в части вовлечения ее в процессы транснациональной организованной преступности международным сообществом организована глобальная система противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). На рис.1.1 отражена институциональная структура системы ПОД/ФТ.
Резолюции Совета Безопасности ООН являются важнейшим источником права для международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Впервые в международных документах термин «отмывание денег» встречается в Конвенции ООН1 о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятой 19 декабря 1988 г. в Вене (ратифицирована СССР 18 декабря 1990 г., вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г.). Развернутое определение данного термина было дано в Директиве Европейского Экономического Союза «О предотвращении использования финансовой системы для «отмывания» денег» (91/308/ЕЭС) от 19 июня 1991 г. Согласно ст. 1 указанного документа отмывание (легализация) денежных средств означает следующее поведение, совершенное умышленно2:
- присвоение или передача
- сокрытие или маскировка
- приобретение, владение или использование
имущества при условии знания
в момент получения, что оно
получено от криминальной
- участие или соучастие в совершении указанных действий, попытке их совершить, а также оказание помощи, подстрекательство, пособничество и оказание консультаций в совершении любых вышеупомянутых действий.
Директива содержит запрет на отмывание денег и программу действий в финансовой сфере, обеспечивающую взаимодействие финансовых и кредитных учреждений с властями путем информирования этих властей по своей собственной инициативе о любом факте, который может служить показателем отмывания денег; снабжения этих властей по их требованию всей необходимой информацией в соответствии с процедурами, определенными применимым законодательством. Положения Директивы касаются всех кредитных и финансовых институтов, включая страховые компании и филиалы финансовых и кредитных учреждений, расположенные за пределами ЕС. Государствам рекомендуется применять положения в отношении предприятий, которые могут быть использованы для отмывания денег: казино, иных игорных заведений, лотерей и обменных пунктов. Одновременно положения Директивы могут распространяться и на отдельные профессии (нотариусы, адвокаты, налоговые консультанты).
Опыт применения положений Конвенции ООН 1988 г. был использован при разработке Страсбурской Конвенции 1990 г. Прежде всего это относится к определению места совершения основного правонарушения. В подп. «а» п. 2 ст. 6 Страсбургской конвенции определено, что для целей ее применения не имеет значения, подпадает ли основное правонарушение под уголовную юрисдикцию страны совершения действий по легализации незаконных доходов. Отмывание признается преступлением по законодательству государства, где совершались эти действия, вне зависимости от того, в какой стране было совершено сновное правонарушение4. Кроме вышеуказанных международных правовых документов некоторые положения, касающиеся легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности, содержатся, в частности, в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 ноября 2000 г., ратифицирована Российской Федерацией в июне 2004 г.); Коммюнике Форума ООН по офшорам (Каймановы острова, 30 - 31 марта 2000 г.).
Деятельность соответствующих международных и региональных организаций и структур в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма направлена на разработку и внедрение международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма (ПОД/ФТ), регулирование международного сотрудничества в этой сфере и осуществление программ оказания технического содействия.