Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

Борьба с «отмыванием» денег привела к серьезным изменениям по отношению к оффшорным компаниям со стороны европейских банков и фирм. В настоящее время многие иностранные компании отказываются иметь дело с потенциальными партнерами, которые предлагают работать через оффшор.

Список стран, составленный ОЭСР, разделен на три части: в первой содержатся юрисдикции «значительно преуспевшие в применении согласованных стандартов налогового сотрудничества; во второй перечислены юрисдикции, обязавшиеся перейти на эти стандарты, но еще не сделавшие этого; в третьей – юрисдикции, не обязавшиеся принять стандарты и к которым, если они не подчинятся, по-видимому, будут применены определенные санкции». Среди стран, безоговорочно признающих принятые международным сообществом стандарты налогообложения («белый» список), перечислены 59 юрисдикций, среди которых Россия, США, Китай. Подавляющее большинство оффшорных и низконалоговых территорий попадают во вторую часть списка, в которой 38 юрисдикций и которая делится на «налоговые гавани» (оффшоры) и «другие финансовые центры». Среди последних значатся Австрия, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Сингапур. Попав в подраздел «другие финансовые центры», они, по крайней мере, избежали позорного ярлыка «налоговой гавани». Оффшоры – угроза экономической безопасности российского государства. По оценкам экспертов, там находится до 90% бизнеса крупнейших отечественных компаний, в том числе государственных. По оценкам экспертов, только за последние 10 лет в оффшоры из России нелегально было вывезено более $ 200 млрд. Очевидно, что государство не должно оставаться равнодушным к данной ситуации44.

Всего за одно десятилетие  структура поступающих в страну инвестиций радикально трансформировалась в сторону усиления в ней оффшорного присутствия. Однако означенный сдвиг не был автономным, он шел за счет вытеснения из числа иностранных инвесторов стран с более высокой финансовой репутацией. Например, прирост удельного веса доли оффшоров составил более 30 процентных пунктов, что полностью перекрыло падение доли США и Германии, которое достигла 26 пунктов. Доля США упала до 3% (рис. 2.9)

Рис. 2.9 Структура поступающих в Россию иностранных 

инвестиций, %45

 

К мерам, направленным на противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры  внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами (ст.4 Закона  N 131-ФЗ).

В ст.6 Закона №115-ФЗ перечислены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. Механизм ПОД/ФТ приведен на рис.2.10. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.10  Меры  ПОД/ФТ в финансово-кредитных учреждениях46

 

1) операции с денежными средствами  в наличной форме: снятие со  счета или зачисление на счет  юридического лица денежных средств  в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на  счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися ПОД/ФТ, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств  во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий  из них и лома таких изделий  или иных ценностей в ломбард;  выплата физическому лицу страхового  возмещения или получение от  него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;  предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной  валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или  превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному  контролю в случае, если хотя бы одной  из сторон является организация или  физическое лицо, в отношении которых  имеются полученные в установленном  в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения  до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких  организаций и лиц устанавливается  Правительством РФ.

Основаниями для включения организации  или физического лица в указанный  перечень являются: вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации  о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью  к экстремистской деятельности или терроризму;  вступивший в законную силу приговор суда РФ о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера; решение Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность; постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера; составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные РФ перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами; признаваемые в РФ в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность; включение организации в соответствии с федеральным законом  «О противодействии терроризму» в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами РФ террористическими. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Сведения об операциях с денежными  средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Итак, в качестве мер по предупреждению отмывания денег и финансирования терроризма для финансовых организаций предусматриваются требования в отношении: идентификации участников сделки (операции) с денежными средствами или иным имуществом; ведения учетной документации и хранения информации об участниках и сделках (операциях); выявления подозрительных сделок (операций) и информирование о них подразделения финансовой разведки. Группировка видов финансовых операций и сделок с имуществом, подлежащих контролю, приведена в таблице 2.2. В условиях финансовой глобализации, локальные проблемы в экономике отдельных стран, зачастую в той или иной степени затрагивают и мировую финансовую систему в целом, так и ипотечный кризис, развивающийся в США с 2007 года, быстро перерос масштабы страны и затронул всё мировое сообщество.

Таблица 2.2

Группировка основных финансовых операций и сделок с имуществом, подлежащих контролю в Российской Федерации

Группа финансовых операций

Виды финансовых операций

1. Операция с денежными  средствами или иным имуществом, если сумма операции  равна  или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее

 

1.1. Операции с наличными  денежными средствами

- снятие со счета  или зачисление на счет юридического  лица наличных денег в случае, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка/продажа физическим  лицом наличной иностранной валюты;

- покупка физическим  лицом ценных бумаг за наличный  расчет;

- получение физическим лицом  денежных средств по чеку на  предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим  лицом в уставный капитал организации  наличных денежных средств

1.2.Финансовые операции  с контрагентами из государств, которые не участвуют в международном  сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ

в настоящее время  в соответствии с Приказом Федеральной  службы по финансовому мониторингу  от 24.04.2006 № 53 Перечень таких государств включает в себя Мьянму, Нигерию, Корею, Пакистан и др.

1.3.Операции по банковским  счетам (вкладам) 

- размещение денежных средств во вклад с оформлением документов на предъявителя;

- открытие вклада в  пользу третьих лиц с размещением  в него наличных денежных средств;

- перевод денежных  средств за границу на анонимный  счет и поступление денежных  средств из-за границы с анонимного счета;

- зачисление/списание  денежных средств на счет/со  счета юридического лица, период  деятельности которого не превышает  трех месяцев со дня его  регистрации;

зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия


 

 

Продолжение таблицы 2.2

1.4. Иные сделки с  движимым имуществом 

- помещение ценных  бумаг, драгоценных металлов, драгоценных  камней, ювелирных изделий или  иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому  лицу страхового возмещения или  получение от него страховой  премии по страхованию жизни  или иным видам накопительного  страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление  имущества по договору финансовой  аренды (лизинга);

- переводы денежных  средств, осуществляемые некредитными  организациями по поручению клиента;

- купля-продажа драгоценных  металлов, драгоценных камней и  ювелирных изделий;

- получение платы за  участие в азартных играх, а  также выплата выигрыша за  участие в указанных играх;

- предоставление юридическим  лицом беспроцентного займа физическому/юридическому  лицу, а также получение такого  займа 

2. Сделки с недвижимым  имуществом

любые сделки с недвижимостью, если  сумма сделки равна или  превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте)

3. Финансовая операция  независимо от суммы, участником  которой является организация  или физическое лицо, причастные  к экстремистской деятельности  или терроризму

причастность физического  лица или организации к экстремистской деятельности определяется на основании составляемого Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ специального Перечня, который носит закрытый характер. Указанный Перечень доводится непосредственно до сведения кредитных организаций и других представителей сферы финансовых услуг на периодической основе. Коммерческие банки и финансовые учреждения обязаны использовать указанный документ при осуществлении идентификации своих клиентов


*Источник: Литвиненко А.Н., Ковалева Е.Ю. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем: Учеб. пособие в схемах. – СПб.: Знание, 2004.

 

Всего за 2008 год Росфинмониторингом получено 8,5 млн. сведений на общую сумму 87,4 трлн. руб., в том числе по обязательному  контролю 3 млн. сведений. Общий объем накопленных сведений по состоянию на 1 января 2009 года составил 29,4 млн. сообщений (рис.2.11).

Рис. 2.11  Количество сообщений об операциях, представляемых в Росфинмониторинг47

 

Объективным является некоторое снижение по сравнению с 2007 годом количества сообщений, поступивших в 2008 году от подотчетных организаций, в связи с общими тенденциями спада активности на финансовых рынках в октябре-декабре 2008 года, что можно проиллюстрировать на примере кредитных организаций (рис.2.12).

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,