Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

В течение 2008 года сохранялась тенденция  превышения доли сообщений о подозрительных операциях относительно сообщений  об операциях, подлежащих обязательному  контролю, представленных кредитными организациями, что свидетельствует  о совершенствовании механизмов внутреннего контроля в банковском секторе. Так, если в 2005 году количество сообщений о подозрительных операциях составляло менее 40% от общего количества представленных сообщений, то в 2008 году – около 70%. Вместе с тем, динамика количества сообщений неоднородна по различным секторам. В 2008 году отмечено некоторое снижение темпов прироста сообщений страховых организаций, что обусловлено сокращением практически в 2 раза организаций, оказывающих услуги страхования жизни, а также сокращением объемов премий и страховых возмещений по данному виду страхования в условиях кризиса.

 

Рис.2.12  Количество сообщений об операциях, представленных кредитными организациями в Росфинмониторинг48

 

Зародившись на рынке секьюритизированных  ипотечных активов в США, кризис поставил на грань выживания мировую банковскую систему, привел к рецессии во всех развитых странах, подорвал рост в развивающихся экономиках, а также спровоцировал беспрецедентный уровень государственного вмешательства в экономику. На протяжении 2008-2009гг. ряд острейших проблем финансового рынка, особенно в сфере краткосрочной ликвидности, удалось решить. однако кризис на банковском рынке будет оказывать негативное воздействие на экономику и социальную сферу России в ближайшие 1,5–2 года. В 2008 году Банком России была продолжена работа по исполнению полномочий, установленных законом №115-ФЗ для оказания кредитным организациям методической поддержки по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, Банком России в 2008 году были изданы рекомендации по выявлению в деятельности их клиентов операций, связанных:

- с проведением авансовых платежей  по до говорам об импорте  товаров в пользу нерезидентов, зарегистрированных в офшорных  зонах, на их счета, открытые  в банках некоторых государств;

- с предъявлением векселей, эмитированных крупными российскими банками, к оплате офшорными компаниями, не являющимися первыми держателями таких векселей;

- с переводами российскими организациями  крупных сумм денежных средств,  несоизмеримых с масштабами их  реальной хозяйственной деятельности, на счета таких организаций, открытые в банках иностранных государств;

-  с переводами по договорам об импорте товаров, предусматривающим оплату товаров после их ввоза на территорию РФ, с предоставлением недобросовестными хозяйствующими субъектами в кредитные организации фиктивных грузовых таможенных деклараций и иных подтверждающих документов.

В рамках исполнения надзорных функций  Банком России при проведении в 2008 году инспекционных проверок 637 кредитных  организаций были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. При этом в ходе проверок был выявлен ряд недостатков, касающихся несоблюдения требований закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в части идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, выявления, документального фиксирования и направления в установленные сроки уполномоченному органу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований закона № 115-ФЗ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации - в 339 случаях; принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений - в 229 случаях; наложение штрафов - в 170 случаях; введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций - в 252 случаях; отзыв лицензий - у 7 кредитных организаций (таблица 2.3)

В рамках исполнения надзорных функций  Банком России при проведении в 2009 г. инспекционных проверок 911 кредитных организаций и/или их филиалов были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации - в 287 случаях; принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений - в 196 случаях; наложение штрафов - в 122 случаях; введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций - в 162 случаях; отзыв лицензий - у 10 кредитных организаций.

Таким образом, мы видим снижение количества нарушений банками законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В утвержденном ФАТФ Отчете взаимной оценки РФ, содержащем заключение международных экспертов ФАТФ о соответствии российской системы ПОД/ФТ требованиям международных стандартов в сфере ПОД/ФТ, отмечены эффективная работа банковского сектора в области ПОД/ФТ, активная роль Банка России в организации указанной работы и высокий уровень надзора.

Таким образом, в настоящее время  контрольными функциями наделен  ряд организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, среди которых кредитные  организации, страховые организации, лизинговые компании и т.д. Все из них наделены контрольными функциями и обязаны осуществлять идентификацию клиентов и выгодоприобретателей; представлять в соответствующие органы сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также иной информации по специальному запросу; выявлять и представлять в подразделение финансовой разведки информацию о других сделках, вызывающих сомнения.

 

Таблица 2.3

Результаты проверок Банка России по выявлению нарушений  в сфере ПОД/ФТ

 

Показатели

2008г.

2009г.

Отклонения абс.

Темп прироста, %.

Проверено кредитных  организаций

637

911

274

43

Доведение до сведения руководства  информации о недостатках в деятельности кредитной организации 

339

287

-52

-16

Предъявление требований об устранении выявленных нарушений 

229

196

-33

-15

Наложение штрафов 

170

122

-48

-29

Введение ограничений  либо запретов на осуществление отдельных  видов банковских операций 

252

162

-90

-36

Отзыв лицензий

7

10

3

43

Всего нарушений

997

777

-220

-22


*Источник: Официальный сайт Банк России www.cbr.ru/statistics/

 

Российская Федерация ответственно подходит к вопросу совершенствования  системы мониторинга и противодействия  легализации денежных средств, полученных преступным путем. В России разработаны стандарты и алгоритмы по проведению операций в сфере ПОД/ФТ; построен механизм контроля объема финансовых средств; осуществлен ряд мероприятий по предотвращению вывоза (перевода) денежных средств за границу. Это дает основания говорить о том, что в России имеется механизм, позволяющий в полной мере контролировать финансовые потоки.

 

 

Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах

3.1. Система внутреннего контроля  как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Ключевым элементом системы  ПОД/ФТ является организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля на уровне первичного финансового мониторинга, т.е. в финансовых и нефинансовых институтах. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма49.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать  информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального  фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Банком России были разработаны  «Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»50. Основными положениями указанного письма Банка России (далее - Рекомендации) являются следующие: ответственным за организацию в кредитной организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации); определены правила внутреннего контроля в кредитной организации в целях ПОД/ФТ.

В соответствии с Рекомендациями Банка  России программы осуществления  внутреннего контроля, реализуемые  в кредитных организациях в целях  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны разрабатываться с учетом указанных Рекомендаций, а также особенностей кредитной организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

Рекомендациями предусмотрено, что  руководитель кредитной организации назначает ответственного сотрудника - должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений кредитной организации и подотчетен только руководителю.

В кредитной организации на основании  пункта 3.3. Рекомендаций Банка России, может быть сформировано или определено структурное подразделение по ПОД/ФТ под руководством назначенного ответственного сотрудника. Указанное подразделение действует на основании положения о данном структурном подразделении и в соответствии с внутренними нормативными документами кредитной организации.

Деятельность некредитных организаций  регламентируется приказом Росфинмониторинга «Об утверждении рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»51.

Деятельность в области  ПОД/ФТ – неотъемлемая часть банковского  внутреннего контроля  и в значительной степени имеет сходные черты  со всеми

видами внутреннего  контроля, но наиболее близка к специальному контролю за функционированием системы управления банковскими рисками (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Сходства и  различия системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ по сравнению с  контролем за функционированием  системы управления банковскими  рисками

 

Сходства

Различия

Контроль основной операционной деятельности кредитной организации

Независимость от системы  управления банковскими рисками

Единые принципы подчиненности  в рамках организационной структуры

Наличие функции оперативного информирования уполномоченного органа – ФСФМ (функции, внешней по отношению к кредитной организации), причем с использованием электронного обмена сообщениями

Независимость от основной операционной деятельности

Наличие высоких квалификационных требований к ответственным сотрудникам

Возможность использования сходных организационно-методических подходов (например, риск-ориентированного подхода)

Наличие неформализованных  процедур принятия решений, допускающих  неоднозначную трактовку (из-за несовершенства нормативно-правовой базы)

Сходные полномочия в  плане доступа к оперативной документации и иной ин формации, связанной с операционной деятельностью

Высокая цена ошибок (с  точки зрения последствий) для кредитной  организации, в том числе чисто  технических ошибок

 

Наличие требований в  части конфиденциальности

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,