Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
В течение 2008 года сохранялась тенденция превышения доли сообщений о подозрительных операциях относительно сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, представленных кредитными организациями, что свидетельствует о совершенствовании механизмов внутреннего контроля в банковском секторе. Так, если в 2005 году количество сообщений о подозрительных операциях составляло менее 40% от общего количества представленных сообщений, то в 2008 году – около 70%. Вместе с тем, динамика количества сообщений неоднородна по различным секторам. В 2008 году отмечено некоторое снижение темпов прироста сообщений страховых организаций, что обусловлено сокращением практически в 2 раза организаций, оказывающих услуги страхования жизни, а также сокращением объемов премий и страховых возмещений по данному виду страхования в условиях кризиса.
Рис.2.12 Количество сообщений об операциях, представленных кредитными организациями в Росфинмониторинг48
Зародившись на рынке секьюритизированных ипотечных активов в США, кризис поставил на грань выживания мировую банковскую систему, привел к рецессии во всех развитых странах, подорвал рост в развивающихся экономиках, а также спровоцировал беспрецедентный уровень государственного вмешательства в экономику. На протяжении 2008-2009гг. ряд острейших проблем финансового рынка, особенно в сфере краткосрочной ликвидности, удалось решить. однако кризис на банковском рынке будет оказывать негативное воздействие на экономику и социальную сферу России в ближайшие 1,5–2 года. В 2008 году Банком России была продолжена работа по исполнению полномочий, установленных законом №115-ФЗ для оказания кредитным организациям методической поддержки по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, Банком России в 2008 году были изданы рекомендации по выявлению в деятельности их клиентов операций, связанных:
- с проведением авансовых
- с предъявлением векселей, эмитированных крупными российскими банками, к оплате офшорными компаниями, не являющимися первыми держателями таких векселей;
- с переводами российскими
- с переводами по договорам об импорте товаров, предусматривающим оплату товаров после их ввоза на территорию РФ, с предоставлением недобросовестными хозяйствующими субъектами в кредитные организации фиктивных грузовых таможенных деклараций и иных подтверждающих документов.
В рамках исполнения надзорных функций Банком России при проведении в 2008 году инспекционных проверок 637 кредитных организаций были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. При этом в ходе проверок был выявлен ряд недостатков, касающихся несоблюдения требований закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в части идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, выявления, документального фиксирования и направления в установленные сроки уполномоченному органу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований закона № 115-ФЗ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации - в 339 случаях; принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений - в 229 случаях; наложение штрафов - в 170 случаях; введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций - в 252 случаях; отзыв лицензий - у 7 кредитных организаций (таблица 2.3)
В рамках исполнения надзорных функций Банком России при проведении в 2009 г. инспекционных проверок 911 кредитных организаций и/или их филиалов были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации - в 287 случаях; принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений - в 196 случаях; наложение штрафов - в 122 случаях; введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций - в 162 случаях; отзыв лицензий - у 10 кредитных организаций.
Таким образом, мы видим снижение количества
нарушений банками
В утвержденном ФАТФ Отчете взаимной оценки РФ, содержащем заключение международных экспертов ФАТФ о соответствии российской системы ПОД/ФТ требованиям международных стандартов в сфере ПОД/ФТ, отмечены эффективная работа банковского сектора в области ПОД/ФТ, активная роль Банка России в организации указанной работы и высокий уровень надзора.
Таким образом, в настоящее время контрольными функциями наделен ряд организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, среди которых кредитные организации, страховые организации, лизинговые компании и т.д. Все из них наделены контрольными функциями и обязаны осуществлять идентификацию клиентов и выгодоприобретателей; представлять в соответствующие органы сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также иной информации по специальному запросу; выявлять и представлять в подразделение финансовой разведки информацию о других сделках, вызывающих сомнения.
Таблица 2.3
Результаты проверок Банка России по выявлению нарушений в сфере ПОД/ФТ
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Отклонения абс. |
Темп прироста, %. | |||
Проверено кредитных организаций |
637 |
911 |
274 |
43 | |||
Доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации |
339 |
287 |
-52 |
-16 | |||
Предъявление требований об устранении выявленных нарушений |
229 |
196 |
-33 |
-15 | |||
Наложение штрафов |
170 |
122 |
-48 |
-29 | |||
Введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций |
252 |
162 |
-90 |
-36 | |||
Отзыв лицензий |
7 |
10 |
3 |
43 | |||
Всего нарушений |
997 |
777 |
-220 |
-22 |
*Источник: Официальный сайт Банк России www.cbr.ru/statistics/
Российская Федерация
Ключевым элементом системы ПОД/ФТ является организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля на уровне первичного финансового мониторинга, т.е. в финансовых и нефинансовых институтах. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма49.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Организации, осуществляющие
операции с денежными средствами
или иным имуществом в соответствии
с правилами внутреннего
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Банком России были разработаны «Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»50. Основными положениями указанного письма Банка России (далее - Рекомендации) являются следующие: ответственным за организацию в кредитной организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации); определены правила внутреннего контроля в кредитной организации в целях ПОД/ФТ.
В соответствии с Рекомендациями Банка России программы осуществления внутреннего контроля, реализуемые в кредитных организациях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны разрабатываться с учетом указанных Рекомендаций, а также особенностей кредитной организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
Рекомендациями предусмотрено, что руководитель кредитной организации назначает ответственного сотрудника - должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений кредитной организации и подотчетен только руководителю.
В кредитной организации на основании пункта 3.3. Рекомендаций Банка России, может быть сформировано или определено структурное подразделение по ПОД/ФТ под руководством назначенного ответственного сотрудника. Указанное подразделение действует на основании положения о данном структурном подразделении и в соответствии с внутренними нормативными документами кредитной организации.
Деятельность некредитных
Деятельность в области ПОД/ФТ – неотъемлемая часть банковского внутреннего контроля и в значительной степени имеет сходные черты со всеми
видами внутреннего контроля, но наиболее близка к специальному контролю за функционированием системы управления банковскими рисками (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Сходства и различия системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ по сравнению с контролем за функционированием системы управления банковскими рисками
Сходства |
Различия |
Контроль основной операционной деятельности кредитной организации |
Независимость от системы управления банковскими рисками |
Единые принципы подчиненности в рамках организационной структуры |
Наличие функции оперативного информирования уполномоченного органа – ФСФМ (функции, внешней по отношению к кредитной организации), причем с использованием электронного обмена сообщениями |
Независимость от основной операционной деятельности |
Наличие высоких квалификационных требований к ответственным сотрудникам |
Возможность использования сходных организационно-методических подходов (например, риск-ориентированного подхода) |
Наличие неформализованных процедур принятия решений, допускающих неоднозначную трактовку (из-за несовершенства нормативно-правовой базы) |
Сходные полномочия в плане доступа к оперативной документации и иной ин формации, связанной с операционной деятельностью |
Высокая цена ошибок (с точки зрения последствий) для кредитной организации, в том числе чисто технических ошибок |
Наличие требований в части конфиденциальности |