Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
Сведения о
проведенных МРУ
*Источник: Росфинмониторинг: итоги 2010
года //www.fedsfm.ru/activity/
С 18 июля 2009 года все кредитные кооперативы (а также те микрофинансовые организации, которые таковыми формально не являлись, но фактически осуществляли свою деятельность исходя из «философии, смысла и духа» кредитной кооперации) начали приводить свою деятельность в соответствие с новым Федеральным законом № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». К тому же они были включены в перечень организаций, «осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» — то есть стали обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.
Анализ взаимодействия кредитных
организаций с
Рис. 2.5 Количество сообщений за год, переданных кредитными организациями в органы финансового мониторинга в области ПОД/ФТ36
При этом доля отбраковываемых
В рассматриваемых зарубежных странах государственные органы исходят из понимания, что банки по определению лучше, чем орган финансовой разведки знают своих клиентов и понимают их операции. Поэтому они полагают, что направлять в орган финансовой разведки следует уже «отфильтрованную» информацию о подозрительных операциях, которая с высокой степенью вероятности будет использована правоохранительными или иными государственными (например, налоговыми) органами.38 Направление банками в орган финансовой разведки слишком большого массива информации о подозрительных операциях (по принципу «на всякий случай»), по мнению государственных органов зарубежных стран, снижает эффективность поиска настоящих нарушителей закона, использующих банковскую систему для отмывания денег.
На сегодняшний день в России удалось построить эффективную систему ПОД/ФТ, в немалой степени это заслуга Банка России. Одной из основных задач Банка России является согласование своих действий как с собственными подразделениями, так и более тесная работа с кредитными организациями и ассоциациями коммерческих банков, таких как Ассоциация региональных банков «Россия» и Ассоциация банков России. Основной работой по выявлению сомнительных операций и их пресечению в Банке России занимается Департамент финансового мониторинга и валютного контроля, а также управления финансового мониторинга в территориальных управлениях.
Банком России активно ведется работа по обучению и повышению профессиональной подготовки специалистов территориальных учреждений по вопросам ПОД/ФТ. Выполняя возложенные на него функции по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, Банк России служит одним из основных центров работы в сфере противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Предоставляемая кредитными организациями отчетность1 позволяет в необходимой мере отслеживать проводимые этими организациями и их клиентами операции.
Таким образом, через финансовую систему осуществляется система мониторинга – постоянное наблюдение, контроль за процессом образования, распределения и использования денежных ресурсов государства с целью эффективного развития экономики страны. В российской системе ПОД/ФТ действуют основные регуляторы: Росфинмониторинг - осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ ПОД/ФТ; ФСФР России - осуществляет контроль за порядком проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях ПОД/ФТ; Банк России проводит проверки кредитных организаций и получает отчетность на предмет соответствия их деятельности положениям законодательства в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Важная роль в системе финансового мониторинга отводится Федеральной службе по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Любые меры в сфере ПОД/ФТ будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов. Это предполагает разработку финансовыми институтами собственных программ по предотвращению отмывания денег, включая: разработку внутренних стратегий, процедур и внутреннего контроля, в том числе порядка назначения руководящих должностных лиц по проверке соблюдения законности, и соответствующего порядка вновь приминаемых служащих, позволяющего обеспечить высокий уровень их благонадежности; программу непрерывного обучения служащих; функции аудита по проверке надежности системы.
Ключевым элементом системы
ПОД/ФТ является организация эффективно
функционирующей системы
Согласно ст. 5 Закона №115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы (рис. 2.6).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом | |||
кредитные организации |
страховые организации и лизинговые компании | ||
организации федеральной почтовой связи |
операторы по приему платежей | ||
Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий |
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества | ||
Ломбарды |
кредитные потребительские кооперативы | ||
Организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами |
коммерческие организации,
заключающие договоры финансирования
под уступку денежного | ||
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и др. |
профессиональные участники рынка ценных бумаг | ||
Рис. 2.6 Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом40
Отмывание с использованием мировой
банковской системы - наиболее распространенный
метод, заключающийся в том, что
если преступным группировкам удается
получить контроль над частью банков,
то им открываются почти неограниченн
Структура организаций, поставленных на учет в Росфинмониторинге, приведена на рис.2.7.
Рис.2.7 Структура организаций, поставленных на учет в Росфинмониторинге в 2008г41
Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 15 тыс. организаций приведенныx на рис.2.7. За 2008 год межрегиональными управлениями Росфинмониторинга было поставлено на учет более 3 тыс. организаций, 60% из которых составили организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. По данным Росфинмониторинга, в 2009 году около 40% преступлений в области отмывания денег было совершено в финансовой сфере и более 30% - на потребительском рынке (рис.2.8).
Рис.2.8 Структура преступлений в области отмывания денег в РФ, 2009г.42
С учетом этих тенденций был расширен перечень организаций, обязанных осуществлять контроль в целях ПОД/ФТ. В 2009 году в этот перечень были включены потребительские кооперативы и платежные агенты по приему платежей физических лиц.
В последние годы во многих странах введены нормативные ограничения сумм финансовых операций (банковские вклады, переводы сумм, покупка денежных инструментов и т.д.), которые можно осуществлять без обязательного сообщения в органы финансового мониторинга. Учитывая эти ограничения, для избегания необходимости заполнения специальных форм отчетности и раскрытия дополнительной информации, крупные суммы «грязных» денег дробятся на ряд небольших траншей, каждый из которых не попадает под ограничения. Безналичные переводы представляют собой быстрый и эффективный способ перемещения преступных доходов, поэтому они также могут быть использованы для финансирования терроризма. Сложные схемы безналичных переводов могут быть применены для преднамеренного сокрытия источника и места назначения денежных средств, предназначаемых для финансирования терроризма. Например, обычная система для передачи финансов террористам может быть организована просто путем использования различий в режимах мониторинга в различных странах. Если в стране отправителя безналичного перевода отсутствуют требования о сохранении записей об инициаторе трансакции или эта информация не передается тем или иным посредником далее по пути прохождения этой трансакции, то, следовательно, органы расследования не будут иметь доступа к информации, которая могла бы помочь установить связи террористов. В настоящее время безналичные переводы, осуществляемые для целей финансирования терроризма, могут быть выявлены с помощью ограниченного количества показателей, к которым, прежде всего, относятся: источник и место назначения денежных средств, а также имена физических лиц, являющихся сторонами по операции, в случаях, когда эта информация является доступной.
Отмывание с использованием небанковских финансовых инструментов, проходит через небанковские финансовые организации – финансовые компании, пенсионные и различные инвестиционные фонды, системы денежных переводов остро конкурируют с банками на легальных финансовых рынках и активно применяются при легализации незаконных доходов. Этому способствует их огромная финансовая мощь. Совокупные активы этих организаций оцениваются в 28 трлн. долларов США.
Отмывание на основе страховых механизмов, также является одним из наиболее распространенных методов. Мировой рынок страховых услуг весьма разнообразен и по величине страховых платежей (премий) оценивается 2,5 трлн. долларов США (736,6 млрд. рублей в России за 2007 год43. Поскольку страховые выплаты во многих странах освобождены от некоторых налогов, страховые операции служат важной составляющей многих легальных финансовых схем. Кроме того недостаточное регулирование этой отрасли открывает широкие возможности ее использования лицами, отмывающими преступные доходы. В целом данная отрасль считается наиболее уязвимой на заключительной стадии цикла отмывания преступных доходов (стадии «интеграции»). Как показывают наблюдения, уровень выявления операций по отмыванию преступных доходов в сопоставлении с размером самой индустрии в целом очень низкий. Это наблюдение, вероятно, потребует дальнейшего углубленного изучения специфики рисков отмывания преступных доходов в каждом секторе, которые формируют отрасль страхования.
Схемы отмывания, связанные с использованием бирж и фондового рынка, в последнее время являются одной из основных тенденций в отмывании средств, полученных преступным путем. Рынок ценных бумаг – очень привлекательный инструмент для легализации, поскольку он характеризуется разнообразием, простотой условий торговли (например, электронные торги) и возможностью легко осуществлять транснациональные операции. Гигантские размеры и обороты фондового рынка являются ещё одной притягательной чертой для «отмывателей».
Схемы отмывания через оффшоры заслуженно являются одними из самых распространенных методов. Оффшор - государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В настоящее время в мире существует более 100 оффшорных зон, среди которых крупнейшими являются Панама, Британские Виргинские острова, Ирландия, Кипр. По экспертным оценкам, более трети мирового денежного оборота, так или иначе, связано с оффшорным бизнесом.
Глобальный финансовый кризис 2008 г. вновь привлек внимание к оффшорным юрисдикциям во всем мире. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведет список стран и территорий, которые не предоставляют информацию о налоговых и финансовых операциях зарегистрированных в них юридических лиц. В отношении этих государств страны - члены ОЭСР принимают финансовые и фискальные санкции.