Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

             

 

Рис.1.3. Количество заявлений с подозрениями на отмывание денег, поступившие в органы финансовой разведки в 2009г.14

 

Приведенные данные говорят о том, что подозрения, которые нашли отражение в  сообщениях MROS, были оправданы и хорошо обоснованы, в отличие сообщений, поступивших в соответствующие органы Германии и России.

Таким образом, сложившаяся международная  система ПОД/ФТ состоит из: международных  и региональных организаций, в компетенцию  которых входят вопросы ПОД/ФТ; международных  договоров и актов, совокупности национальных систем ПОД/ФТ. Международные акты в сфере ПОД/ФТ:  1) акты, юридически обязательные для государств-участников: Устав ООН (глава VII); Конвенции ООН; Резолюции Совета Безопасности ООН;  Конвенции и директивы Совета Европы; 2) акты, носящие рекомендательный характер: рекомендации (Сорок и Девять Специальных) ФАТФ (закрепляют и развивают положения конвенций); акты группы «Эгмонт»; документы Базельского комитета по банковскому надзору (Общее руководство по открытию счета и идентификации клиента; Принципы управления рисками в электронной банковской деятельности; Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью); Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы); документы Международной организации комиссий по ценным бумагам - ИОСКО и др.

1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Под термином «отмывание денег» имеются в виду методы и процедуры, позволяющие полученные в результате преступной деятельности средства переводить в другие активы для сокрытия их истинного происхождения, настоящих собственников или иных аспектов, которые могли бы свидетельствовать о нарушении законодательства. Наиболее широко различные способы отмывания денег используются в таких случаях, как торговля наркотиками и оружием, мошенничество, террористическая деятельность, вымогательство, проституция, торговля контрабандными и украденными товарами, коррупции. Однако по своей сути отмывание денег сопровождает любое преступление, мотивом которого является получение дохода.

Финансовая глобализация и связанные  с ней риски отмывания денег  и финансирования терроризма предполагают усиление ответственности всех участников международной финансовой системы. Поэтому проникновение «грязных» денег в национальные банковские системы в последнее время представляет собой объект пристального внимания международной общественности и «правоохранительных структур». Следовательно, недостаточное внимание к проблеме ПОД/ФТ может привести к существенным осложнениям процесса их интеграции в мировой финансовый рынок.

В Федеральном Законе «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»15 (далее – Закон №115-ФЗ)  легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ16

Доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Особенностью преступлений, связанных с отмыванием денег, является их вспомогательный характер,  то есть целью данных преступлений является продолжение и расширение «традиционной» криминальной деятельности. Результатом этих преступлений является получение материальной выгоды, как правило, в виде денежных средств, которые необходимо «отмыть» для придания им вида полученных законным путем. Отмывание преступно полученных доходов - это составляющая часть действий преступников в таких сферах противоправной

деятельности,  как организованная преступность, терроризм и коррупция (табл. 1.4).

 

 

 

 

 

Таблица 1.4

Взаимосвязь преступлений в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем17

 

Организованная преступность

Терроризм

Коррупция

Денежные средства и  иное имущество, полученное в ходе торговли наркотиками, продажи оружия, организации торговли людьми и проституции необходимо вкладывать в законный бизнес. Требуются постоянно функционирующие схемы отмывания полученных преступных доходов. К разработке и реализации схем могут привлекаться квалифицированные специалисты в сфере юриспруденции, экономики и финансов, банковского дела. Суммы отмывания могут достигать значительных размеров.

Требуется отмывание  средств для организации террористических актов, обеспечения активности организаторов  и руководителей террористических организаций. Необходимо законное прикрытие преступной деятельности, обеспечивающей доходную часть бюджета террористических организаций. Отмывание преступных доходов носит как постоянный, так и разовый характер.

Требуется отмывание  средств, полученных в ходе коррупционной деятельности. Отмывание чаще всего будет носить разовый характер. Высока вероятность привлечения посредников для проведения операции по отмыванию доходов. По сравнению с доходами преступных организаций суммы отмывания незначительные.


 

В Законе №115-ФЗ финансирование терроризма - предоставление или сбор средств  либо оказание финансовых услуг с  осознанием того, что они предназначены  для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

К числу основных причин и факторов развития финансирования терроризма  можно отнести следующие: неспособность государства осуществлять эффективный контроль над финансовой системой в силу несовершенства законодательства;  отсутствие практики по уголовным делам о финансировании тероризма; политическая и экономическая нестабильность в обществе; коррупция; распространение терроризма. Живучесть транснациональных преступных организаций также в немалой степени связана с тем, что, проводя свои операции, они полностью игнорируют границы государств, национальный суверенитет, в то время как международные и национальные силы, ведущие с ними борьбу, обязаны действовать по строгим правилам, устанавливаемым этими атрибутами государственности.

Основные цели осуществления финансирования терроризма: поддержание деятельности террористических организаций; возможность  осуществлять реализацию каких-либо интересов  и контроль над определенной социальной сферой;  сокрытие следов происхождения  доходов, полученных из нелегальных источников; обеспечение доступа к полученным денежным средствам. Легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, а также зачастую являются основным источником финансирования экстремистских групп.18

Развивающаяся на этой базе криминальная экономическая система наносит  ущерб экономике, подрывает финансовую стабильность государства, позволяет  организованной преступности устанавливать  контроль над экономической системой страны. То есть, данное явление можно рассматривать как угрозу экономической и даже шире – национальной безопасности государства. Легализация преступных доходов создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям, осуществляемым во всех сегментах общественной жизни, чем нарушает нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов, подрывает способность органов государственной власти контролировать финансовую систему страны и управлять ею.

Повышенная общественная опасность  легализации преступных доходов обуславливается не только ее прямой связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, а также террористической деятельностью, но и тем, что данная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер. Легализация преступных доходов приобрела такие масштабы, что может служить источником финансовых и экономических потрясений для любого государства мира, а ущерб от финансирования терроризма определятся не только материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч человеческих жизней.

Эксперты МВФ оценивают суммарный  объем отмываемых преступных доходов  в 2-5% от мирового ВВП, который (рассчитанный по паритету покупательной способности – ППС) в докризисном 2007 году составил $72,5 трлн., что составляет от 0,6 до 1,5 трлн долларов в год. В 2007 году по всему миру было отмыто $1,45-3,62 трлн.

Инфраструктура, используемая международными преступными группами, для отмывания  незаконных доходов является обширной и всемирной. Это гостиницы, казино, рестораны, строительные компании, транспортные агентства и т. д. Чтобы узаконивать и перемещать преступные доходы, обычно используются международные банковские и финансовые системы. Огромные суммы денег омываются в таких странах, как Гонконг, Япония, Германия, Великобритания и Соединенные Штаты, хотя обширное законодательство и меры контроля делают проведение незаконных финансовых сделок именно в этих странах более трудным и опасным.  Многие факторы вносят свой вклад в уязвимость страны к отмыванию денег: недостаток адекватного законодательства или соответствующего правоприменения, законы о банковской тайне, слабые или коррумпированные финансовые учреждения, неадекватное или неэффективное регулирующее наблюдение за деятельностью финансового сектора и т. д.

Офшорные банковские центры типа Лихтенштейна, Багамских островов, Науру и Ливана обычно обеспечивают тайну банковских вкладов и облагают доходы низким налогом. Эти условия стимулируют проводить незаконные финансовые действия именно в этих странах.  На юго-востоке и юго-западе Азии, а также на Ближнем Востоке неофициальные банковские системы, известные как hawala, hundi, или hui kuan, предлагают альтернативные возможности для отмывания финансовых фондов вне формальной банковской системы. ФАТФ отмечает рост незаконных средств, отмытых через небанковские финансовые учреждения вроде организаций по обмену валюты, при помощи денежных переводов или через казино. Эти организации имеют тенденцию быть менее регулируемыми, чем банковские, и они часто используются для переводов денег в законную экономику.

 Среди оффшорных зон, которые  привлекают иностранные компании  и банки благоприятными условиями  регистрации и деятельности, а  главное, гарантиями сохранения  банковских секретов и политической  стабильностью, есть не только  развивающиеся страны (как, например, Каймановы и Бермудские острова), но и развитые страны (например, Швейцария и Люксембург). Клиентами таких банковских центров становятся как чисто мафиозные организации (прежде всего, связанные с наркобизнесом), так и легальные транснациональные корпорации, скрывающие свои доходы от налогов19.

В 2009 г., по данным МВД, в России размер материального ущерба, причиненного экономическими преступлениями, составил свыше 1 трлн руб. (плюс 745%  к аналогичному периоду прошлого года)20. В 2009 г. выявлено свыше 428 тыс. экономических преступлений, в том числе 74,5 тыс. - в крупном и особо крупном размере. С точки зрения легализации преступно нажитых доходов, самой криминогенной остается финансово-кредитная сфера и потребительский рынок.  За 2009 год выявлено около 9 тыс. преступлений, связанных с легализацией имущества и денежных средств. В суд направлены уголовные дела по 7 тыс. преступлений в этой сфере, к уголовной ответственности привлечены около 2 тыс. человек. В 2009 году за неоднократные нарушения 115-го закона лишились лицензий 10 кредитных организаций - против 104 в 2006-2007 годах.

Можно утверждать, что значительному  развитию отмывания денег в последние  годы благоприятствовали некоторые  условия, которые можно определить как: легкость, с которой средства могут быть введены в денежный оборот; возможность перевести свободно и без последующего контроля значительные капиталы из одной страны в другую, заимствуя хитроумные способы и системы, внедренные транснациональными фирмами; высокая предприимчивость и эффективность, достигнутые преступными организациями, которые прибегают к высококвалифицированным финансовым консультациям21.

Традиционно процесс отмывания  денег состоит из трех этапов. На первом этапе (этап размещения) происходит размещение незаконных доходов в  финансовых институтах. Второй этап (этап преобразования) заключается в проведении финансовых операций, целью которых является сокрытие преступного происхождения доходов. На третьем этапе (этап консолидации) «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав.

Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет  использовать практически любой  из них для отмывания денег (таб.1.5).

Классические схемы отмывания денег включают в себя использование операций с наличностью, злоупотребления услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры.

 

 

 

Таблица 1.5

Способы отмывания  доходов, полученных преступным путем22

Способы отмывания доходов, полученных преступным путем

         

Вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом грузе с целью  дальнейшей репатриации через иностранные  банки.

 

Внесение больших сумм на счет наличными, что может указывать на противоправную направленность действий клиента банка.

Прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих  реальные возможности клиента в  бизнесе.

 

Заключение фиктивных  арендных договоров и фиктивных  контрактов на поставку несуществующих товаров.

Многократное зачисление средств на счет в течение дня  разными лицами.

 

Покупка ценных бумаг  с их переводом в другой банк и  т. п.

Проведение операций в особо крупных размерах в  интересах третьих лиц, в частности  обмен больше сумм денег.

 

Перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм.

Заключение контрактов с инофирмами на оказание различных  услуг информационно-справочного  характера.

 

Стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах.

Выдвижение без основательных  причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами.

 

Предоставление сведений о себе, достоверность которых  невозможно проверить либо заведомо искаженных сведений

 

Сокрытие настоящего происхождения денег (счета в  иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т. п.).

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,