Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
Наибольшее влияние на развитие международной системы ПОД/ФТ оказывают: ФАТФ, региональные структуры по типу ФАТФ, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Управление ООН по наркотикам и преступности, Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
ФАТФ – межправительственная организация - Группа финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, вырабатывающая мировые стандарты в сфере ПОД/ФТ, а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. ФАТФ была создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Членами ФАТФ являются 35 страны и 2 организации, наблюдателями – 20 организаций и 1 страна.
Основным инструментом
ФАТФ в реализации своего мандата
являются 40 рекомендаций в сфере
противодействия отмыванию
В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН. Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается 3 раза в год, а также рабочие группы ФАТФ: по оценкам и имплементации, по типологиям, по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег, по обзору международного сотрудничества.
Таблица 1.1
Классификация антилегализационных мер, выработанных на международном уровне и изложенных в 40 рекомендациях для стран – членов ФАТФ
Группа |
Подгруппа |
№ рекомендации |
Правовое обеспечение антилегализационной национальной системы |
Признание факта отмывания незаконно полученных доходов уголовным преступлением |
1, 2 |
Осуществление обеспечительных мер и конфискации имущества |
3 | |
Развитие контрольных функций коммерческих участников финансовой системы |
Надлежащая проверка клиента, создание базы данных и обеспечение сохранности информации |
4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
Сообщения о подозрительных операциях уполномоченному органу |
13, 14, 15, 16 | |
Прочие меры для предупреждения отмывания денег |
17, 18, 19, 20 | |
Меры в отношении клиентов тех стран, которые не сотрудничают с ФАТФ |
21, 22 | |
Регулирование и надзор |
23, 24, 25 | |
Институциональные изменения в национальных системах ПОД/ФТ |
Создание новых или трансформация действующих уполномоченных органов, их полномочий и ресурсного обеспечения |
26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 |
Прозрачность деятельности субъектов хозяйствования |
33, 34 | |
Международное сотрудничество |
Взаимная правовая помощь и экстрадиция |
35, 36, 37, 38, 39, |
Иные формы сотрудничества |
40 |
*Источник: Ярлыков С. Ю. Финансовый мониторинг кредитных учреждений в условиях финансового кризиса / Экономико-прикладные проблемы системного управления в условиях кризиса: сб. научных трудов. - М.: Маркет ДС, 2009.
ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне является Подразделение финансовой разведки (ПФР), отвечающее за сбор и анализ финансовой информации в пределах страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.
Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют структуры, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.
Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем осуществления взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендаций ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для соответствующего региона.
ФАТФ и региональные структуры
по типу ФАТФ совместно образуют единую
международную систему (сеть) по распространению
и внедрению международных
Документы ФАТФ, представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима ПОД/ФТ, комплексность и универсальность которых выражается в: максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях; тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ; предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ: 40 рекомендаций ФАТФ; 9 Специальных рекомендаций ФАТФ; Методология оценки соответствия 40 Рекомендациям и 9 Специальным рекомендациям ФАТФ; Руководство для стран и экспертов по проведению оценок и взаимных оценок по ПОД/ФТ. В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем присоединения некоторых стратегически значимых стран, которые могут сыграть важную роль в своих регионах в ходе борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Региональные структуры по типу ФАТФ, созданные сегодня в большинстве регионов мира, представляют собой важное звено в реализации механизмов международной политики ПОД/ФТ. В настоящее время в мире существует 9 региональных структур по типу ФАТФ5:
- Евразийская
группа по противодействию
- Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
- Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
- Группа разработки финансовых
мер борьбы с отмыванием денег
на Ближнем Востоке и в
- Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ);
- Карибская группа разработки
финансовых мер борьбы с
- межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИЯБА).
Сходные с РСТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным структурам по типу ФАТФ. Еще одна региональная структура – Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РСТФ цели и задачи, – пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной структуры по типу ФАТФ.
Создание ЕАГ для стран Евразийского региона, не входивших в существующие региональные структуры по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в вопросах снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения государств региона в международную систему ПОД/ФТ. ЕАГ была создана 6 октября 2004 г. по инициативе РФ, поддержанной ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств.
Основными задачами ЕАГ являются:
содействие в распространении
Все ключевые мероприятия ЕАГ - Пленарные заседания, заседания рабочих групп, семинары для экспертов-оценщиков, конференции доноров - проходят при активном участии представителей ФАТФ, МВФ, ВБ, УНП ООН, Комитета экспертов Совета Европы МАНИВЭЛ, США, Великобритании, Украины и др. В 2005г. был создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга, призванный обеспечивать участие России в ЕАГ, в том числе в области предоставления технического содействия и обучения кадров.
Российская Федерация является членом МАНИВЭЛ (ранее Комитет имел название Комитет PC-R-EV) - комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ, до 2002 г. – PC-R-EV) был создан в 1997 г. МАНИВЭЛ является подкомитетом Европейского Комитета Совета Европы по проблемам преступности (CDPC). Комитет проводит пересмотр мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в государствах-членах Совета Европы (и государствах-кандидатах на вступление в Совет Европы), которые не являются членами ФАТФ. Государства-члены Совета Европы, являющиеся членами МАНИВЭЛ и впоследствии ставшие членами ФАТФ, могут оставаться полными членами МАНИВЭЛ6.
Целью Комитета является обеспечение наличия в государствах эффективных систем по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Комитет проводит взаимные оценки государств в отношении всех соответствующих международных стандартов в правовой, финансовой и правоохранительной сферах. Отчеты МАНИВЭЛ содержат подробные рекомендации по вопросам увеличения эффективности национальных режимов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также возможности государств осуществлять международное сотрудничество в этих сферах.
Пленарные заседания Комитета проводятся, как правило, 3-4 раза в год. Кроме того, МАНИВЭЛ организует мероприятия, направленные на обмен опытом по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (семинары по типологиям) и подготовку экспертов-оценщиков для участия в миссиях по взаимной оценке (обучающие семинары).
Для эффективной борьбы с отмыванием денег во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся проблемой отмывания денег. Они получили название «подразделения финансовой разведки» (ПФР). Создание подразделений финансовой разведки вначале рассматривалось как изолированное явление. С 1995 г. ПФР стали работать вместе в неформальной организации, известной как Группа «Эгмонт» (названа так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). Целью этой группы стало создание форума ПФР, который будет оказывать поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий.
Группа «Эгмонт» объединяет ПФР 116 государств и имеет представительства на всех континентах. На первой учредительной конференции в Брюсселе были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом. На четвертом заседании Группы «Эгмонт» в ноябре 1996 г. в Риме было сформулировано определение «подразделение финансовой разведки», регламентирующее минимальные требования к таким подразделениям. Согласно этому определению, подразделение финансовой разведки является «центральной государственной структурой, ответственной за получение (и, в рамках закона, требование), анализ и передачу компетентным органам следующей финансовой информации:
- касающейся доходов, в отношении которых существует подозрение в их криминальном происхождении;
- требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег.
Одной из причин выработки определения ПФР было стремление разграничить эти подразделения от других участников программ борьбы с отмыванием денег. Это определение стало стандартом для оценки вновь создаваемых подразделений. В 2004 г. было выработано новое определение, включившее в задачи ПФР также полномочия по противодействию финансированию терроризма7.
В июне 1997 г. в Мадриде было принято Заявление о Целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была принята новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.
ПФР России (Росфинмониторинг) был принят в Группу «Эгмонт» в июне 2002 г. на девятом пленарном заседании этой Группы, подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР Группой «Эгмонт», и активно участвует в заседаниях следующих рабочих подгрупп - по правовым вопросам, по оперативным вопросам, по привлечению новых членов, по обучению и по информационным технологиям. По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Сербии и Украины.
К числу базовых документов также относится заявление руководителей центральных банков стран - G-7 («большой семерки») «О принципах регулирования работы банков, осуществления практического контроля за их деятельностью и предупреждения криминального использования банковских систем для «отмывания денег» (Базельское соглашение, 12 декабря 1988 г.)8.
В связи со сложившейся в мире криминальной ситуацией, увеличением количества операций по легализации преступных доходов международное сообщество было вынуждено разработать новую методику деятельности налоговых, правоохранительных органов и финансовых учреждений и определить принципы, которыми следует руководствоваться в борьбе с отмыванием денег через банковскую систему: