Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением офшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских (альтернативных) систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.
Для отмывания денег могут
Среди экономических особенностей страны, способствующих отмыванию денег, можно выделить следующие: высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики или «черного рынка»; несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями; распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти; существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов; невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.
Кроме того, способствуют распространению отмывания средств, полученных преступным путем, неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания); законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы; просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами; широкое использование предприятиями банками операций с вовлечением офшорных компаний; существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя»; доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.
В странах с переходной и развивающейся экономикой, отличающихся масштабным уклонением от уплаты налогов, процесс отмывания денег тесно связан с оттоком капитала. Отмывание средств от неуплаты налогов отличается от «классических» операций по отмыванию денег тем, что в данном случае доходы могут быть получены законным путем. Проводимая странами с переходной и развивающейся экономикой либерализация межграничных потоков капитала, приватизация предприятий государственного сектора, снятие таможенных ограничений при вступлении в ВТО, ускоренное реформирование финансовой системы облегчают отмывание денег в условиях недостаточно совершенного законодательства и органов регулирования.
Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются.
Действующая в мире система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом рекомендаций ФАТФ. Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования финансовой системы для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно финансовая система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. С другой стороны, на взгляд экспертов, банкиры и специалисты (бухгалтеры и адвокаты) являются дееспособными блюстителями закона или могут стать таковыми, если заставить их принять на себя различного рода определенные обязательства, касающиеся как функционирования общих систем, например, ввести законодательные требования о создании соответствующих механизмов, препятствующих отмыванию денег, так и личной ответственности, например, путем введения строгих уголовных наказаний для лиц, содействующих использованию доходов от преступной деятельности.
В структуре системы контроля в сфере ПОД/ФТ выделяют два взаимосвязанных механизма, согласованное функционирование которых обеспечивает относительно эффективное противодействие рассматриваемым процессам: механизм уголовно-правового контроля и механизм финансового контроля. Особое внимание законодательство различных стран уделяет контролю над отмыванием денег на стадии их размещения в финансовых учреждениях. Как показывают исследования, именно данная фаза легализации криминальных доходов является наиболее уязвимой для государственного контроля. Эффективность любой модели контроля над отмыванием денег зависит от того, в какой мере она обеспечивает финансовую прозрачность деятельности учреждений финансового и нефинансового сектора экономики для уполномоченных правительственных органов23.
Несмотря на сохранение в деятельности финансового сектора важной роли банковской тайны, профессиональных привилегий и налоговой конфиденциальности, в последние десятилетия наблюдается тенденция к большей прозрачности финансовой системы. Этому в немалой степени способствовали ряд международных скандалов (например, вокруг Банка международного кредита и торговли (Ваnк оf Сrеdit аnd Соmmerсе International), а также разоблачений в прессе коррумпированных банкиров, сотрудничающих с торговцами наркотиками и оружием и другими группами организованной преступности. Сегодня сложились три модели контроля за размещением криминальных средств в систему финансовых институтов.
1. Система контроля, предусматривающая
обязательное сообщение в
2. Система контроля, предусматривающая
сообщение о подозрительных
Одним из преимуществ первой модели над второй является то, что она не зависит от определения того, какая сделка подозрительна, а какая нет. Определение подозрительности может быть источником трений между властями и банкирами необходим закон, точно определяющий то, о чем их служащие должны сообщать. С другой стороны, существует опасность того, что при определении перечня подозрительных обстоятельств банкиры будут сообщать только о них и не более того. Вместо этого целесообразно побуждать банкиров использовать свое профессиональное суждение для обнаружения случаев, не имеющих законного экономического обоснования.
Другая проблема, касающаяся сообщений о подозрительных сделках, заключается в том, что некоторые страны требуют сообщать только о сделках, в которых могут присутствовать наркодоходы, не принимая во внимание доходы от других видов преступной деятельности. Такие законы ставят своеобразную дилемму перед банковскими кругами, так как служащему или менеджеру банка практически невозможно определить происхождение крупных сумм наличных денег у клиента, не имеющего законных источников дохода, и классифицировать их как доход от продажи наркотиков, контрабанды людьми, вымогательства, незаконного игорного бизнеса или эксплуатации проституции24.
Существуют также сложности в обеспечении эффективного контроля над организациями финансового сектора. Исторически на банки всегда распространялись законы о валютном регулировании и сообщении о сделках по двум причинам. Низкая стоимость их услуг и соответствующая доступность для размещения незаконных доходов широко использовались для отмывания доходов от наркотиков и других преступлений. Более того, они уже были регулируемыми учреждениями и на них было легко распространить новые требования по учету и сообщению о сделках. Применение этих требований к небанковским финансовым учреждениям таким, как дилеры ценных бумаг, пункты обмена валют и лицензированные игорные заведения встречает во многих странах значительное сопротивление законодателей и представителей соответствующих профессий. Многих из отмеченных недостатков лишена третья система контроля, введенная в Италии.
3. Система контроля, предусматривающая
запрет крупных сделок с
Таким образом, финансовые учреждения стали одним из главных составляющих элементов системы ПОД/ФТ. Растущая способность банков быстро и анонимно, в автоматизированном режиме переводить денежные средства делает их целью преступной деятельности, и если банки не уделяют должного внимания вопросам противодействия легализации преступных доходов, они, сами не подозревая об этом, могут быть использованы в противозаконных целях лицами, занимающимися отмыванием денег. Поэтому участие в ПОД/ФТ стало одним из важнейших направлений деятельности финансовых учреждений.
В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы.
В задачи контролирующих финансы организаций входит: обеспечение наличия у поднадзорных организаций программ защиты от отмывания денег; осуществление сотрудничества с судебными и правоохранительными органами; наличие полномочий по регулированию деятельности в сфере борьбы с отмыванием денег не только по отношению к поднадзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профессиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами; выработка основных направлений борьбы с отмыванием денег в своих сферах; оказание помощи финансовым организациям в выявлении подозрительного характера деятельности их клиентов; принятие необходимых правовых и административных мер против установления контролирующего влияния или приобретения значительного участия в финансовых учреждениях преступниками или их пособниками25.
Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика показывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации. Кроме того, должны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денег через неконтролируемые финансовые организации (типа обменных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денег. Финансовый контроль как экономическая категория находится в постоянном развитии и трансформируется в соответствии с изменениями параметров окружающей финансово-экономической среды. Подтверждением тому служит появление его нового вида – финансового мониторинга, играющего важную роль в повышении прозрачности функционирования национальных финансовых систем и реализации государственных приоритетов социально-экономического развития26.
С институциональной точки зрения финансовый мониторинг представляет собой деятельность уполномоченного органа и его структур по анализу информации, поступающей из финансового сектора экономики; выявлению нарушителей финансового законодательства и взаимодействию с правоохранительными органами по вопросам принятия к ним мер принудительного воздействия с целью минимизации теневых финансовых потоков. С функциональной точки зрения финансовый мониторинг представляет собой процесс непрерывного сбора, анализа и обработки информации, поступающей из финансового сектора экономики, выявления на основании определенных критериев и признаков-индикаторов отклонений (нарушений, искажений, злоупотреблений) в финансовой системе как отдельно взятой страны, так и глобальной экономики, с целью последующего устранения выявленных диспропорций или их предотвращения.
Перечислим основные финансовые институты, главной задачей которых является обнаружение и пресечение финансовых нелегальных схем, а также разработка мер и рекомендаций по их выявлению:
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)27;
- Федеральная служба
страхового надзора (
- Центральный банк
Российской Федерации (Банк
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России);
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
- Федеральная налоговая служба (ФНС России)28;