Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

 

*Источник: Алексеев Н.К. Управление эффективностью внутреннего контроля кредитной организации в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма //Налоговая политика и практика. 2009. № 3/1.

 

Частью системы внутреннего  контроля кредитной организации является Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к основным задачам которого относятся:

- минимизация риска использования кредитной организации в качестве посредника в целях отмывания денег и/или финансирования терроризма;

- исключения вовлечения кредитной организации и участия его работников в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма;

- защиты кредитной организации от правовых, репутационных и финансовых рисков, возникающих в связи с попытками использовать кредитную организацию для проведения операций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма;

- выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций, их документального фиксирования и представления сведений о таких операциях в Росфинмониторинг;

- обеспечения взаимодействия кредитной организации и Росфинмониторинга при получении кредитной организацией запросов о предоставлении информации и документов в отношении операций клиентов кредитной организации в связи с подозрениями об их причастности к отмыванию денег и/или финансированию терроризма.

В соответствии с требованием пункта 2 статьи 7  закона № 115-ФЗ в кредитной организации должны быть разработаны правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Функции контроля за организацией в кредитной организации системы мер по ПОД/ФТ осуществляет руководство кредитной организации.

В целях противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитная организация разрабатывает следующие программы:

1. Программу по организации в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Программу идентификации клиентов, установления и идентификации  выгодоприобретателей.

3. Программу выявления в деятельности клиента операций, подлежащих

обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

4. Программу документального фиксирования  информации об операции (сделке) клиента и представление соответствующей  информации в Росфинмониторинг.

5. Программу по отказу от заключения  договоров банковского счета  (вклада) с физическими и юридическими  лицами и приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами или иным имуществом.

6. Программу хранения информации  и документов, полученных в результате  реализации программ осуществления  внутреннего контроля в целях  ПОД/ФТ.

8. Программу подготовки и  обучения кадров кредитной организации по ПОД/ФТ.

Квалификационные требования для сотрудников организаций-субъектов  Федерального закона 115-ФЗ установлены  Правительством РФ. В феврале 2009 года вступил в действие приказ Федеральной  службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) № 256, которым утверждены требования к подготовке и обучению сотрудников организаций.

Несмотря на усилия надзорных  и правоохранительных органов по противодействию сомнительным операциям, на рынке регулярно появляются новые  «схемы», направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, с использованием меняющихся «технологий» обналичивания денег и вывода капитала за рубеж. Стоит отметить, что в последнее время участились случаи, когда организации становятся невольными соучастниками нарушений законодательства из-за недостатка компетенции своих сотрудников. Это говорит о том, что обучать сотрудников распознавать и выявлять нелегальные и сомнительные операции, а также осуществлять внутренний контроль важно и нужно. В противном случае, компания, ее владельцы и топ-менеджеры рискуют столкнуться с жесткими санкциями за преступление, которого они не совершали, а также с потерей деловой репутации. Многочисленные клиенты, не всегда имеющие очевидную мотивацию совершения операций как с ценными бумагами, так и с производными инструментами, создают предпосылки к достаточной уязвимости фондового рынка, в том числе с точки зрения отмывания преступных доходов. Особо очевидными такие явления стали на фоне нестабильности финансовой системы: тенденции последнего времени свидетельствуют о «перетоке» недобросовестных клиентов из банковской сферы на рынки сложно структурированных продуктов: ценных бумаг, страхования и т.д.

Первыми в направлении  выявления операций, вызывающих сомнение с точки зрения закона 115-ФЗ, начали работать банки. Сотрудникам кредитных организаций даются подробные инструкции по противодействию «серым» и «черным» схемам, их учат «вычислять» неблагонадежных клиентов и сообщать о своих наблюдениях в службы внутреннего контроля. Эти службы регулярно проводят обучение и устраивают проверки знаний сотрудников соответствующих подразделений.

Росфинмониторинг устанавливает  единообразные подходы к обучению для некредитных организаций, которые  позволяют повысить эффективность  организации внутреннего контроля, определяет рамки, порядок и формы проводимого обучения руководства компаний и сотрудников контрольных служб52.  Сотрудники должны самостоятельно изучить законодательство в сфере ПОД/ФТ, внутренние инструкции, пройти вводные, плановые и внеплановые инструктажи внутри организации. Прохождение внутреннего обучения и полученные в результате него знания контролируются внутри компании. Кроме этого документ предписывает ряду сотрудников всех компаний ежегодно проходить внешнее обучение, а сотрудникам организаций, действующих на финансовых рынках, – два раза в год.

Внешнее обучение, так называемый «целевой инструктаж», для сотрудников  компаний, действующих на финансовых рынках, будет проводиться учебными заведениями, имеющими аккредитацию ФСФР России.

Основным организатором  процесса обучения для некредитных  организаций-субъектов исполнения закона 115-ФЗ выступает Международный  учебно-методический центр финансового  мониторинга (МУМЦФМ), учрежденный Росфинмониторингом. Поскольку подготовка и обучение кадров являются обязательным элементом организации внутреннего контроля, то соблюдению установленных в этой сфере требований будет уделяться значительное внимание в ходе инспекционных проверок со стороны надзорных органов: ФСФР России, Росфинмониторинга, Росстрахнадзора и других.

Таким образом, необходимость использования  механизмов внутреннего контроля в  сфере ПОД/ФТ определена законодательно. Механизмы внутреннего контроля применяются в любом случае –  либо как единый комплекс мер, либо в сочетании с другими методами снижения рисков.  Состав и структура внутреннего контроля определяется нормативной базой в области ПОД/ФТ. Правила внутреннего контроля и порядок представления требуемой законом № 115-ФЗ информации в Росфинмониторинг разрабатываются организациями в соответствии с порядками, устанавливаемыми Правительством РФ и нормативными документами Росфинмониторинга, а для кредитных организаций также и Банком России. Закон №115-ФЗ предусматривает назначение специальных ответственных сотрудников, отвечающих в организациях за реализацию процедур внутреннего контроля, эффективность которого непосредственно связана с уровнем их квалификации и подготовки по вопросам ПОД/ФТ.

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы реализации банками  функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Современная ситуация в банковской сфере характеризуется бурным развитием  сегмента розничных банковских продуктов  и услуг, которые носят все  более комплексный характер, а также технологий, упрощающих массовый доступ к таким продуктам и услугам. Одним из результатов такого развития за последние годы стало многократное увеличение клиентских баз в банках, активно развивающих это направление. Доступность банковского сервиса, возрастающий уровень интеграции технологий делают банковские операции доступными и востребованными не только для законопослушных клиентов, но и для лиц, занимающихся легализацией преступных доходов, мошенников, а также лиц, причастных к  террористической деятельности.

Вовлечение клиентов банка в  незаконные операции по отмыванию доходов  и финансированию терроризма, по сути, является для банков существенным источником многих рисков. Это и репутационный  риск, и риск финансовых потерь вследствие мошенничества, наконец, риск отзыва лицензии из-за несоблюдения требований законодательства и др.

Поэтому банковская деятельность в  сфере ПОД/ФТ должна рассматриваться  прежде всего как деятельность по управлению специфическими рисками, связанными с противозаконной активностью клиентов. Для организации полноценной деятельности банка по управлению вышеуказанными рисками необходимо эффективное решение следующих типов задач:

  • идентификация субъекта. Задача, включающая в себя множество аспектов, связанных со сбором достаточной и актуальной информации о субъекте, проверкой субъекта на наличие в списках и базах данных лиц, подозреваемых в причастности к терроризму. Это одна из базовых задач, результаты которой в дальнейшем используются при анализе и обнаружении подозрительных операций;
  • противодействие легализации. Задача, состоящая в обнаружении и анализе операций, в которых источник средств в сочетании с другими параметрами (например, назначение платежа и др.) вызывает подозрение в том, что истинное назначение анализируемой операции состоит в легализации доходов;
  • противодействие финансированию терроризма. Задача, состоящая в обнаружении и анализе операций, в которых получатель средств в сочетании с другими параметрами (например, назначение платежа и др.) вызывает подозрение в том, что истинное назначение анализируемой операции состоит в финансировании терроризма;
  • противодействие мошенничеству. Одна из наиболее сложных задач, поскольку предполагает анализ не отдельно взятой операции, а определенной последовательности связанных операций.

В регулировании противодействия  отмыванию преступных доходов и  финансированию терроризма, как и  в любом крупномасштабном и сложном  мероприятии, все еще остается ряд  нерешенных проблем. Нормативно-правовая база деятельности и правоприменительная  практика не в полной мере обеспечивают контроль за рисками легализации в российской экономике и нуждаются в совершенствовании.

Банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Кредитные организации располагают широкими возможностями для выявления подозрительных финансовых сделок и идентификации их участников. В то же время проникновение в банковскую систему преступного капитала неизбежно влечет за собой повышение ее рисков, прежде всего, операционного, а также риска потери репутации.

Неэффективна система критериев  сделок, подлежащих обязательному контролю. Широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны предоставляться в уполномоченный орган, служит причиной аккумуляции в базе данных Росфинмониторинга большого объема информации, не представляющей интерес с точки зрения выявления противоправной деятельности.

Существует также неадекватность мер воздействия в отношении  банков, нарушающих законодательство в области ПОД/ФТ. Санкции со стороны  регулирующих органов не всегда соответствуют  допускаемым нарушениям. В недостаточной  степени проводится работа по профилактике сбоев в организации ПОД/ФТ на уровне отдельных коммерческих банков. Встречаются случаи проявления субъективизма надзорного органа при оценке уровня организации внутреннего контроля банков в целях ПОД/ФТ. Действующее законодательство не предусматривает соразмерных санкций для руководителей и владельцев кредитных организаций, признанных виновными в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов.

В последнее время  участились случаи использования расчетных сетей кредитных организаций, а также терминалов систем моментальных платежей для торговли запрещенными в обороте товарами, в первую очередь наркотическими веществами, контрафактными товарами, а также для сбора иных платежей, осуществляемых субъектами теневой экономики.

В настоящее время в силу низкого уровня вовлечения банков в деятельность мобильных платежных систем они могут быть использованы для легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и других преступных целей.

В отличие от услуги мобильного платежа, которая предполагает перевод денежных средств с уже существующего банковского счета, мобильные платежные системы предоставляют клиентам возможность переводить денежные средства на свой виртуальный счет, так называемый «мобильный кошелек», без посредничества кредитных организаций. Преимуществом мобильных платежных систем является то, что они позволяют быстро осуществлять переводы с помощью сотовых телефонов и не требуют предоставления детальной информации об отправителе и получателе денежных средств. Подобные системы наиболее распространены в развивающихся странах, таких, например, как Филиппины и Кения.

В соответствии с классификацией Федерального казначейства США, организация, оказывающая услуги в сфере денежных переводов, должна быть зарегистрирована в соответствующем порядке. Тем не менее, согласно отчету Государственного департамента США (март 2008 г.), большинство операторов сотовой связи не выполняют существующих требований. Кроме того, поскольку финансовая деятельность не является их основным видом деятельности, операторы не уделяют соответствующего внимания системам ПОД/ФТ.  Таким образом, слабое законодательное регулирование данной сферы создает условия  для использования мобильных платежных систем в преступных целях. Особое значение данная проблема приобретает в силу того, что, согласно прогнозам Всемирного Банка (май 2008 г.), к 2015 г. около половины населения планеты будут иметь сотовые телефоны и около 1,4 миллиарда человек будут иметь возможность переводить денежные средства в обход существующих систем контроля и законодательства.

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,