Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

- Федеральная таможенная  служба (ФТС России)29;

- Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Выделенные органы финансового  контроля, задействованные в системе ПОД/ФТ, являются ключевыми30. Выбор тех или иных административных средств борьбы с отмыванием денег обусловлен, в первую очередь, особенностями системы управления в целом. Вместе с тем любые меры в этой области будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 Инструменты ПОД/ФТ31

 

 

Федеральная служба по финансовому  мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

- контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами  требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

- вносит в Правительство РФ  проекты федеральных законов,  нормативных правовых актов Президента  РФ и Правительства РФ и  другие документы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

- осуществляет сбор, обработку  и анализ информации об операциях  (сделках) с денежными средствами  или иным имуществом, подлежащих  контролю в соответствии с  законодательством РФ; осуществляет  проверку в соответствии с  законодательством РФ о ПОД/ФТ полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации; выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- осуществляет в соответствии  с законодательством РФ о ПОД/ФТ  контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;

- координирует деятельность федеральных  органов исполнительной власти  в установленной сфере деятельности; взаимодействует с Центральным  банком РФ по вопросам установленной  сферы деятельности; с компетентными  органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен; с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за рубежом;

-  направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

- представляет РФ в международных  организациях по вопросам установленной  сферы деятельности и участвует  в установленном порядке в  деятельности этих организаций;

- создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности; формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации.

Росфинмониторинг изучает международный  опыт и практику по вопросам установленной сферы деятельности; обобщает практику применения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и вносит в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства; привлекает к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;   в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности и др.

 

 

Рис. 2.2  Количество проведенных проверок Росфинмониторингом  в области ПОД/ФТ32

 

 

 

 

Рис.2.3 Количество выявленных в ходе проверки операций, сведения по которым не были направлены в Росфинмониторинг в 2005-2008гг.33

 

Ведение с 2008 года Регламента планирования проверок организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, позволило обеспечить сбалансированный охват проверочными мероприятиями всех поднадзорных Росфинмониторингу сфер деятельности и территориальный охват более 95% субъектов Российской Федерации.

По результатам проверок организаций Росфинмониторингом выявлено 12,4 тыс. операций, подлежащих обязательному контролю, на сумму около 70 млрд. рублей и обеспечено их направление в аналитический сегмент базы данных Росфинмониторинга (рис. 2.2.). Количество выявленных в ходе проверки операций, сведения по которым не были направлены в Росфинмониторинг приведены на рис. 2.3. 

По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлечены к  административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ34 Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся, в первую очередь, недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами. В 2008 году в Росфинмониторинг и его территориальные органы от органов прокуратуры поступило более 800 материалов для применения мер административной ответственности по фактам нарушения законодательства о ПОД/ФТ.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Службы, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В 2009 году произошло значительное увеличение количества проводимых Росфинмониторингом финансовых расследований по линии  противодействия отмыванию денег (порядка 24 тыс.). По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос  почти на 70%, что на фоне общего снижения числа преступлений экономической направленности в России (–4,5% по сравнению с 2008 г.) свидетельствует о существенном повышении эффективности работы Росфинмониторинга и российской системы ПОД/ФТ в целом.

О востребованности результатов работы Службы свидетельствует увеличение числа запросов в Росфинмониторинг и материалов углубленных финансовых расследований, переданных в правоохранительные органы. В 2009 году общее число таких материалов составило порядка 23 тыс., что более чем вдвое превышает аналогичный показатель 2008 года.

Выросло количество и качество реализуемых  правоохранительными органами дел, количество вынесенных судами обвинительных  приговоров.

Финансовые институты, особенно кредитные  учреждения, наладили действенные системы внутреннего контроля, что позволяет им не просто формально передавать информацию в Росфинмониторинг, но и принимать другие меры внутреннего контроля, самостоятельно выявлять и пресекать правонарушения. И в этом большую роль сыграли меры, принимаемые надзорными органами во главе с Генеральной прокуратурой РФ.

Была проведена значительная работа по развитию законодательства в антиотмывочной сфере – принят ряд ключевых законов  и подзаконных актов, разработаны  перспективные законопроекты.

Повысилась результативность работы в области выявления и пресечения преступлений и деяний, которые имеют  крайне высокую социальную значимость и оказывают сильное влияние на экономическую безопасность нашей страны.

Учитывая сложную ситуацию в  России в отношении моногородов, проводился анализ деятельности более – 70 градообразующих предприятий. В результате слаженной работы Росфинмониторинга и правоохранительных органов в ряде случаев приняты меры, направленные на недопущение роста социальной напряженности в соответствующих городах.

Проведен комплекс мероприятий  по мониторингу финансовых операций в сфере энергетики, финансового  рынка, агропромышленного комплекса, ЖКХ. В частности, были выявлены крупномасштабные схемы, связанные с легализацией доходов, полученных в результате преступной деятельности ЖКХ – одном из наиболее проблемных секторов с точки зрения хищений и преступлений коррупционной направленности.

В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по противодействию  преступлениям в сфере экономики при Генеральной прокуратуре РФ (МВРГ) Росфинмониторингом проводился анализ деятельности кредитных и иных организаций, которым предполагалось направлять денежные средства по программам антикризисной поддержки, изучались финансовые потоки, идущие за рубеж и поступающие из-за рубежа. Выработаны методики и типологии, позволяющие выявлять схемы на этапе, когда они только запускаются преступниками. В результате этой работы в МВРГ направлена информация по сотням организаций и физических лиц, а также десяткам кредитных организаций, являющихся участниками теневых финансовых схем.

Большая часть проверок проводилась  на основании запросов, поступивших  из российских правоохранительных органов. При этом наиболее активным продолжало оставаться взаимодействие с МВД  России, ФСКН России и ФСБ России (рис. 2.4). 

Внедрение в 2008 году новых подходов в организации работы по этой линии привело к существенному увеличению числа материалов, направленных Росфинмониторингом в правоохранительные органы (около 11 тыс.), что составляет свыше 74% от общего числа проводимых финансовых расследований (около 15 тыс.). В 2007 г. этот показатель составлял около 57%.

Рис. 2.4  Структура запросов, поступивших в Росфинмониторинг  от правоохраительных органов в 2008 г.35

 

Сведения о проведенных МРУ Росфинмониторингом за первое полугодие 2010 года проверках соблюдения законодательства о ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. (табл. 2.1)

Таблица 2.1

Федеральный округ 

количество  проверок, в ходе которых выявлены нарушения 

количество  проверок, в ходе которых нарушения  не выявлены

количество  лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ

сумма административных штрафов, назначенных по ст. 15.27 КоАП РФ (тыс. руб.)

должностные лица

юридические лица

должностные лица

юридические лица

ЦФО

54

6

16

38

195

2770

СЗФО 

72

12

38

44

408

2463

ЮФО

66

14

33

34

375

2025

ПФО

65

5

59

52

613

2722

УФО

41

7

1

22

10

1500

СФО

63

16

22

21

236

1085

ДФО

59

16

42

11

496

808

Всего

420

76

211

222

2333

13373

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,