Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
- Федеральная таможенная служба (ФТС России)29;
- Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора (
Выделенные органы финансового контроля, задействованные в системе ПОД/ФТ, являются ключевыми30. Выбор тех или иных административных средств борьбы с отмыванием денег обусловлен, в первую очередь, особенностями системы управления в целом. Вместе с тем любые меры в этой области будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Инструменты ПОД/ФТ31
Федеральная служба по финансовому
мониторингу (Росфинмониторинг) является
федеральным органом
- контроль и надзор за
- вносит в Правительство РФ
проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов
- осуществляет сбор, обработку
и анализ информации об
- осуществляет в соответствии
с законодательством РФ о ПОД/
- координирует деятельность
- направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
- представляет РФ в
- создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности; формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации.
Росфинмониторинг изучает
Рис. 2.2 Количество проведенных проверок Росфинмониторингом в области ПОД/ФТ32
Рис.2.3 Количество выявленных в ходе проверки операций, сведения по которым не были направлены в Росфинмониторинг в 2005-2008гг.33
Ведение с 2008 года Регламента планирования проверок организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, позволило обеспечить сбалансированный охват проверочными мероприятиями всех поднадзорных Росфинмониторингу сфер деятельности и территориальный охват более 95% субъектов Российской Федерации.
По результатам проверок организаций Росфинмониторингом выявлено 12,4 тыс. операций, подлежащих обязательному контролю, на сумму около 70 млрд. рублей и обеспечено их направление в аналитический сегмент базы данных Росфинмониторинга (рис. 2.2.). Количество выявленных в ходе проверки операций, сведения по которым не были направлены в Росфинмониторинг приведены на рис. 2.3.
По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлечены к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ34 Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся, в первую очередь, недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.
В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами. В 2008 году в Росфинмониторинг и его территориальные органы от органов прокуратуры поступило более 800 материалов для применения мер административной ответственности по фактам нарушения законодательства о ПОД/ФТ.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Службы, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В 2009 году произошло значительное
увеличение количества проводимых Росфинмониторингом
финансовых расследований по линии
противодействия отмыванию
О востребованности результатов работы Службы свидетельствует увеличение числа запросов в Росфинмониторинг и материалов углубленных финансовых расследований, переданных в правоохранительные органы. В 2009 году общее число таких материалов составило порядка 23 тыс., что более чем вдвое превышает аналогичный показатель 2008 года.
Выросло количество и качество реализуемых правоохранительными органами дел, количество вынесенных судами обвинительных приговоров.
Финансовые институты, особенно кредитные учреждения, наладили действенные системы внутреннего контроля, что позволяет им не просто формально передавать информацию в Росфинмониторинг, но и принимать другие меры внутреннего контроля, самостоятельно выявлять и пресекать правонарушения. И в этом большую роль сыграли меры, принимаемые надзорными органами во главе с Генеральной прокуратурой РФ.
Была проведена значительная работа по развитию законодательства в антиотмывочной сфере – принят ряд ключевых законов и подзаконных актов, разработаны перспективные законопроекты.
Повысилась результативность работы
в области выявления и
Учитывая сложную ситуацию в России в отношении моногородов, проводился анализ деятельности более – 70 градообразующих предприятий. В результате слаженной работы Росфинмониторинга и правоохранительных органов в ряде случаев приняты меры, направленные на недопущение роста социальной напряженности в соответствующих городах.
Проведен комплекс мероприятий по мониторингу финансовых операций в сфере энергетики, финансового рынка, агропромышленного комплекса, ЖКХ. В частности, были выявлены крупномасштабные схемы, связанные с легализацией доходов, полученных в результате преступной деятельности ЖКХ – одном из наиболее проблемных секторов с точки зрения хищений и преступлений коррупционной направленности.
В рамках деятельности Межведомственной
рабочей группы по противодействию
преступлениям в сфере экономик
Большая часть проверок проводилась на основании запросов, поступивших из российских правоохранительных органов. При этом наиболее активным продолжало оставаться взаимодействие с МВД России, ФСКН России и ФСБ России (рис. 2.4).
Внедрение в 2008 году новых подходов в организации работы по этой линии привело к существенному увеличению числа материалов, направленных Росфинмониторингом в правоохранительные органы (около 11 тыс.), что составляет свыше 74% от общего числа проводимых финансовых расследований (около 15 тыс.). В 2007 г. этот показатель составлял около 57%.
Рис. 2.4 Структура запросов, поступивших в Росфинмониторинг от правоохраительных органов в 2008 г.35
Сведения о проведенных МРУ Росфинмониторингом за первое полугодие 2010 года проверках соблюдения законодательства о ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. (табл. 2.1)
Таблица 2.1
Федеральный округ |
количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения |
количество проверок, в ходе которых нарушения не выявлены |
количество лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ |
сумма административных штрафов, назначенных по ст. 15.27 КоАП РФ (тыс. руб.) | ||
должностные лица |
юридические лица |
должностные лица |
юридические лица | |||
ЦФО |
54 |
6 |
16 |
38 |
195 |
2770 |
СЗФО |
72 |
12 |
38 |
44 |
408 |
2463 |
ЮФО |
66 |
14 |
33 |
34 |
375 |
2025 |
ПФО |
65 |
5 |
59 |
52 |
613 |
2722 |
УФО |
41 |
7 |
1 |
22 |
10 |
1500 |
СФО |
63 |
16 |
22 |
21 |
236 |
1085 |
ДФО |
59 |
16 |
42 |
11 |
496 |
808 |
Всего |
420 |
76 |
211 |
222 |
2333 |
13373 |