Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;
Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103
3. Принцип повышения
Таблица 3.3
Направления совершенствования системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в банке
Приоритет |
Направление |
1 |
Организация электронного документооборота с ФСФМ |
2 |
Анализ операций на предмет принадлежности к операциям, подлежащим обязательному |
3 |
Контролю |
4 |
Анализ участников операций
на предмет участия |
5 |
Идентификация клиентов и выгодоприобретателей |
6 |
Анализ операций на предмет необычности, подозрительности |
7 |
Повышение квалификации персонала |
*Источник: Ярлыков С. Ю. Финансовый мониторинг кредитных учреждений в условиях финансового кризиса. - М.: Маркет ДС, 2009.
Эффективное противодействие легализации доходов, мошенничеству и финансированию терроризма - это в значительной мере вопрос технологий. Для выполнения требований законодательства в этой сфере банки и финансовые институты сталкиваются с необходимостью внедрять в свои технологические процессы совершенно новые виды деятельности. К таковым относятся:
Причем для различных аспектов деятельности банка в сфере противодействия противозаконной активности клиентов банку приходится решать принципиально различные, требующие специфических подходов задачи. Так, для выявления операций, подозрительных с точки зрения отмывания доходов, необходимо анализировать источник средств. Для выявления операций, подозрительных с точки зрения финансирования терроризма, необходимо анализировать получателя средств. Наконец, для противодействия попыткам мошенничества необходимо анализировать достаточно сложные последовательности операций.
Для банка, обрабатывающего ежедневно десятки и даже сотни тысяч операций и имеющего тысячи клиентов, это становится реальной проблемой, решение которой отвлекает значительные ресурсы.
Ситуация осложняется тем, что решение перечисленных задач, как правило, лишь частично входит в «компетенцию» существующих банковских информационных систем. Попытка же автоматизировать решение этих задач посредством доработки АБС и других прикладных систем приводит к существенному повышению нагрузки на них и как следствие к снижению производительности основных бизнес операций.
Оптимальным выходом в сложившейся ситуации является внедрение специализированной системы, обеспечивающей обнаружение подозрительных операций и клиентов, анализ и управление рисками, возникающими в этой связи, а также формирование регулятивной отчетности для соблюдения требований законодательства в этой сфере. Наличие такой системы в банке позволяет не только решить проблему ПОД/ФТ, но и сосредоточить ресурсы ИС, обеспечивающих бизнес банка, на решении основных задач56.
Мы предлагаем внедрение автоматизированной системы Kastle AML разработчик 3i Infotech (Индия) – решение для противодействия отмывания денежных средств полученных преступным путем и финансирования терроризма. Система Kastle AML позволяет оперативно анализировать оказывающихся в поле зрения банка субъектов (клиентов, контрагентов, агентов и др.) на предмет их принадлежности к различным спискам наблюдения. Списки, обрабатываемые системой, делятся на три типа:
- «черные» списки лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, распространяемые международными организациями. Система обеспечивает автоматическое обновление таких списков по настраиваемому расписанию;
- «белые» списки лиц, благонадежность которых не вызывает сомнений в контексте принятой банком политики, но идентификаторы которых в определенной степени совпадают с идентификаторами лиц из «черных» списков;
- внутрибанковские списки лиц,
благонадежность которых
Система обеспечивает многокритериальный поиск субъекта по всем указанным спискам. Поиск может быть инициирован различными событиями, такими как регистрация нового субъекта, изменение параметров существующего субъекта, обновление соответствующего списка и др. Результат поиска отражается системой в виде количественной оценки степени совпадения. Такая оценка может быть использована в дальнейшем при настройке системы оповещения и обработки инцидентов.
Для решения задачи идентификации
и других аналитических задач
системой используется технология формирования
клиентского досье. Этот процесс
организован как поэтапный
Система Kastle AML осуществляет мониторинг операций в двух режимах: оперативный мониторинг текущих операций в реальном времени, а также ретроспективный анализ текущих и исторических операций.
Методы и критерии, доступные пользователю системы, позволяют обнаружить все подозрительные операции и операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с законом № 115 ФЗ и рекомендациями международных регулирующих органов.
Гибкость при определении пользовательских критериев подозрительности операции, а также полнофункциональный набор преднастроенных критериев позволяют гарантировать возможность адекватной настройки системы в ответ на совершенствование методов легализации доходов и схем мошенничества, а также изменения законодательства.
Система Kastle AML предусматривает несколько видов реакции на обнаруженные инциденты. Во-первых, это оповещение всех ответственных сотрудников об обнаружении инцидента. Оповещение носит поэтапный характер, причем списки сотрудников, подлежащих оповещению на каждом этапе, также настраиваются. Во-вторых, система может сформировать управляющее сообщение, передаваемое другой информационной системе для использования при отработке специфических бизнес-функций. Примером реализации такой технологии может служить взаимодействие с системой SWIFT, что позволяет настроить блокировку посылки SWIFT платежных распоряжений при регистрации определенных инцидентов. Третьим видом реакции системы на обнаруженный инцидент является инициирование внутреннего расследования.
Под расследованием в системе Kastle
AML подразумевается
Одно из основных назначений системы Kastle AML – формирование отчетности в рамках локального законодательства и с учетом рекомендации международных органов в отношении деятельности банка по ПОД/ФТ. Система позволяет полностью автоматизировать формирование таких отчетов и их отправку в регулятивные органы. При этом процесс формирования отчетов интерпретируется системой, как часть технологического процесса обработки инцидента, начиная с его обнаружения и заканчивая принятием решения по результатам расследования.
Таким образом, программное обеспечение Kastle AML позволит решать полный круг задач системы внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТ. Так, посредством описания типовых профилей клиента и соответствующих типовых шаблонов операций можно формализовать поведение определенных групп и видов клиентов с тем, чтобы поручить системе выявление отклонений от описанной стандартной практики. Это позволяет, во-первых, обнаружить подозрительные операции, во-вторых, собирать и анализировать информацию о тенденциях и изменениях в активности клиентов. Система позволяет также описать шаблоны поведения сотрудников, в результате чего можно идентифицировать отклонения от стандартных операционных процедур и накапливать базу операционных нарушений для последующего анализа и управления операционными рисками. Графический анализ связей между клиентами и контрагентами в системе основывается не только на параметрах досье, но и на истории операций. Именно такой подход помогает эффективно обнаруживать достаточно сложные схемы, используемые при попытках мошенничества.
В данной работе рассмотрена роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В первой главе «Сущность и особенности
системы ПОД/ФТ» рассмотрены
Международные акты в сфере ПОД/ФТ: 1) акты, юридически обязательные для государств-участников: Устав ООН (глава VII); Конвенции ООН; Резолюции Совета Безопасности ООН; Конвенции и директивы Совета Европы; 2) акты, носящие рекомендательный характер: рекомендации (Сорок и Девять Специальных) ФАТФ (закрепляют и развивают положения конвенций); акты группы «Эгмонт»; документы Базельского комитета по банковскому надзору (Общее руководство по открытию счета и идентификации клиента; Принципы управления рисками в электронной банковской деятельности; Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью); Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) и др. В России основа регулирования в этой области – закон № 115-ФЗ, который был принят в августе 2001 года.
Роль финансовой системы в сфере ПОД/ФТ настолько значительна, что финансовые учреждения стали одним из главных составляющих элементов этой системы. С другой стороны, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений деятельности финансовых учреждений.
Во второй главе «
Любые меры в сфере ПОД/ФТ будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов. Это предполагает разработку финансовыми институтами собственных программ по предотвращению отмывания денег, включая: разработку внутренних стратегий, процедур и внутреннего контроля, в том числе порядка назначения руководящих должностных лиц по проверке соблюдения законности, и соответствующего порядка вновь приминаемых служащих, позволяющего обеспечить высокий уровень их благонадежности; программу непрерывного обучения служащих; функции аудита по проверке надежности системы.
В третьей главе «Совершенствован
Проблемы реализации банками функций в сфере ПОД/ФТ включают в себя такие моменты, как большие накладные расходы на проведение операций в целях ПОД/ФТ; негативное отношение клиентов к ужесточению требований в части их идентификации, а также идентификации выгодоприобретателей по сделкам клиентов; ограниченные права банка в отказе клиенту в проведении подозрительной операции; высокая цена риска ошибки необнаружения (пропуска) подозрительной операции; размытость критериев отнесения операций к подозрительным; недостаточная регламентированность операций. Кроме того, в настоящее время в России требует решения проблема безнадзорной альтернативной банковской системы в лице операторов по приему платежей терминалов моментальной оплаты.
Программное обеспечение Kastle AML позволит решать полный круг задач системы внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТ. Так, посредством описания типовых профилей клиента и соответствующих типовых шаблонов операций можно формализовать поведение определенных групп и видов клиентов с тем, чтобы поручить системе выявление отклонений от описанной стандартной практики. Это позволяет, во-первых, обнаружить подозрительные операции, во-вторых, собирать и анализировать информацию о тенденциях и изменениях в активности клиентов.. Графический анализ связей между клиентами и контрагентами в системе основывается не только на параметрах досье, но и на истории операций. Именно такой подход помогает эффективно обнаруживать достаточно сложные схемы, используемые при попытках мошенничества.