Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании роли финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитных организаций в области ПОД/ФТ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
 исследовать международные стандарты в сфере ПОД/ФТ;
 рассмотреть роль финансовой системы в ПОД/ФТ;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и особенности системы противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.1. Международные стандарты в сфере противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9
1.2. Роль финансовой системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28
Глава 2. Организационно-методический инструментарий противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации 41
2.1. Место и роль финансовых регуляторов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 41
2.2. Финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 55
Глава 3. Совершенствование механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 74
3.1. Система внутреннего контроля как механизм противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 74
3.2. Проблемы реализации банками функций по противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 82
3.3. Направления совершенствования механизма противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах 89
Заключение 99
Список использованной литературы 103

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.doc

— 4.43 Мб (Скачать файл)

3. Принцип повышения эффективности внутреннего контроля. Наивысший приоритет должен быть отдан внедрению таких изменений, которые в наибольшей степени положительно влияют на эффективность ПОД/ФТ. В табл. 3.3 представлены основные направления совершенствования системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в порядке убывания их приоритетности.

 

 

 

Таблица 3.3

Направления совершенствования  системы внутреннего контроля в  целях ПОД/ФТ в банке

Приоритет

Направление

1

Организация электронного документооборота с ФСФМ

2

Анализ операций на предмет принадлежности к операциям, подлежащим обязательному

3

Контролю

4

Анализ участников операций на предмет участия вэкстремистской  деятельности

5

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей

6

Анализ операций на предмет  необычности, подозрительности

7

Повышение квалификации персонала


 

*Источник: Ярлыков С. Ю. Финансовый мониторинг кредитных учреждений в условиях финансового кризиса. - М.: Маркет ДС, 2009.

 

Эффективное противодействие легализации  доходов, мошенничеству и финансированию терроризма - это в значительной мере вопрос технологий. Для выполнения требований законодательства в этой сфере банки и финансовые институты сталкиваются с необходимостью внедрять в свои технологические процессы совершенно новые виды деятельности. К таковым относятся:

  • постоянное и детальное изучение клиента на всех этапах его взаимодействия с банком с использованием всей доступной банку информации;
  • постоянный комплексный мониторинг активности клиента с целью выявления операций, подозрительных с точки зрения противодействия легализации доходов и мошенничества;
  • формирование отчетности перед надзорными органами в рамках мероприятий по противодействию легализации доходов;
  • обработка и расследование инцидентов, связанных с обнаружением подозрительных операций;
  • постоянное совершенствование технологий, используемых для выявления подозрительных операций.

Причем для различных аспектов деятельности банка в сфере противодействия  противозаконной активности клиентов банку приходится решать принципиально  различные, требующие специфических подходов задачи. Так, для выявления операций, подозрительных с точки зрения отмывания доходов, необходимо анализировать источник средств. Для выявления операций, подозрительных с точки зрения финансирования терроризма, необходимо анализировать получателя средств. Наконец, для противодействия попыткам мошенничества необходимо анализировать достаточно сложные последовательности операций.

Для банка, обрабатывающего ежедневно  десятки и даже сотни тысяч  операций и имеющего тысячи клиентов, это становится реальной проблемой, решение которой отвлекает значительные ресурсы.

Ситуация осложняется тем, что  решение перечисленных задач, как  правило, лишь частично входит в  «компетенцию» существующих банковских информационных систем. Попытка же автоматизировать решение этих задач посредством доработки АБС и других прикладных систем приводит к существенному повышению нагрузки на них и как следствие к снижению производительности основных бизнес операций.

Оптимальным выходом в сложившейся  ситуации является внедрение специализированной системы, обеспечивающей обнаружение подозрительных операций и клиентов, анализ и управление рисками, возникающими в этой связи, а также формирование регулятивной отчетности для соблюдения требований законодательства в этой сфере. Наличие такой системы в банке позволяет не только решить проблему ПОД/ФТ, но и сосредоточить ресурсы ИС, обеспечивающих бизнес банка, на решении основных задач56.

Мы предлагаем внедрение автоматизированной системы Kastle AML разработчик 3i Infotech (Индия) – решение для противодействия отмывания денежных средств полученных преступным путем и финансирования терроризма. Система Kastle AML позволяет оперативно анализировать оказывающихся в поле зрения банка субъектов (клиентов, контрагентов, агентов и др.) на предмет их принадлежности к различным спискам наблюдения. Списки, обрабатываемые системой, делятся на три типа:

- «черные» списки лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, распространяемые международными организациями. Система обеспечивает автоматическое обновление таких списков по настраиваемому расписанию;

- «белые» списки лиц, благонадежность которых не вызывает сомнений в контексте принятой банком политики, но идентификаторы которых в определенной степени совпадают с идентификаторами лиц из «черных» списков;

- внутрибанковские списки лиц,  благонадежность которых вызывает  у банка сомнения.

Система обеспечивает многокритериальный поиск субъекта по всем указанным  спискам. Поиск может быть инициирован  различными событиями, такими как регистрация  нового субъекта, изменение параметров существующего субъекта, обновление соответствующего списка и др. Результат поиска отражается системой в виде количественной оценки степени совпадения. Такая оценка может быть использована в дальнейшем при настройке системы оповещения и обработки инцидентов.

Для решения задачи идентификации  и других аналитических задач  системой используется технология формирования клиентского досье. Этот процесс  организован как поэтапный процесс  централизованного пополнения информации о клиенте, поступающей из различных источников (информационных систем), а также вводимой вручную. Процесс формирования досье, поддерживаемый системой Kastle AML, включает в себя настройку обязательного объема информации для соответствующих типов клиентов, авторизацию каждого этапа сбора информации и многие другие настройки.

Система Kastle AML осуществляет мониторинг операций в двух режимах: оперативный  мониторинг текущих операций в реальном времени, а также ретроспективный  анализ текущих и исторических операций.

Методы и критерии, доступные  пользователю системы, позволяют обнаружить все подозрительные операции и операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с законом № 115 ФЗ и рекомендациями международных  регулирующих органов.

Гибкость при определении пользовательских критериев подозрительности операции, а также полнофункциональный набор преднастроенных критериев позволяют гарантировать возможность адекватной настройки системы в ответ на совершенствование методов легализации доходов и схем мошенничества, а также изменения законодательства.

Система Kastle AML предусматривает несколько  видов реакции на обнаруженные инциденты. Во-первых, это оповещение всех ответственных  сотрудников об обнаружении инцидента. Оповещение носит поэтапный характер, причем списки сотрудников, подлежащих оповещению на каждом этапе, также настраиваются. Во-вторых, система может сформировать управляющее сообщение, передаваемое другой информационной системе для использования при отработке специфических бизнес-функций. Примером реализации такой технологии может служить взаимодействие с системой SWIFT, что позволяет настроить блокировку посылки SWIFT платежных распоряжений при регистрации определенных инцидентов. Третьим видом реакции системы на обнаруженный инцидент является инициирование внутреннего расследования.

Под расследованием в системе Kastle AML подразумевается автоматизированный поэтапный процесс сбора разъясняющих суть инцидента документов, классификации  и принятия управляющего решения  по инциденту, а также формирования отчетов. Такой подход позволяет эффективно организовать процесс реакции банка на обнаружение инцидента и свести к минимуму операционный риск в процессе контроля. С точки зрения оперативности система предусматривает возможность реагирования в режиме реального времени, а также возможность организации проверок критериев по заданному расписанию.

Одно из основных назначений системы Kastle AML – формирование отчетности в  рамках локального законодательства и  с учетом рекомендации международных  органов в отношении деятельности банка по ПОД/ФТ. Система позволяет полностью автоматизировать формирование таких отчетов и их отправку в регулятивные органы. При этом процесс формирования отчетов интерпретируется системой, как часть технологического процесса обработки инцидента, начиная с его обнаружения и заканчивая принятием решения по результатам расследования.

Таким образом, программное обеспечение Kastle AML позволит решать полный круг задач системы внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТ. Так, посредством описания типовых профилей клиента и соответствующих типовых шаблонов операций можно формализовать поведение определенных групп и видов клиентов с тем, чтобы поручить системе выявление отклонений от описанной стандартной практики. Это позволяет, во-первых, обнаружить подозрительные операции, во-вторых, собирать и анализировать информацию о тенденциях и изменениях в активности клиентов.  Система позволяет также описать шаблоны поведения сотрудников, в результате чего можно идентифицировать отклонения от стандартных операционных процедур и накапливать базу операционных нарушений для последующего анализа и управления операционными рисками. Графический анализ связей между клиентами и контрагентами в системе основывается не только на параметрах досье, но и на истории операций. Именно такой подход помогает эффективно обнаруживать достаточно сложные схемы, используемые при попытках мошенничества.

 

Заключение

В данной работе рассмотрена роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В первой главе «Сущность и особенности  системы ПОД/ФТ» рассмотрены международные  стандарты в сфере ПОД/ФТ; выявлена роль финансовой системы в рассматриваемой  сфере. Сложившаяся международная система ПОД/ФТ состоит из: международных и региональных организаций в компетенцию которых входят вопросы ПОД/ФТ; международных договоров и актов, совокупности национальных организационно-правовых систем ПОД/ФТ. Глобальное противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма осуществляют ООН, МВФ, Всемирный банк, Совет Европы, Базельский комитет по банковскому надзору, группа «Эгмонт», объединяющая подразделения финансовой разведки со всего мира, и другие организации. Ключевая роль в создании и совершенствовании эффективных мер в сфере ПОД/ФТ на международном уровне отводится Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ.  Для распространения и применения международных стандартов в различных регионах мира созданы 9 региональных структур по типу ФАТФ, объединяющие страны по географическому признаку: Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - ЕАГ, специальный экспертный комитет Совета Европы по оценке мер в сфере борьбы с отмыванием денег – МАНИВЭЛ и др.

Международные акты в сфере ПОД/ФТ:  1) акты, юридически обязательные для  государств-участников: Устав ООН (глава VII); Конвенции ООН; Резолюции Совета Безопасности ООН;  Конвенции и  директивы Совета Европы; 2) акты, носящие рекомендательный характер: рекомендации (Сорок и Девять Специальных) ФАТФ (закрепляют и развивают положения конвенций); акты группы «Эгмонт»; документы Базельского комитета по банковскому надзору (Общее руководство по открытию счета и идентификации клиента; Принципы управления рисками в электронной банковской деятельности; Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью); Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) и др. В России основа регулирования в этой области – закон № 115-ФЗ, который был принят в августе 2001 года. 

Роль финансовой системы в сфере  ПОД/ФТ настолько значительна, что  финансовые учреждения стали одним  из главных составляющих элементов  этой системы. С другой стороны, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений деятельности финансовых учреждений.

 Во второй главе «Организационно-методический  инструментарий финансового мониторинга в области ПОД/ФТ в Российской Федерации» рассмотрены место и роль финансовых регуляторов в российской системе ПОД/ФТ; финансовые институты как субъекты первичного финансового мониторинга в российской системе ПОД/ФТ. Через финансовую систему осуществляется система мониторинга – постоянное наблюдение, контроль за процессом образования, распределения и использования денежных ресурсов государства с целью эффективного развития экономики страны. В российской системе ПОД/ФТ действуют основные регуляторы: Росфинмониторинг  - осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ ПОД/ФТ; ФСФР России  - осуществляет контроль за порядком проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях ПОД/ФТ; Банк России проводит проверки кредитных организаций и получает отчетность на предмет соответствия их деятельности положениям законодательства в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Любые меры в сфере ПОД/ФТ будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов. Это предполагает разработку финансовыми институтами собственных программ по предотвращению отмывания денег, включая: разработку внутренних стратегий, процедур и внутреннего контроля, в том числе порядка назначения руководящих должностных лиц по проверке соблюдения законности, и соответствующего порядка вновь приминаемых служащих, позволяющего обеспечить высокий уровень их благонадежности; программу непрерывного обучения служащих; функции аудита по проверке надежности системы.

В третьей главе «Совершенствование механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансовых институтах» рассмотрена система внутреннего контроля как механизм ПОД/ФТ; выявлены проблемы реализации выполнения банками функций  ПОД/ФТ; разработаны направления совершенствования механизма ПОД/ФТ. Необходимость использования механизмов внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ определена законодательно. Механизмы внутреннего контроля применяются в любом случае – либо как единый комплекс мер, либо в сочетании с другими методами снижения рисков.  Состав и структура внутреннего контроля определяется нормативной базой в области ПОД/ФТ. Правила внутреннего контроля и порядок представления требуемой законом № 115-ФЗ информации в Росфинмониторинг разрабатываются организациями в соответствии с порядками, устанавливаемыми Правительством РФ и нормативными документами Росфинмониторинга, а для кредитных организаций также и Банком России. Закон №115-ФЗ предусматривает назначение специальных ответственных сотрудников, отвечающих в организациях за реализацию процедур внутреннего контроля, эффективность которого непосредственно связана с уровнем их квалификации и подготовки по вопросам ПОД/ФТ.

Проблемы реализации банками функций  в сфере ПОД/ФТ включают в себя такие моменты, как большие накладные  расходы на проведение операций в  целях ПОД/ФТ;  негативное отношение клиентов к ужесточению требований в части их идентификации, а также идентификации выгодоприобретателей по сделкам клиентов; ограниченные права банка в отказе клиенту в проведении подозрительной операции; высокая цена риска ошибки необнаружения (пропуска) подозрительной операции; размытость критериев отнесения операций к подозрительным; недостаточная регламентированность операций. Кроме того, в настоящее время в России требует решения проблема безнадзорной альтернативной банковской системы в лице операторов по приему платежей терминалов моментальной оплаты.

Программное обеспечение Kastle AML позволит решать полный круг задач системы  внутреннего контроля банка в  целях ПОД/ФТ. Так, посредством описания типовых профилей клиента и соответствующих  типовых шаблонов операций можно формализовать поведение определенных групп и видов клиентов с тем, чтобы поручить системе выявление отклонений от описанной стандартной практики. Это позволяет, во-первых, обнаружить подозрительные операции, во-вторых, собирать и анализировать информацию о тенденциях и изменениях в активности клиентов.. Графический анализ связей между клиентами и контрагентами в системе основывается не только на параметрах досье, но и на истории операций. Именно такой подход помогает эффективно обнаруживать достаточно сложные схемы, используемые при попытках мошенничества.

Информация о работе Роль финансовых институтов в российской системе противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,