Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:03, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Коммерческие банки с момента своего создания ориентировались преимущественно на оказание услуг юридическим лицам, рассматривая их в качестве приоритетных клиентов. В настоящее время рынок корпоративных услуг насыщен, большинство юридических лиц уже охвачено банковскими услугами. Рынок же банковских услуг населению находится в стадии формирования и имеет по оценкам специалистов огромный потенциал роста. По данным Агентства по статистике, 50-60% населения практически не пользуются банковскими услугами. Население имеет на руках значительные сбережения, которые могут послужить источником для расширения ресурсной базы коммерческих банков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. РОЗНИЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ……………………………………………………………………7
1.1 Сущность розничного кредитования и его особенности…………………….7
1.2 Теоретические основы организации розничного кредитования в коммерческих банках……………………………………………..........................13
2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………….34
2.1 Оценка кредитной политики в банках второго уровня Республики Казахстан……………………………………………………………………………34
2.2 Анализ деятельности банка по кредитованию на потребительские нужды на примере АО «БТА»………………………………………………………………...37
2.3 Политика по управлению финансовыми рисками в АО «БТА-Банк»………………………………………………………………………………...48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ КАЗАХСТАНА………………………………..53
3.1 Факторы, влияющее на развитие розничных услуг в Казахстане...............53
3.2 Проблемы и перспективы развития розничного кредитования в Республике Казахстан……………………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковское обслуживание населения относится к специфической среде банковского бизнеса. Динамическое развитие банковских услуг для населения привело к появлению и активному использованию термина «розничные» банковские услуги. Мнения специалистов-практиков по этому вопросу неоднозначны: под розничным бизнесом понимают как массовое обслуживание физических лиц, так и массовое поточное обслуживание частных лиц, предпринимателей и предприятий.
По мнению многих исследователей к особенностям розничных банковских услуг можно отнести: относительно малые денежные суммы и, как следствие, более высокие издержки; мобильность клиента, т.е. возможность быстрого переключения на другой банк; направленность на удовлетворение личных потребностей клиентуры; большая зависимость банков от доверия к ним населения, что требует активной коммуникационной политики для формирования положительного имиджа.
В банковской практике выделяют следующие виды розничных кредитов:
- кредиты под залог жилых помещений;
- кредиты, отличные
от кредитов под жилые
Основным условием для получения кредита является наличие у заемщика постоянного источника доходов.
Целевой аудиторией розничного кредитования являются физические лица, имеющие стабильные денежные потоки, позволяющие погасить сумму основного долга и вознаграждения по кредиту за весь кредитуемый период (в том числе частные предприниматели, развивающие и осуществляющие прибыльный бизнес).
Организация розничного кредитования включает в себя следующие тапы:
- деятельность фронт-офиса по привлечению клиентов для розничного кредитования и их предварительная квалификация;
- деятельность
бэк-офиса по анализу
- принятие решения о предоставлении кредита;
- мониторинг кредита.
Целевыми программами розничног
- программа ипотечного кредитования;
- программа потребительского кредитования;
- программа кредитования на приобретение автомобиля;
- зарплатное кредитование.
Рекламной продукцией розничного кредитования должны являться:
- буклеты;
- плакаты (для размещения в торговых домах);
- ролики на телевидении.
Существует розничный кредитный комитет (далее комитет) - постоянно действующий коллегиальный орган филиала, призванный обеспечивать оперативный характер рассмотрения кредитных заявок, ежедневно в установленное время.
Несмотря на то, что розничные кредиты являются относительно новыми денежно-кредитными отношениями, роль данного вида кредитования трудно переоценить, особенно если учитывать международный опыт и уже достигнутые результаты казахстанских коммерческих банков. По субъектам кредитной сделки (по виду кредита) различают:
- банковские потребительские ссуды;
- ссуды, предоставляемые
населению торговыми
- потребительские ссуды
Под условием кредитования понимается определенный порядок выдачи ссуд, как правило, первым шагом к получению кредита является предоставление заявки на получение кредита. Наравне с заявкой клиент предоставляет определенный пакет документов, на основании которого будет приниматься решение о предоставлении кредита.
Большое внимание также уделяется обеспечению выданного кредита. В качестве основного обеспечения возврата займов принимаются (перечень определен по степени приоритетности):
1) деньги, хранящиеся согласно договору банковского вклада в банке;
2) объекты недвижимости жилищного фонда (далее - недвижимое имущество);
3) движимое имущество;
а) автотранспорт (легковые автомобили и микроавтобусы);
б) товары народного потребления, приобретаемые за счет займов;
4) гарантия юридического или физического лица.
Сегодня АО "БТА Банк" составляет ядро финансовой группы, присутствующей во всех сегментах рынка. БТА — системообразующий банк Казахстана, лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. Активы БТА в I квартале 2008 года выросли на 3%, достигнув на 1 апреля 2008 года 3 164 млрд. тенге (26,2 млрд. долларов США), капитал – на 2,1% и достиг 463 млрд. тенге (3,8 млрд. долларов США). Консолидированная чистая прибыль БТА по итогам I квартала составила 15,6 млрд. тенге (129 млн. долларов США), что на 25% больше аналогичного показателя по итогам I квартала 2007 года. БТА уверенно занимает лидирующую позицию в Казахстане в области торгового финансирования, кредитования малого и среднего бизнеса и ипотечного кредитования.
Банк является ведущим коммерческим банком в Казахстане и предоставляет полный перечень банковских услуг. Его основными продуктами являются: финансирование, привлечение, сервис. Ключевая деятельность состоит в проведении корпоративных банковских операций, торговом финансировании, обслуживании субъектов малого и среднего бизнеса и физических лиц, торговле ценными бумагами и валютой, а также предоставлении услуг по кредитным и платежным карточкам. Банк имеет широкую диверсифицированную клиентскую базу, включающие многие ведущие промышленные компании страны.
В число крупнейших клиентов банка входят: нефтегазовые, телекоммуникационные компании, предприятия горнодобывающей, пищевой, металлургической, обрабатывающей, сельскохозяйственной промышленности, компании оптово- розничной торговли, сферы услуг.
В своей деятельности Банк придает особое значение розничному кредитованию, поэтому в последние годы оно динамично развивается. Фактический ссудный портфель розничных кредитов в стране увеличивается в год на 100—150%. Если в 2005 г. совокупный ссудный портфель составил 2990 млрд. тенге (1 долл. = 120 тенге), то в 2006 г. — 5680 млрд. тенге, а ссудный портфель за 8 месяцев 2007 г. увеличился до 8701 млрд. тенге.
В розничном бизнесе БТА стремится занять 25% рынка. Если рассматривать продукты в отдельности, то на сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: по ипотечным кредитам Банк занимает более 20% доли на рынке, по потребительским кредитам под обеспечение достиг 13%, по кредитам на покупку автомобилей — 23%, доля экспресс-кредитов с менее 1% за текущий год достигла 3,5% доли на рынке.
Динамика продаж розничных кредитов за последние 3 года показывает, что задача занять 25%-ную долю рынка розничного кредитования Банку под силу. Работа проводилась в четырех основных направлениях:
● формирование организационной структуры;
● оптимизация процесса оформления кредита;
● определение и развитие каналов продаж;
● расширение продуктовой линейки.
Различают внешние и внутренние факторы, влияющие на динамику развития розничного кредитования в Республике Казахстан.
Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению конкуренции, поэтому особое значение имеет постоянная перестройка и совершенствование в соответствии с рыночными обстоятельствами банковских услуг. Для достижения этой цели целесообразно использование реинжиниринга, т.е. перестройки банковских бизнес-процессов.
Специфика участия
сотрудников в
Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ