Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:35, дипломная работа
Цель работы - оценка современного состояния рынка драгоценных металлов и определение возможных перспектив его развития в посткризисный период. В процессе исследования было дано определение понятию финансовый инструмент, рассмотрены мировой и российский рынок драгоценных металлов, проанализирована деятельность Дальневосточного банка Сбербанка России на региональном рынке драгоценных металлов. Результат исследования – практические выводы об инвестиционной привлекательности драгоценных металлов в условиях высокой волатильности рынка, нестабильности мировой экономики, об использовании драгоценных металлов в качестве финансового инструмента для защиты от инфляционных процессов и для хеджирования рисков в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
1 Современное состояние мирового и российского рынков драгоценных металлов ……………………………………………...
1.1 Основные тенденции мирового рынка драгоценных металлов......
1.2 Российский рынок драгоценных металлов на современном этапе развития ……………………................................................................
2 Операции с драгоценными металлами на российском рынке…………………………………………………………………
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов…..………………..
2.2 Коммерческие банки на рынке драгоценных металлов...………...
2.3 Основные направления деятельности Дальневосточного банка Сбербанка России (ОАО) с драгоценными металлами……………………...
3 Инвестирование в драгоценные металлы в посткризисный период………………………………………………
3.1 Привлекательность инвестирования в драгоценные металлы……
3.2 Драгоценные металлы как наиболее доходный финансовый инструмент в посткризисный период…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
2 Операции с драгоценными металлами на российском рынке
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов.
Россия как страна, обладающая собственными значительными запасами и месторождениями драгоценных металлов, имеет все необходимые условия для эффективного функционирования внутреннего рынка драгоценных металлов. Такой рынок позволит решить многие проблемы в развитии как самой отрасли и смежных с ней отраслей отечественной промышленности, особенно в сфере высоких технологий, так и непосредственно банковского сектора экономики.
Значительное место в развитии
рыночного обращения
Главным нормативным документом, регламентирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами является Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ.
Помимо указанного нормативного документа, законодательная база операций банков с драгоценными металлами и камнями включает в себя [48]:
1) отдельные нормы федеральных законов:
- «О банках и банковской
-«О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 4 «Валютные ценности» и п. 7 «Валютные операции» ст. 1); в соответствии с указанным п. 4 ст. 1 данного закона, драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
2) документы Президента
- Положение «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» от 21.06.2001 г. № 742;
3) документы Правительства РФ:
- Положение «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» от 30.06.1994 г. № 756;
- Положение «О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации» от 25.01.1995 г. № 1157.
- Положение «Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями» от 18.02.1998 г. № 207;
4) документы Министерства
- Положение «О порядке определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него» от 29.10.2002 г. № 106Н;
5) документы Банка России:
- Положение «О совершении банками сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» от 04.10.1996 г. № 756;
- О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами: Положение от 01.11.1996 г. № 50, в том числе приложение 1 к Положению «Международные стандарты качества драгоценных металлов»;
- О порядке выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами: письмо от 03.12.1996 г. № 367;
- О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории РФ: Указание от 07.10.1998 г. № 376-У;
- О порядке заключения кредитными организациями договора хранения драгоценных металлов и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов в Банке России: Указание от 18.11.1999 г. Мг 682-У;
- О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях: Инструкция от 30.11.2000 г. № 94-И;
- Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории РФ: официальное разъяснение от 29.01.2002 г. № 23-ОР;
- О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы: Указание от 28.05. 2003 г. № 1283-У.
Банк может проводить операции (сделки) с драгоценными металлами и камнями на основании либо так называемого разрешения на совершение операций с драгоценными металлами (золотом и серебром), которое считается дополнением к лицензии и дает право совершать операции (сделки) с драгоценными металлами, за исключением ведения обезличенных металлических счетов; либо просто лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и осуществление других операций с драгоценными металлами. Этот уровень лицензии может получить вновь созданный, т.е. еще относительно недолго функционирующий банк. Данная лицензия может быть выдана ему (в том числе в качестве замены указанного выше разрешения, если таковое уже было у банка) после или одновременно с лицензией второго уровня, дающей право проводить операции в рублях и иностранных валютах (кроме привлечения во вклады денег физических лиц).
С названным выше разрешением как особым документом нет полной ясности. Во-первых, в банковских законах имеется понятие получаемого от Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) «специального разрешения», которое иначе именуется лицензией, но отсутствует понятие «разрешения», не являющегося лицензией. Во-вторых, указанное разрешение трактуется то как дополнение к лицензии неназванного уровня (письмо ЦБ РФ от 04.10.1996 г. № 125), то как дополнение к валютной лицензии (письмо от 03.12.1996 г. № 367). Наконец, в совместном письме ЦБ РФ от 03.10.1996 г. № 334 и Министерства финансов РФ от 10.10.1996 г. № 11-07-02/151 выдвигалось требование, чтобы банки, претендующие на проведение операций с драгоценными камнями, располагали не только генеральной лицензией, но и дополнением к ней в виде рассматриваемого разрешения.
Банковские операции с драгоценными металлами совершаются на основании Положения о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, введенного в действие Банком России с 1 ноября 1996 г. [2].
В соответствии с этим Положением Банк России регулирует величины лимитов открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, устанавливает официальные котировки цен на них, покупает золото у банков по заранее определенной товарной цене.
Вплоть до середины 1997 г. расчетные, отпускные и другие виды цен на драгоценные металлы и драгоценные камни устанавливались государством. Цены фиксировались ежемесячно в рублях за 1 г чистого металла исходя (с 1992 г.) из ежемесячных мировых цен и среднемесячного курса рубля к доллару. С 1991 г. до конца 1995 г. расчетная цена на золото в рублевом эквиваленте возросла в 650 раз, в то время как себестоимость добычи увеличилась почти в 1 200 раз. Это, естественно, крайне негативно сказалось на рентабельности золотодобычи, а в ряде случаев привело к убыточности золотодобывающих предприятий.
С 1997 года Гохран и Банк России уже не могут фиксировать цены даже на осуществляемые ими покупки драгоценных металлов. Теперь цены устанавливают продавцы. Постановление № 773 рекомендовало Банку России «в целях повышения ликвидности золота, серебра и платины на внутреннем рынке драгоценных металлов доводить до сведения участников рынка информацию о ценах на золото, серебро и платину по его операциям с российскими коммерческими банками» [2].
Ценовая политика на внутреннем рынке Банка России определяется задачами, которые ставятся при формировании золотовалютных резервов – обеспечение внешней ликвидности, поддержания курса национальной валюты и функциями, которые выполняет золото как актив, предназначенный к использованию для чрезвычайных государственных нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице.
Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота Банка России привязана к его стоимости на мировых рынках. Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок Банком России по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2 % от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.
Подобную информацию Банк России начал предоставлять с 08.07.1997 г., приступив к официальному котированию драгоценных металлов. Цена на золото, серебро и платину устанавливается ежедневно в 8 часов утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском «спот» - рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2 % ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла). В настоящий момент ежедневные котировки Банка России являются основным ценовым индикатором для коммерческих банков [41].
Рассмотрим основные отличия российской законодательной базы по драгоценным металлам от мировой практики [38].
За базу можно было бы взять законодательство США и Канады. Отличие в двух аспектах. Первое – недропользование. В этой части в России существует жесткое административное регулирование: как предоставляются лицензии, как они прекращают свое действие и т. д. В России исторически сложилось, что недра принадлежат государству. В США и Канаде – смешанное право: часть недр принадлежит государству, часть находится в частном пользовании. Если недра принадлежат частному лицу, то сделки отличаются коренным образом. Когда частный владелец подписывает соглашение с финансистом или другим лицом, которое будет разрабатывать его месторождение, то в соглашении речь идет о выплате процентов (роялти). Роялти – это сбор, налог, который выплачивают владельцу либо как процент от стоимости реализованного товара, либо процент от прибыли.
Второй аспект – в плане продажи золота. Когда на Западе государство желает купить драгоценные металлы, то оно делает это на общих основаниях, без преимущественного права. Наше государство поступает иначе: оно представляет себе преимущественное право не платить вовремя производителю драгоценных металлов, отсрочить платежи. На Западе государство покупает драгоценные металлы, и не может быть и речи об отсрочке платежей, тем более на 5 - 6 месяцев, как это практикуется в России. Несмотря на то, что такая ситуация не стимулирует развитие рынка, в России государство по-прежнему не желает расстаться со своими привилегиями.
Одной из наиболее серьёзных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер которого делает эту операцию экономически нерентабельной.
Поработав в течение некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, банки пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьёзного интереса к инвестициям в драгоценные металлы и золото не составит конкуренцию доллару до тех пор, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят НДС.
Во всем мире драгоценные металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране золото имеет двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно продается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище, оно становится товаром и облагается НДС. Складывается ситуация: если инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за него на 18 % больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 18 % стоимости слитка. Никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для инвестора.
Центральный банк РФ осуществляет следующий контроль за совершением операций с драгоценными металлами [38].