Санкции на налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Файлы: 1 файл

др санкции налог.docx

— 137.84 Кб (Скачать файл)

                                                                         



ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Причем это касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и т.д.), а также собственных органов (в первую очередь налоговых). Одной из функций государственной власти является налогообложение, взимание налогов и контроль.      

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой/3/.

Налогообложение является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Актуальность дипломной работы состоит в том, что существует ошибочное мнение, которое сводит налоговое регулирование к контролю за полнотой и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговое регулирование — это регулирование и контроль исполнения налогового законодательства. Вообще, контроль за соблюдением законодательства - это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Как, издавая правовые нормативные акты, так и осуществляя регулирование и контроль за исполнением содержащихся в них предписаний, государство действует в качестве субъекта политической системы общества, равно заинтересованного в соблюдении своих установлений, независимо от того, какой сферы правового регулирования они касаются. Через этот контроль государство обеспечивает соблюдение режимов законности и правопорядка. В этом смысле регулирование налогового законодательства не представляет собой какого-либо исключения по сравнению с любыми другими отраслями законодательства.

В то же время нельзя не видеть и того, что  налоговое  регулирование выступает средством  обеспечения сбора налогов, которые  являются имущественным доходом  государства. То есть в этом, отчетливо  проявляется материальный интерес государства, который одновременно является и стороной налогового правоотношения (в целом или в лице своего уполномоченного органа), и субъектом, осуществляющим правовое регулирование этого отношения путем издания актов налогового законодательства.

В связи с этим, целью дипломной  работы является изучение особенностей организации налогового регулирования  в Республике Казахстан и путей  его оптимизации.

Цель работы  конкретизирована в решении следующих задач:

  • провести анализ налогов и системы налогообложения в историческом ракурсе;
  • определить понятийный аппарат и классификацию налогов;
  • раскрыть сущность и этапы развития налоговой системы Республики Казахстан;
  • охарактеризовать понятие, элементы и виды налогового регулирования;
  • привести примеры организации налогового регулирования и  контроля за рубежом;
  • провести анализ контрольно-экономической работы на примере Налогового комитета Алматинского района г. Астана ;

- определить  пути совершенствования организации  налогового контроля в Республике  Казахстан.

Предметом исследования являются теоретические и экономические основы налогового регулирования РК.

Объект исследования: налоговая система страны.

При написании дипломной работы использованы труды казахстанских  Кучуковой Д., Нурумова А.А.,  Сейткасимова Г.С., Султангазина А.Б., и других и  зарубежных ученых, а также законодательные  и нормативные правовые акты Республики Казахстан в области налогов  и налогообложения.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  НАЛОГОВ И НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Генезис и эволюция системы налогообложения

 

 

 

Налоги  это обязательные сборы, взимаемые  государством с хозяйственных субъектов  и граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Они  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на  общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как  дозволенную форму грабежа.                 Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто  не требует столько мудрости и  ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А  один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что  налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Итак, как  уже говорилось выше, налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. На самых ранних стадиях  развития государства, формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в  пользу влиятельных князей наряду с  церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой  Европы. Так в Древней Греции в  VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось  и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

В Древнем  Риме, расходы по управлению городом  и государством были минимальны; избранные  магистраты исполняли свои обязанности  безвозмездно, порой вкладывая собственные  средства, так как, это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались  сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. Римские граждане, проживавшие за его пределами, платили как государственные, так и местные налоги, которые выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации/4/.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца  IX века.  Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Они взимались за перевоз через  реку, за право иметь склады и  пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. «Выход»  взимался с каждой мужской души и  со скота. Каждый удельный князь собирал  дань в своем уделе сам и  передавал ее потом великому князю  для отправления в Орду. Сумма  «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме  «выхода» было еще несколько ордынских  тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Косвенные  налоги взимались через систему  откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.

Современное государство раннего периода  новой истории появилось в  XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком  налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод  продажи  с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения  стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных  деятелей. Так Ф. Бэкон в книге  «Опыты или наставления нравственные и политические»  писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа не так  ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в  Нидерландах. Заметьте, что речь у  нас сейчас идет не о кошельке, а  о сердце. Подать, взимаемая с  согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не  одинаково ее действие на дух  народа».

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (акцизы) и прямых (подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой  к тяжелым последствиям

   В последней трети XVIII  в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. Ее  основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)справедливость, утверждающая всеобщность обложения  и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам.

2)определенность, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были точно  заранее известны плательщику.

3) удобность  предполагает, что налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика.

4) экономия, заключающаяся в  сокращении  издержек взимания налога, в рационализации  системы налогообложения.

Более широкое  распространение получили менее  заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной. Косвенные налоги и по ныне не выполняют фискальную  роль значительной силы практически во всем мире.

В начале XX века давали России 10 – 15% поступлений; косвенные            85 –90%. В Великобритании  и Франции  поступления от косвенных налогов  составляли 80%, в Германии –75%, в Италии 64%. В Казахстане в 1998 году поступления  от прямых и косвенных налогов  составляли соответственно 32,6 и 452%. Доля косвенных налогов. В Великобритании, Германии и странах СНГ в последнее  время составляет 45-55%/4/.

На протяжении XIX в., главным источником доходов оставались  государственные прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. В  80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки  налога, вне всякого сомнения, стимулировали  к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль  в зависимости от размеров прибыли  был достаточно мал).

Определенный  этап налаживания финансовой  системы  наступил после провозглашения новой  экономической политики (НЭП). Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления.

Важную  роль в налоговой системе играл  налог с оборота. В Европейских  странах он эволюционировал в  налог на добавленную стоимость  (НДС), в Советском Союзе Социалистических Республик (СССР) же он больше тяготел  в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота  вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был  подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего  налог на капитал. Поимущественное  обложение было прогрессирующим. В  результате всякое слияние капиталов  было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом  доходы участников акционерного общества (АО): сначала как совокупный доход  АО, а затем как выплаченные  дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне/5/.

Информация о работе Санкции на налоги