Санкции на налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Файлы: 1 файл

др санкции налог.docx

— 137.84 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем финансовая система эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов  она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что  привело страну, в конце концов, к кризису.

Своеобразная  система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием. Налоги они платили в основном в натуральной форме. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны плательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности. Мощный налоговый пресс в условиях систематических злоупотреблений феодально-родовой верхушки был одной из причин экономической отсталости богатого по своим природным ресурсам и другим потенциальным возможностям региона.

Основными видами налогов являлись:

- Зякет –  земельная рента или двадцатая  часть скота;

- Ушур –  десятая часть урожая в земледельческих  районах;

- Согым –  добровольные подношения своему  феодалу скотом, сбор наиболее  упитанного скота, предназначенного  для осеннего забоя;

- Ханлык  – судебная пошлина в размере  одной десятой суммы судебного  иска;

- Ясырь –  военная добыча во время феодальных  войн;

- Саун –  «родовая помощь», выражающаяся  в отдаче скота на выпас  беднякам, которые имели право  пользоваться молоком и шерстью,  но обязаны были потом, возвращать  этот скот с приплодом;

- Харадж  – две трети урожая;

- Кун –  плата в семикратном размере  родственникам убитого султана  или хаджи;

- Аип –  штраф в девять скотин за  нанесение  обиды султану или  ходже словом, за побои – 27 голов;

- Барымта  – захват скота ответчика или  его родственников за неуплату  куна или штрафа;

- Айбана  – изобличенный в воровстве  возвращает украденное, увеличенное  в 27 раз;

- Билетный  сбор – уплачивается при найме  в работники к линейным жителям;

- Кибиточная  подать – плата за проживание  за пределами орды на внутренних  землях;

- Акциз –  плата за пропуск скота за  линию на казачьи земли и  многие другие.

В Казахстане  вначале налоги взимались в натуральной  форме, затем постепенно перешли  в форму денежную.  Налоги как  инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании  основ экономических и производственных отношений/18/.

 

 

 

    1.  Виды, классификация налогов и методы регулирования

 

 

 

         Впервые экономическая сущность  налогов была исследована в  работах    Д. Рикардо, который  положил начало научным исследованиям.  Изъятие государством  в пользу  общества определенной части  стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (ВВП):

- работники,  своим трудом создающие материальные  и нематериальные блага и получающие  определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и  других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства, и являются основой его существования. Экономическое  содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства  с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных  условиях налоги - основной источник доходов  государства.

Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. Он считал, что  налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства  взимать налоги вытекает из необходимости  существования государства и  его учреждений в интересах всего  общества и отдельных лиц;  каждый налог должен быть так устроен, чтобы  он извлекал из кармана плательщика  возможно меньше того, что поступает  в кассы государства; налог, который  обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен.

Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; каждый налог должен взиматься в такое время и  таким способом, какой наиболее удобен для плательщика.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании новой налоговой  системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям.

Сущность  налогов проявляется в их функциях:

- фискальная;

- регулирующая;

- стимулирующая;

- перераспределительная;

- контрольная.

Последняя вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования  и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды  и создаются материальные условия  для существования и функционирования государства. Именно эта функция  создает объективные предпосылки  для повышения роли государства  в регулировании экономики страны. Регулирующая функция целенаправленно  воздействует на развитие народного  хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру  и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Стимулирующая  функция реализуется через систему  льгот, преференций (предпочтений). Объединяя  стимулирующую и регулирующую функцию  в одну экономическую функцию, можно  сказать, что налоги как активный инструмент перераспределительных  процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя   или сужая платежеспособный спрос населения. Перераспределительная  функция заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштаб действия этой функции определяется долей налогов в ВВП/13/.

           В последние годы с 1995 по 1998 годы  доля налогов в ВВП  имела тенденцию к снижению: от 18,2% в ВВП в 1995 -1996 годах, к   16,7 %  - в 1997 году и  16,3 % в 1998 году. Таким образом, в последние  годы для Казахстана характерен  низкий удельный вес налоговых  и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной  собираемостью-уклонением от налогообложения.  Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового  механизма, обеспечивается контроль  за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения  изменений в налоговую систему  и бюджетную политику. Эта функция  проявляется лишь в условиях  действия перераспределительной  функции. Обе функции в органическом  единстве определяют эффективность  налогово- финансовых отношений.

В Республике Казахстан отнесение налога к  тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции  органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1. По объекту обложения – прямые и косвенные;

2. По органу, осуществляющему взимание  и распоряжение налогами - через государственные и местные;

3. По порядку их использования  – через общие и специальные;

4. По экономическому признаку;

5. По степени оценки объекта  обложения;

6. В зависимости от формы уплаты  налога;

7. По субъекту обложения;

8. В качестве инструмента бюджетного  регулирования;

9. По порядку уплаты налога.

Прямые  налоги, устанавливаемые на доход, имущество  физических и юридических лиц  имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в  цене товара или включенные в тариф, получают все большее распространение.

Среди прямых налогов выделяются:

- реальные, связанные с владением, распоряжением,  пользованием имущественными объектами;

- личные, которыми  облагаются доход (прибыль), отдельные  виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или  физическими лицами.

 К косвенным налогам относятся:

- налог на  добавленную стоимость;

- акцизы  на отдельные группы и виды  товаров;

- налог на  реализацию горюче-смазочных материалов;

- таможенная  пошлина;

- налог с  продаж.

Деление налогов на общегосударственные  и местные определяется двумя  факторами: кем установлен налог (центральным  или местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного)/4/.

В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством  РК  все налоги устанавливаются  только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях  – Президента РК, то определяющим является второй критерий.

Общие налоги поступают государству и при  использовании обезличиваются, специальные  налоги имеют строго специальное  назначение. В настоящее время  специальные налоги (ранее зачисляемые  во внебюджетные фонды) поступают в  бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды  формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и  им же контролируется  законность и  целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного  существования нескольких государственных  денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его  части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.

По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются  с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении  товаров и услуг (НДС, акцизы).

    По  степени оценки объектов обложения  существует 4 способа взимания налогов:

- кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

- по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

- у источника  получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

- на основе  патента на разнообразные виды  предпринимательской деятельности.

В зависимости  от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Денежная форма является преобладающей формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги.  Так, Указ о налогах допускает натуральную  форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.

По субъектам  можно выделить налоги с юридических  лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое  законодательство в Казахстане пошло  по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для  тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных  различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех  и других/17/.

В качестве инструмента бюджетного регулирования  налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.

Закрепленные  налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие  налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях  сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

Информация о работе Санкции на налоги