Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
В дальнейшем
финансовая система эволюционировала
в направлении, противоположном
процессу общемирового развития. От налогов
она перешла к административным
методам изъятия прибыли
Своеобразная система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием. Налоги они платили в основном в натуральной форме. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны плательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности. Мощный налоговый пресс в условиях систематических злоупотреблений феодально-родовой верхушки был одной из причин экономической отсталости богатого по своим природным ресурсам и другим потенциальным возможностям региона.
Основными видами налогов являлись:
- Зякет – земельная рента или двадцатая часть скота;
- Ушур –
десятая часть урожая в
- Согым –
добровольные подношения
- Ханлык – судебная пошлина в размере одной десятой суммы судебного иска;
- Ясырь –
военная добыча во время
- Саун –
«родовая помощь»,
- Харадж – две трети урожая;
- Кун – плата в семикратном размере родственникам убитого султана или хаджи;
- Аип – штраф в девять скотин за нанесение обиды султану или ходже словом, за побои – 27 голов;
- Барымта – захват скота ответчика или его родственников за неуплату куна или штрафа;
- Айбана – изобличенный в воровстве возвращает украденное, увеличенное в 27 раз;
- Билетный
сбор – уплачивается при найме
в работники к линейным
- Кибиточная
подать – плата за проживание
за пределами орды на
- Акциз – плата за пропуск скота за линию на казачьи земли и многие другие.
В Казахстане
вначале налоги взимались в натуральной
форме, затем постепенно перешли
в форму денежную. Налоги как
инструмент финансовой политики особое
значение имеют в преобразовании
основ экономических и
Впервые экономическая
- работники,
своим трудом создающие
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет
налоговых взносов, сборов, пошлин и
других платежей формируются финансовые
ресурсы государства. Налоги возникли
с появлением государства, и являются
основой его существования. Экономическое
содержание налогов выражается взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и
Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. Он считал, что налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц; каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства; налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен.
Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
- фискальная;
- регулирующая;
- стимулирующая;
- перераспределительная;
- контрольная.
Последняя
вытекает из самой природы налогов.
Она характерна для всех государств
во все периоды их существования
и развития. С ее помощью образуются
государственные денежные фонды
и создаются материальные условия
для существования и
В последние годы с 1995 по 1998
годы доля налогов в ВВП
имела тенденцию к снижению: от
18,2% в ВВП в 1995 -1996 годах, к
16,7 % - в 1997 году и 16,3 % в 1998
году. Таким образом, в последние
годы для Казахстана
В Республике Казахстан отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.
Налоги классифицируются по следующим признакам:
1. По объекту обложения – прямые и косвенные;
2. По органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами - через государственные и местные;
3. По порядку их использования – через общие и специальные;
4. По экономическому признаку;
5. По степени оценки объекта обложения;
6. В зависимости от формы уплаты налога;
7. По субъекту обложения;
8. В качестве инструмента
9. По порядку уплаты налога.
Прямые налоги, устанавливаемые на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, получают все большее распространение.
Среди прямых налогов выделяются:
- реальные,
связанные с владением,
- личные, которыми
облагаются доход (прибыль), отдельные
виды деятельности или
К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- налог на
реализацию горюче-смазочных
- таможенная пошлина;
- налог с продаж.
Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного)/4/.
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий.
Общие налоги
поступают государству и при
использовании обезличиваются, специальные
налоги имеют строго специальное
назначение. В настоящее время
специальные налоги (ранее зачисляемые
во внебюджетные фонды) поступают в
бюджет, где однако они выделяются
отдельной строкой. Бюджет утверждается
соответствующим
По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы).
По
степени оценки объектов
- кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
- по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
- у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
- на основе
патента на разнообразные виды
предпринимательской
В зависимости
от формы уплаты налоги подразделяются
на натуральные и денежные. Денежная
форма является преобладающей формой
уплаты налога. Однако как в прошлом,
так и в настоящем известны
и натуральные налоги. Так, Указ
о налогах допускает
По субъектам
можно выделить налоги с юридических
лиц и налоги с физических лиц.
В настоящее время налоговое
законодательство в Казахстане пошло
по пути конструирования общих налогов,
которые распространяются одновременно
на юридических и физических лиц.
Эти налоги установлены общими для
тех и других субъектов нормативными
актами и совпадают по своим основным
элементам. Однако в силу объективных
различий между этими субъектами
даже в рамках одного акта всегда прослеживаются
особенности налогообложения
В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов - как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.