Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
9) осуществляет надзор за деятельностью Ко-ий и банковских групп;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг КО-ями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет
самостоятельно или по
12) организует
и осуществляет валютное
13) определяет
порядок осуществления
14) устанавливает правила бух. учета и отчетности для банковской системы РФ;
15) устанавливает
и публикует официальные курсы
иностранных валют по
16) принимает
участие в разработке прогноза
платежного баланса РФ и
17) устанавливает
порядок и условия
18) проводит
анализ и прогнозирование
Все эти функции можно свести к 5 основным функциям ЦБ2:
ЦБ-и в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот. В настоящее время наблюдается снижение ф-ии эмиссионной монополии в связи с введением электронных расчетных систем.
Функция банка правительства. ЦБ осуществляет исполнение гос. бюджета по доходам и расходам, а также яв-ся агентом прав-ва по размещению гос. долга ( осущ-ет выпуск гос. займов, организует подписку и размещение займов среди КБ-ов, страховых компаний..). ЦБ может осущ-ть кредитование прав-ва РФ (предоставление кредитов минфину).
Ф-я банка банков и расчетного центра. В наст. время взаимоотношение ЦБ с кредитными учреждениями определяется следующим:
Ф-я органа надзора. Главная цель – поддержание стабильности, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
БР яв-ся юр. лицом. УК и иное имущество БР яв-ся федеральной собственностью. Гос-во не отвечает по обязательствам БР, а БР - по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
БР осущ-ет
свои расходы за счет собственных
доходов. БР вправе обращаться за защитой
своих интересов в
В своей деятельности БР подотчетен Гос. Думе, которая назначает на должность и освобождает председателя ЦБ (по представлению президента РФ), а также назначает и освобождает членов Совета директоров ( по представлению председателя банка согласованному с президентом РФ). Кроме этого Гос. дума назначает и представляет представителей Гос. думы в нац. банковском совете, рассматривает основные направления единой гос. денежно-кредитной политики, годовой отчет БР, аудиторское заключение и принимает по ним решение. На основани предложения нац. банковского совета Гос. дума в праве принять решение о проверке счетной палатой фин.-хозяйственной деятельности БР и его подразделений. Кроме этого Гос. дума заслушивает доклады председателя БР при предоставлени им годового отчета и основных направлений денежно-кредитной политики.
БР может
быть ликвидирован только на основании
принятия закона РФ о внесении поправок
в Конституцию РФ.
7. Практика обяз/ резервных требований в России.
Минимальные резервы – это обязательная норма вклада КБ-ов в ЦБ-е, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей КО-ий, а также поддерж-я на определенном уровне объема ден. массы в обращении.
Обязательность
выполнения резервных
Размер обязательных резервов к обязательствам КО-ии, а также порядок их депонирования в ЦБ устанавливаются Советом директоров ЦБ. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств КО, они не могут быть единовременно изменены более, чем на 5 пунктов. Территориальные учреждения (РКЦ) не реже 1 раза в квартал производят сплошную или выборочную проверку правильности составления КО-ей расчетов размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ, а также проверку достоверности.
В случае несвоевременного выполнения КО-ея резервных требований с нее взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы. а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном положением размере, но не более двойной ставки рефинансирования. С 8 июля 2004 г. в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 07.07.2004 г. № 1473-У «Об изменении нормативов об. Рез. КО и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юр./физ. лиц в иностранной валюте составляет 3,5 %.
Сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный период месяц:
Ld = ––––––––––––––––––––––––,
где Ld – средние остатки привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за отчетный период;
L1 – сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, на первую дату отчетного периода (периода усреднения);
Ln – сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов на последнюю дату отчетного периода (периода усреднения);
n – фактическое число календарных дней (дат) в отчетном периоде. n=31 всегда.
Увеличивая
или уменьшая норму резервирования,
ЦБ регулирует кредитную активность
КБ-ов и контролирует тем самым
предложение денег. Т.о. регулирование
минимальных резервных
На размер норм по обязательным резервам влияют также: уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом.
В настоящее
время регулирование
Согласно Положению № 255-П, недовзнос – это сумма превышения расчетной величины обязательных резервов над размером обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, подлежащая перечислению кредитной организацией на указанные счета в период регулирования обязательных резервов.
Расчет размера обязательных резервов предоставляется на третий рабочий день месяца, следующего за отчетным.
В период регулирования обязательных резервов кредитная организация обязана перечислить недовзнос, установленный в соответствии с представленным ей Расчетом на счета по учету обязательных резервов.
В
противном случае
В случае невыполнения или несвоевременного выполнения кредитной организацией резервных требований, с нее взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
Штраф
за нарушение порядка
P × 2 × i
S = ––––––––––– ,
Q × 100
где Р – величина недовзноса (либо сумма превышения усредненной величины обязательных резервов над средней хронологической величиной остатков на корсчете), руб.;
i – ставка рефинансирования Банка России, % годовых;
Q – количество календарных дней в году.
В целях предоставления дополнительных возможностей КО-ям по внутримесячному регулированию их ликвидности БР установлен следующий облегченный порядок выполнения обязательных резервных требований. КО-я в любой рабочий день может обратиться в РКЦ с просьбой о предоставлении ей в течение календарного года право на внутримесячное (на 1 или более дней в период с 5 по 25 число каждого месяца). Снижение норматива обязательных резервов в размере не более 5 % от суммы обязательных резервов, депонируемых в БР.
Для стимулирования
развития какой-либо отрасли ЦБ может
устанавливать
8. Роль ЦБ в организации безналичных расчетов.
БР занимает особое место в платежной системе РФ. Являясь оператором собственной платежной системы, он координирует и регулирует расчетные отношения в РФ, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяет основные положения их функционирования, сроки, стандарты осуществления безналичных платежей, организацию наличного денежного обращения.
В соответствии с Указанием БР от 14.11.2001 №1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между ЮЛ по 1 сделке составляет 60 тыс.руб. Т.о. в настоящее время осн.видом платежей явл-ся безнал. расчеты.
Безнал. расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записи на счетах в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Для современной рыночной экономики характерны следующие принципы организации денежных расчетов:
1) Безналичные
расчеты реализуются по
2) Платежи
со счетов должны осуществляться
только по распоряжению их
владельцев в порядке
3) Свобода
выбора субъектами рынка форм
безналичных расчетов и
4) Срочность
платежа, что означает