Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации………………………………………. 8
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала……………………………………………………………………….. 8
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей………………………………………… 13
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана…………………………………………. 28
2.1 Характеристика бюджетного учреждения……………………………… 28
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 57
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 65
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………. 74
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение…………………………………………………………………… 89
Список использованных источников…………………………
97
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации……………………………………….
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала…………………………………………………………
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей…………………………………………
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана………………………………………….
2.1 Характеристика бюджетного учреждения………………………………
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования……………………………………………….
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования……………………………………………….
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…….
Приложение А Структура учреждения ОГБУДОД «ДЮЦ»………………. 98
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общественных отношений уровень образования как фактор формирования и накопления человеческого капитала является важнейшей составляющей национального богатства государства и определяет его интеллектуальный потенциал. Эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала способствует повышению экономической и социальной стабильности общества.
Согласно исследованиям, проведенным специалистами Всемирного банка, человеческий капитал в структуре национального богатства ведущих европейских стран составляет около 74%, США – 16%, в России –50%, что свидетельствует о ценности человеческого капитала как основного ресурса постиндустриального общества, поскольку именно он в современных социально-экономических условиях предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса.
Основной целью модернизации российской системы образования является ее интеграция в мировое образовательное пространство посредством формирования механизма устойчивого развития и обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Для реализации поставленной цели инвестиционная политика государства и частного бизнеса должна быть основана на принципе приоритетного финансирования сферы образования.
Социально-экономическая значимость дополнительного профессионального образования в обеспечении инновационного развития и в формировании и накоплении человеческого капитала, отсутствие комплексной системы оценки эффективности инвестиций в дополнительное профессиональное образование обусловливают необходимость оптимизации форм и методов его финансирования, что и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы. Узкоспециализированные работы по исследованию проблем финансирования дополнительного образования представлены такими авторами, как В.В. Валентинов, Л.И. Евенко, А.П. Егоршин, Э.Ф. Зеер, С.В. Кондратьев, В.А. Леднев, С.Г. Вершловский, Е.М. Дорожкин, Э.М.Никитин, Ш.З. Санатулов и др.
Вместе с тем, не получили достаточной проработки вопросы, связанные с особенностями финансовых отношений в сфере дополнительного образования, определением эффективных форм и методов их финансирования в современных условиях, что и определяет выбор цели и задач диссертационного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Объектом исследования является ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Предметом исследования выступают финансово-организационные отношения в сфере дополнительного образования детей.
В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования. Для решения поставленных задач применялись методы статистических исследований, методы классификаций, структурный анализ, системный подход, обобщение и систематизация.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала
Сегодня огромная роль человеческого капитала в экономическом и социальном развитии общества неоспорима. Поэтому, актуальным проблемой является механизм формирования человеческого капитала и вес его составляющих, так как данный вопрос практически не затрагивался в экономической и социологической литературе.
Человеческий капитал – это запас знаний, способностей, мотиваций, производительных качеств, навыков, здоровья, культуры накапливаемых за счет обучения, образования, практического опыта или стажа по средствам сил социальных связей и целесообразно используемых для производительной деятельности, так же роста дохода представителя капитал [28, С.12].
М.М. Критский представляет человеческий капитал как «всеобщую форму жизнедеятельности – итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию». Тем самым он связывает человеческий капитал со всеобщим характером движения человека и общества по пути культурно-исторического прогресса, что обращает внимание исследователей на необходимость всестороннего учета всех реалий, в русле и под воздействием которых данный феномен формируется и развивается, оказывая при этом самое широкое воздействие на все сферы социума [34, С.4].
С позиции А.И. Добрынина, основанной на методологии системной целостности, привлекает стремление наделить человеческий капитал четко выделенным предназначением в системе общественного производства. Он предлагает рассматривать человеческий капитал как «совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночной экономики и в качестве ведущего творческого фактора общественного производства» [29, С.14].
С точки зрения выбранного определения становится понятным значение дополнительного образования в формировании человеческого капитала. Именно дополнительное образование способствует формированию творческой личности и является составляющим звеном в сложной системе Российского образования.
Современная система образования Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую систему, важнейшей составляющей которой является дополнительное образование.
Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ [4].
К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:
- в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессиональ-ного образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
- в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответству-щие лицензии;
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Система дополнительного образования в России предполагает развитие общего и профессионального дополнительного образования.
Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и повышение культурного и интеллектуального уровня человека, в то время как профессиональное дополнительное образование непосредственно связано с непрерывным повышением квалификации и профессиональной переподготовкой лиц, уже имеющих профессиональное образование.
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным:
- быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услу-гах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей;
- гибкий (творческий) подход к формированию содержания образова-ния. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное обра-зование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнона-правлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями [4];
- глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации со-держания образования;
- глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 - 12 учащихся - это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвое-ния программ дополнительного образования;
- глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентирован-ное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодей-ствия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти зна-ния;
- возможность организации психологического сопровождения в разви-тии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социа-лизации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества;
- возможность до профессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выражен-ных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только рас-крыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизован-ные, нравственные средства ее достижения;
- возможность обучения, до профессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями;
- возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельно-сти. Получение ребенком такой возможности означает его включение в заня-тия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам;
- возможность развития дистанционной формы обучения;
- современная техническая база учреждения дополнительного образо-вания детей.
Анализ работ А.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции:
- образовательная (получение новых знаний);
- воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравствен-ных ориентиров);
- развивающая (развитие познавательной сферы);
- функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);
- функция социализации (освоение социального опыта);
- функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);
- креативная (раскрытие творческих способностей);
- компенсационная (углубление и дополнение основного образования);
- профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);
- рекреационная (организация досуга);
- интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности) [21, С.41].
По состоянию на 1 января 2011 года в Российской Федерации насчитывается 18 000 образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7 % от общего числа обучающихся) [49].
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.