Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации………………………………………. 8
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала……………………………………………………………………….. 8
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей………………………………………… 13
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана…………………………………………. 28
2.1 Характеристика бюджетного учреждения……………………………… 28
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 57
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 65
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………. 74
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение…………………………………………………………………… 89
Список использованных источников…………………………
(1.2)
где Сспу - стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в общеобразовательном учреждении;
а - число часов по базисному учебному плану;
d - число часов на ставку (учебная нагрузка педагога в неделю);
b - базовая ставка заработной платы, соответствующая фактически сложившемуся среднему уровню ставки заработной платы педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
1,342 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т.п.;
1,33 - коэффициент фонда оплаты труда на величину доплат и надбавок;
12 - количество месяцев в году;
m - количество учащихся;
y - коэффициенты увеличения фонда оплаты труда на административно-
c - коэффициенты удорожания от различных факторов;
k - региональные коэффициенты удорожания;
1,24 - коэффициент удорожания для малокомплектных школ;
g - поправочные коэффициенты расчетной стоимости гарантии на получение дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;
s - коэффициенты увеличения фонда оплаты труда при переводе общеобразовательных учреждений на отраслевую систему оплаты труда.
Коэффициенты удорожания педагогической услуги в общеобразовательном учреждении учитывают:
- разную стоимость услуги на ступени обучения (разная стоимость обучения по ступеням связана с неодинаковым количеством часов в базис-ном учебном плане);
- обучение по программам дополнительного образования (группы про-дленного дня и кружковая работа), деление классов на группы при изучении отдельных предметов;
- повышенную стоимость образовательной услуги для учащихся класс-сов коррекции.
Анализ преимуществ и недостатков форм финансирования дополнительного образования позволил выявить наиболее адекватные современным экономическим условиям формы финансирования.
К ним относятся: субсидии, субвенции; налоговые льготы; государственные целевые адресные программы; государственный заказ; образовательный кредит; использование средств специализированных благотворительных фондов.
Проведенный в работе анализ соответствия между источниками и формами финансирования дополнительного образования показал, что наиболее приемлемые формы финансирования ограничивают состав используемых источников финансовых ресурсов в сторону преимущественно государственного финансирования за счет бюджетных средств, что связано с необходимостью государственной поддержки.
Непосредственное участие государства в финансировании дополнительного образования имеет четкую социальную направленность – расширить возможности развития творческих способностей подрастающего поколения.
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России
Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда.
Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально – экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
Дополнительное образование, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию.
Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования дополнительного образования бизнесом, а также практика использования в дополнительном образовании механизмов государственно-частного партнерства [23, С.56].
Государство последовательно наращивает финансовую поддержку образования до необходимой потребности, рассматривая ее как приоритетную отрасль национальной экономики.
Основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии любой страны [24, С.56].
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий.
Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создание механизмов, ориентированных не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
На создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования и с учетом бюджетных ограничений должно быть направлено использование программно-целевых методов планирования, модернизация механизмов бюджетного финансирования образования, обеспечение перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами.
Существующая в настоящее время структура финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируется по уровням бюджетной системы.
Финансовое обеспечение - это составная часть стратегии управления отраслью образования. При разработке этой проблемы возникает необходимость решения целого ряда задач, к ключевым из которых можно отнести:
- выбор приоритетных направлений развития образования,
- выявление и использование новых источников финансирования,
- создание организационных и экономических механизмов рациональ-ного использования имеющихся финансовых ресурсов,
- обоснованное распределение полномочий по распоряжению сред-ствами [20, С.305].
С 2000 года государственные расходы на образование были заметно увеличены. В 2010 году расходы бюджетной системы на образование составили 11,0% ВВП, что на 0,8 процентных пункта ВВП выше, чем в 2000 году. Это положительно сказалось на эффективности работы образовательных учреждений. Однако, мировой опыт показывает, что увеличение расходов само по себе не гарантирует улучшение качества образования, если не сопровождается серьезными структурными изменениями [49].
Расходы федерального бюджета на сферу образования в 2009 году составили 354 млрд. рублей, в 2010 году - 418 млрд. рублей. Рост расходов составил 64 млрд. рублей или 18,0 % [49].
Рисунок 1.3 – Динамика расходов федерального бюджета РФ на образование в 2009 - 2010 гг., млрд. рублей
Рисунок 1.4 – Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на образование в 2009 -2010 гг., млрд. рублей
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году составили 1 трлн. 292 млрд. рублей, в 2010 году - 1 трлн. 345 млрд. рублей. Рост составил 53 млрд. рублей или 4,1 % [49].
По состоянию на 1 октября 2011 г. суммарные расходы на образование составили 1235,9 млрд. рублей, в том числе: расходы федерального бюджета - 258,7 млрд. рублей; расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 977,2 млрд. рублей [49].
Однако, несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы и увеличение финансирования в сфере образования еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности: отсутствие стимулов у учителей, региональные различия в финансировании, различия в финансировании между городом и деревней, недостаточное внимание системе профессионального образования и обучения, недостаточное качество образования.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
- переход к новым формам финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
- создание системы государственного образовательного кредитования;
- достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касса-ющейся финансового обеспечения образования;
- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модерниза-ции образования;
- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
- стимулирование со учредительства и многоканального финансирова-ния учреждений образования, переход к финансированию учреждений обра-зования на контрактной основе;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, обла-дающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получа-ющих эти ресурсы по результатам своей деятельности;
- создание условий для привлечения дополнительных средств в учре-ждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых;
- создание условий для развития общественных институтов в управле-нии образованием. Распространение практики использования попечитель-ских и наблюдательных советов позволит повысить контроль за расходова-нием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что, в свою очередь, будет способствовать снижению инвестиционных рис-ков при инвестировании в образовательную сферу;
- обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями [44, С.24].
Реализация указанных мер позволит создать условия для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.
Реализация указанных мер позволит создать условия для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.
2 АНАЛИЗ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» Г.БИРОБИДЖАНА
2.1 Характеристика бюджетного учреждения
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Еврейской автономной области, в дальнейшем именуемое «Учреждение» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и на основании Постановления губернатора Еврейской автономной области от 22.10.1998 г. № 220 «О создании областного детско-юношеского центра»
Полное наименование: областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»; сокращенное наименование: ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Учреждение является некоммерческой организацией.
Юридический адрес: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Советская,49 Учредителем ОГБУДОД «ДЮЦ» является: правительство Еврейской автономной области в лице Комитета образования Еврейской автономной области.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании устава и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.
Устав учреждения утвержден учредителем и согласован с комитетом по управлению государственным имуществом ЕАО.
Учреждение создано в организационно-правовой форме как государственное учреждение, является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, эмблему. За учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности закреплено на праве оперативного управления имущество, которое является государственной собственностью Еврейской автономной области.
Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за учреждением, осуществляет комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области в установленном законодательством порядке.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере дополнительного образования детей.
Предметом деятельности Учреждения является предоставление дополнительного образования детям по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности: