Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации………………………………………. 8
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала……………………………………………………………………….. 8
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей………………………………………… 13
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана…………………………………………. 28
2.1 Характеристика бюджетного учреждения……………………………… 28
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 57
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 65
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………. 74
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение…………………………………………………………………… 89
Список использованных источников…………………………
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования
Грантовая политика в области образования в РФ только начинает развиваться. Нацпроект «Образование» – едва ли не первый случай выделения грантов на уровне государства. Трудности, связанные с информированностью потенциальных грантополучателей, проблемы объективности при отборе кандидатов, критерии эффективности программ – все это ключевые вопросы во взаимоотношениях грантодателей и грантополучателей.
Почти все финансирование в систему образования поступает от правительства, оно проходит через муниципальный уровень и с него распределяется в школы. Гораздо меньшая часть денег идет от областных департаментов в виде грантов. С помощью грантов школы добиваются тех результатов, на которые деньги выделяются, так как у нас выстроена четкая система отчетности снизу вверх, то есть от школы к комитету образования. Это простейшая модель грантовой политики.
Вторая модель грантового финансирования несколько сложнее. Деньги также поступают от правительства на уровень школы, но мониторинг и поддержка школ осуществляются через целую сеть национальных агентств, которые государство специально создало для этой цели.
Здесь существуют три основных вида грантов.
Самое большое количество финансов выделяется на так называемые универсальные, или всеобщие, гранты. Они нацелены на перемены на уровне всей системы образования. Такие гранты распределяются в каждое образовательное учреждение на основе некой формулы. По ней вычисляется, сколько получает любое из образовательных учреждений. У каждой подобной программы есть своя формула, в которой, однако, всегда присутствуют два показателя – численность и потребность [31, С.37].
Следующий тип грантов – это гранты, выделяемые определенным регионам страны на определенные потребности. Как правило, это города, где уровень жизни населения невысок, где нет нормальной инфраструктуры. Для того чтобы получить такой грант, регион должен обратиться со специальной заявкой, а уже власти рассчитывают, каким образом можно ее удовлетворить.
И, наконец, еще один тип грантов – это гранты, которые выделяются на поддержку инноваций в системе образования, осуществляемых на местном уровне. Гранты доступны абсолютно всем. Каждый может выступить с инициативой и представить какую-либо инновационную программу.
Структура финансирования грантовых программ представлена на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 – Структура источников финансирования грантовых программ
Грантовые конкурсы можно разделить по признаку государственной принадлежности организаций, проводящих конкурс или финансирующих программы на российские, иностранные и совместные.
Представляет интерес сравнение грантовых программ по форме собственности организаторов. Их условно можно разделить на государственные, частные и общественные.
В результате сравнения можно сделать вывод о том, что большинство программ финансируются частными фондами. Если сравнивать по этим же критериям российских и иностранных организаторов, то соотношение среди государственных и общественных структур пропорционально: в обоих случаях государственные структуры (а значит и бюджетные деньги) задействованы меньше, чем общественные. При анализе соотношения российских грантодателей по этому признаку необходимо учитывать отечественную специфику, которая приводит к значительному смещению соотношений между государственными и общественными организаторами.
Специфика заключается в том, что грантодатели, отнесенные к категории «Общественные» можно подразделить на две части по признаку участия в их создании и финансировании государства
Анализируя направления финансирования можно сделать выводы о распределении предпочтений по поддержке направлений российскими и иностранными организаторами конкурсов. Хорошо заметно равенство предпочтений в области образования.
В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие краткие выводы:
- существует значительный дефицит достоверной информации о грантовых конкурсах и программах в России и их результатах;
- среди приоритетов в сфере грантовой политики можно выделить следующие: основными организаторами грантовых конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонд и организации; среди российских организаторов грантовых конкурсов абсолютное большинство - министерства и фонды, учрежденные и финансируемые государством; главным направлением грантовой поддержки в России является образование.
Рассмотрим порядок предоставления грантовой поддержки ОГБУДОД «ДЮЦ» в рамках государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Губернатора области в сфере физической культуры и спорта.
Целями оказания государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям в форме субсидии является оказание содействия развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта на территории ЕАО.
Уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации грантовой поддержки являются Комитет образования ЕАО и Комитет по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области.
Государственная поддержка физкультурно-спортивным организациям области в форме субсидии предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на финансовое обеспечение грантов Губернатора области в сфере физической культуры и спорта.
С этой целью принята областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Еврейской автономной области» (утвержденной постановлением правительства области от 12.01.2011 № 4-пп)
Основные задачи целевой программы:
- совершенствование организационного обеспечения развития спорта и туризма в Еврейской автономной области;
- развитие в Еврейской автономной области массового спорта и пропаганда здорового образа жизни;
- создание условий для развития в Еврейской автономной области спорта и подготовки спортивного резерва [16].
Объем финансирования: всего 22886,0 тыс. руб., за счет средств об-ластного бюджета.
Ожидаемые результаты реализации:
- создать организационные условия для дальнейшего развития спорта в Еврейской автономной области;
- привлечь дополнительно к участию в областных спортивных меро-приятиях до 2 тысяч человек ежегодно;
- обеспечить более эффективную пропаганду спорта и здорового образа жизни, подготовить ежегодно не менее 12 тематических телевизионных пе-редач и 5 плакатов;
- направить на обучение не менее 6 ведущих тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций Еврейской автономной области;
- осуществить строительство и реконструкцию в Еврейской автоном-ной области спортивных сооружений и увеличить показатель пропускной способности спортивных сооружений не менее чем на 2 процента.
Планируется грантовое финансирование в следующем порядке.
Таблица 3.2 – Финансирование программы за 2011 год
Наименование направлений | Объем финансирования, тыс. рублей |
Организация спортивных – краеведческих мероприятий. Финансирование областных, региональных соревнований | 3787 |
Обучение тренеров – преподавателей | 2289 |
Строительство и реконструкция спортивных площадок | 6866 |
Реклама здорового образа жизни | 1144 |
Организационная и финансовая поддержка образовательных учреждений спортивной направленности | 8800 |
Итого | 22886 |
Структура финансирования грантовой поддержки представлена на рисунке 3.7.
Организационная и финансовая поддержка образовательных учреждений спортивной направленности предусматривает 40 % программного финансирования. На данный момент в области 11 школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности.
Следовательно на финансирование каждой организации и учреждений предусмотрено 800 тыс. руб.
Рисунок 3.7 – Структура финансирования грантовой поддержки
Приведенные расчеты во второй главе позволили определить смету расходов ОГБУДОД «ДЮЦ» на 2011 год. В таблице 3.3 представлена сводная ведомость расходов ОГБУДОД «ДЮЦ» на очередной финансовый год.
Таблица 3.3 – Планируемые расходы ОГБУДОД «ДЮЦ» на 2011 год
Наименование статьи | Сумма, тыс. руб. | Доля, процент |
Фонд оплаты труда | 3146,9 | 71,1 |
Услуги связи | 34,8 | 0,7 |
Транспортные услуги | 227,2 | 5,1 |
Ремонт оборудования | 11,0 | 0,2 |
Техническое обслуживание | 2,4 | 0,05 |
Содержание и обслуживание помещений | 1,8 | 0,04 |
Прочие расходы | 124,3 | 2,8 |
Налоги | 4,1 | 0,09 |
Организация и проведение спортивных мероприятий | 800 | 18,1 |
Итого | 4423,5 | 100 |
Расчет сметы расходов на организацию и проведение региональных спортивных мероприятий представлен в таблице 3.3 в планируемом году предусмотрены 2 региональных соревнования (Владивосток и Южно – Сахалинск)
Приведенная структура расходов показывает, что наибольший удельный вес приходится на транспортные расходы, что в основном и является главным препятствием участия учащихся ОГБУДОД «ДЮЦ» в региональных соревнованиях.
Расходы на организацию и проведение региональных спортивных мероприятий в 2011 году планируется финансировать за счет государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Губернатора области в сфере физической культуры и спорта.
Определим экономический и социальный эффект предлагаемого проекта грантовой поддержки финансирования ОГБУДОД «ДЮЦ».
Таблица 3.4 – Расчет расходов на организацию и проведение региональных спортивных мероприятий в 2011 году
Наименование расходов) | Сумма, тыс. руб. | Доля , процент | |
Оплата проезда руководителей | 120,0 | 15,0 | |
Оплата проезда спортсменов | 300,0 | 37,5 | |
Командировочные расходы | 160,0 | 20,0 | |
Форменная одежда | 150,0 | 18,7 | |
Инвентарь (грузовые затраты) | 70,0 | 8,7 | |
Итого: | 800,0 | 100 |