Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации………………………………………. 8
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала……………………………………………………………………….. 8
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей………………………………………… 13
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана…………………………………………. 28
2.1 Характеристика бюджетного учреждения……………………………… 28
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 57
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 65
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………. 74
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение…………………………………………………………………… 89
Список использованных источников…………………………
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений дополнительного образования детей
С.А. Дятлов выделяет семь стадий оборота человеческого капитала: инвестирование; накопление человеческого капитала; использование человеческого капитала; рост производительности труда; рост денежных доходов; рост уровня потребления, качество жизни; заинтересованность в новых инвестициях в человеческий капитал. В нашем случае финансирование деятельности бюджетных учреждений выступает в качестве инвестирования в человеческий капитал [30, С.23].
Рисунок 1.1 - Стадии функционального оборота человеческого капитала
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
Финансирование бюджетных учреждений предполагает:
- целевое использование средств - расходование средств на установ-ленные заранее определенные цели;
- безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «класс-сическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необхо-димыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:
- плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
- выделения средств по мере их расходования;
- экономность - правильного и рационального расходования средств.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации [12].
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц.
Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
- статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Неком-мерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятель-ность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради кото-рых они созданы, и соответствующую этим целям». Важно, что образова-тельные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осу-ществлять деятельность, приносящую доходы [1];
- статьей 43 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Обра-зовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать за-крепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования за-крепленных за ним объектов собственности в размере, определенном догово-ром между собственником и образовательным учреждением» [4].
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.
На основе проведенного анализа особенностей формирования и использования финансовых ресурсов в сфере дополнительного образования, были обобщены и систематизированы принципы финансирования дополнительного образования в современных условиях, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Принципы финансирования дополнительного образования
Для обеспечения учета указанных принципов в процессе финансирования выделены этапы финансирования дополнительного образования, включающие в себя:
- планирование общих объемов расходов на дополнительное образова-ние по трем основным направлениям финансирования: профессиональная подготовка специалистов в образовательных учреждениях, стажировка спе-циалистов в России и за рубежом, использование новейших технологий в об-разовательном процессе;
- определение методов финансирования в разрезе каждого направле-ния;
- анализ рискованности выбранных методов финансирования;
- определение конкретных форм финансирования в рамках выбранных методов и с учетом уровня риска;
- оценка интегрального эффекта финансирования;
- разработка мероприятий по повышению эффективности финансиро-вания дополнительного образования [42, С.45].
Исходя из выделенных этапов предлагается выделять следующие виды финансирования:
- самофинансирование,
- государственное.
Каждому виду финансирования соответствуют определенные методы и формы обеспечения финансовыми ресурсами, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Классификация видов, источников, форм и методов финансирования дополнительного профессионального образования
Источники | Метод |
Собственные | Самофинансирование |
Привлеченные | безвозмездное государственное финансирование (государственная поддержка); субвенции, субсидии; налоговые льготы, госзаказ; государственные гарантии; гранты; программно-целевой метод. |
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
- системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
- процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных сред-ствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образова-ния;
- процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.
На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:
- схема финансирования;
- распределение функций между органами, участвующими в финанси-ровании [43, С.205].
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
- уполномоченные банки (проводящая сеть);
- собственно образовательные учреждения федерального ведения (рас-ходование).
Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней [11].
При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:
- текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
- долгосрочные (капитальные) расходы.
Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.
Согласно ОЗ от 11.2.2009 N 512-ОЗ «Об установлении норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования» норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося определяется по формуле [12]:
Нр = Сспу + Руп, (1.1)
где Нр - норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования;
Сспу - стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги;
Руп - расходы на обеспечение учебного процесса.
Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в общеобразовательном учреждении рассчитывается на одного учащегося по формуле