Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансирования дополнительного образования на примере Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детский юношеский центр».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить тенденции и проблемы развития дополнительного образования детей в России;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и финансирования дополнительного образования;
- дать анализ организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ»;
- определить проблемы и пути совершенствования организации финансирования ОГБУ ДОД «ДЮЦ».
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты финансирования дополнительного
образования в Российской Федерации………………………………………. 8
1.1 Роль дополнительного образования в формировании человеческого капитала……………………………………………………………………….. 8
1.2 Организация финансирования бюджетных учреждений
дополнительного образования детей………………………………………… 13
1.3 Проблемы организации финансирования образования в России……… 22
2 Анализ сметы доходов и расходов областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Биробиджана…………………………………………. 28
2.1 Характеристика бюджетного учреждения……………………………… 28
2.2 Анализ сметы доходов и расходов за 2008 – 2010 годы………………. 37
2.3 Анализ организации финансирования в ОГБУДОД «ДЮЦ»…………. 43
3 Совершенствование организации финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 57
3.1 Проблемы финансирования образовательных учреждений………….. 57
3.2 Грантовая поддержка как способ финансирования учреждений дополнительного образования………………………………………………. 65
4 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………. 74
4.1 Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях…….. 74
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……….. 86
Заключение…………………………………………………………………… 89
Список использованных источников…………………………
В целях формирования единой политики в части финансового обеспечения сферы «Образование» области в 2010 году значительно обновлена нормативная правовая база, обеспечивающая ее функционирование:
- приняты нормативные правовые акты по обеспечению гарантий на отдых и оздоровление детей, в том числе в части финансового обеспечения отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием;
- определены финансовые механизмы обеспечения воспитания и обу-чения детей-инвалидов на дому, а также организации дистанционного обра-зования детей данной категории; по финансовому обеспечению организации питания в общеобразовательных учреждениях области за счет средств об-ластного бюджета, что позволит увеличить в 2011 году стоимость питания различных категорий школьников, в том числе в пришкольных интернатах [46, С.4].
В условиях преобразования экономики дополнительного образования возникла потребность в такой схеме финансирования образовательных учреждений, которая позволит аккумулировать финансы и направить их на создание и реализацию конкретных образовательных программ, перейдя от потребительской позиции - к ответственной эффективной самостоятельности.
В финансово – экономической сфере:
- планомерный переход на новые формы финансового обеспечения об-разовательных учреждений на основе задания на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с утвержденными нормативами затрат;
- обеспечение деятельности по переводу образовательных учреждений области на отраслевую систему оплаты труда;
- внедрение в практику финансово-экономических механизмов, способ-ствующих сокращению неэффективных расходов в сфере «Образование»;
- организация работы по переводу образовательных учреждений в ста-тус «автономных».
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
Источником финансирования государственных образовательных учреждений на уровне региона являются также субвенции, выделяемые из областного бюджета.
Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счёт оказания платных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов.
Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.
В таблице 3.1 представлено изменение структуры расходов бюджета ЕАО.
Таблица 3.1 - Динамика расходов бюджета ЕАО за 2008 - 2010 годы
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Тыс. рублей | Процент | Тыс. рублей | Процент | Тыс. рублей | Процент | |
Всего расходов | 5302389,2 | 100 | 6401009,2 | 100 | 6922838,7 | 100 |
Общегосударственные расходы | 284673 | 5,25 | 301405 | 4,57 | 299418 | 4,16 |
Национальная оборона | 313 | 0,05 | 3254 | 0,05 | 1746 | 0,02 |
Национальная безопасность | 197381 | 3,64 | 287526 | 4,35 | 260275 | 3,63 |
Национальная экономика | 941355 | 17,37 | 1230402 | 18,65 | 1365825 | 19,01 |
ЖКХ | 8728 | 0,16 | 9182 | 0,14 | 9621 | 0,14 |
Образование | 541650 | 10,0 | 535312 | 8,11 | 606476 | 8,45 |
Здравоохранение | 1013817 | 18,71 | 1027713 | 15,58 | 887544 | 12,35 |
Культура | 67785 | 125 | 49743 | 0,75 | 47552 | 0,66 |
Социальная политика | 38330 | 7,07 | 615547 | 9,33 | 799552 | 11,12 |
В течение рассматриваемого периода, наблюдается увеличение расходной части бюджета: 2009 год – 6401009,2 тыс. рублей, что составляет 120,7 % к уровню 2008 года; 2010 год - 6922838,7 тыс. рублей, что составляет 108,1 % к уровню 2009 года (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Динамика расходной части бюджета ЕАО за 2008 - 2010 года, тыс. рублей
Анализ данных показал, что наблюдается увеличение расходов по всем статьям.
Рисунок 3.2 – Динамика расходов областного бюджета на образование в 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Финансирование сферы образования в ЕАО за рассматриваемый период носило нестабильный характер, так в 2009 году наблюдается снижение финансирования на 1,2 %, в 2010 году наблюдается рост финансирования на 13,3 %.
Рисунок 3.3 – Доля финансирования ОГБУДОД «Детский юношеский центр» за 2008 – 2010г., процент
В общей структуре расходов на образование в ЕАО доля финансирования ОГБУДОД «Детский юношеский центр» составляет наименьший удельный вес.
Таким образом, можно выделить основные проблемы финансового обеспечения деятельности ОГБУДОД «Детский юношеский центр».
Рисунок 3.4 - Проблемы финансового обеспечения деятельности ОГБУДОД «Детский юношеский центр»
Анализ средств, выделяемых из бюджета, показывает, что в финансировании системы образования наметились положительные сдвиги. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы бюджетных средств будет недостаточно для решения накопившихся годами финансовых и материально-технических проблем по различным видам и типам образовательных учреждений.
Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание учреждения дополнительного образования, является смета доходов и расходов.
Составлению сметы предшествуют обоснованные расчеты по видам расходов сметы. В смете доходов и расходов учреждения дополнительного образования наряду с расчетами приводятся общие сведения об учебном заведении, его учебно-материальной базе. Эти сведения – основа планирования расходов по смете. Согласно Федеральному закону «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет в банковских и иных кредитных учреждениях. На основе БК РФ учреждения образования, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в составе органов управления – главным распорядителями средств бюджета.
Порядок финансирования учреждений дополнительного образования регламентирован БК РФ, в котором предусмотрено сохранение методики поэлементного выделения средств бюджетополучателю на основе экономических статей по видам затрат.
Их расчет проводится по нормативам частного характера. Например, размер ставок заработной платы педагогических работников, работников аппарата управления, контингента учащихся и др.
Бюджетные расходы по экономическим статьям детализируются с целью усиления контроля финансирующих и административных органов за соблюдением их целевого использования.
Ведущим показателем для определения объема расходов по смете является количество обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Некоторые виды расходов учреждения дополнительного образования определяются на основе среднегодового контингента учащихся, который рассчитывается исходя из наличия учащихся на начало планируемого периода, изменения контингента учащихся в течение года в связи с приемом и выпуском учащихся, сроком обучения, а также их отсевом до окончания учебного заведения [25, С.35].
Расходы на финансирование дополнительного образования выделяются из бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств через лицевые счета образовательных бюджетных учреждений. Последние открываются в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Утверждение сметы доходов и расходов производится главным распорядителем бюджетных средств в установленном действующим законодательством порядке [22, С.105].
В смете доходов и расходов отражаются все доходы учебного заведения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от проведения предпринимательской деятельности.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования.
Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других [44, C.205].
Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий.
Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую подготовку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.
Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
- предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
- взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами [41, С.125].
Таким образом, кроме бюджета, учреждение может изыскивать другие источники финансирования, представленные на рисунке 3.5, при этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров финансирования за счет бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.
Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса.
Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благо получатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.
Рисунок 3.1.5 – Источники финансирования ОГБУДОД «ДЮЦ»
К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.