Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты процесса кредитования банками физических лиц

1.1 Кредит, его сущность и виды

1.2 Формы и функции кредитных операций

1.3 Этапы процесса кредитования

1.4 Оценка кредитных рисков по выданным ссудам

1.5 Нормативно-правовая база процесса кредитования

2. Анализ деятельности Центрального отделения Сбербанка № 4205

2.1 История развития Сбербанка России

2.2 Основные виды деятельности

2.3 Анализ внешней среды организации

2.3.1 Анализ внешней среды организации на макроуровне

2.3.2 Анализ внешней среды организации на микроуровне

2.4 Анализ внутренней среды организации

2.4.1 Организационно - управленческая структура Сбербанка

2.4.2 Банковский маркетинг

2.4.3 Паук - ЦИС 2.5 SWOT - анализ

2.6 Анализ кредитного портфеля банка за 2006-2008 года

2.7 Анализ организации процесса кредитования

2.7.1 Порядок кредитования физических лиц

2.7.2 Уплата процентов по кредиту

2.7.3 Оценка платежеспособности заёмщика и поручителя - физического лица

2.8 Методы оценки кредитоспособности физических лиц

3. Оптимизация системы кредитования физических лиц

3.1 Повышение эффективности кредитного процесса

3.1.1 Разработка процесса управления кредитным риском

3.1.2 Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами

3.1.3 Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам

3.2 Совершенствование системы кредитования

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы кредитования физических лиц.rtf

— 771.70 Кб (Скачать файл)

 

С точки зрения процесса кредитные заявки из территориальных банков направляются в единый центр, централизованно обрабатываются, по ним автоматически или с участием андеррайтера принимается решение. Принятые решения возвращаются в точки территориальных банков, где кредитные инспекторы на основании решения по заявке оформляют выдачу кредита.

 

Как идет процесс «отбраковки» заемщиков? Она идет по нескольким основным направлениям. Во-первых, это проверка заемщика на минимальные требования, которым он должен соответствовать, что является условием предоставления продукта. Во-вторых, на основании данных Федеральной миграционной службы осуществляется подтверждение соответствия личности и представленных документов. В-третьих, осуществляем подтверждение занятости и представленного уровня дохода на основании различных алгоритмов проверки, в том числе с использованием информации из внешних источников. В-четвертых, осуществляется проверка кредитной истории и платежной дисциплины клиента. Взаимодействуем с основными бюро кредитных историй. И это только часть автоматизированных проверок клиента, осуществляемых в процессе. Такая глубина проверки позволяет обеспечить достаточно низкий уровень риска.

 

Кто же в итоге принимает решение: машина или человек? Решение в каких-то случаях принимает машина, в каких-то человек. Это зависит от сложности случая, от выбранного кредитного продукта. Первичная оценка осуществляется непосредственно в точке кредитным инспектором. Заявка вводится в систему, дальше обработка происходит централизованно. Окончательное решение по кредиту принимается также централизованно, на уровне центра предкредитной обработки. Решение принимается либо автоматически, либо вручную андеррайтером -- сотрудником центра.

 

Раньше в процессе обработки и принятия решения было задействовано до 11 человек, с учетом случаев, когда решение принималось на кредитном комитете. Сейчас максимальное число задействованных в процессе обработки и принятия решения сотрудников -- один, в большинстве случаев решение принимается системой автоматически.

 

Результаты, которые получены после запуска «Кредитной фабрики». «Кредитная фабрика» работает недавно -- она была запущена в Москве в 2009 году. По состоянию на 1 февраля этого года было выдано 26 тыс. кредитов. Кредитный портфель -- 5,2 млрд рублей. На просрочке свыше 30 дней -- всего около 10 кредитов. Существенно выросла средняя сумма кредитов -- с 45 до 189 тыс. рублей. Также вырос уровень одобрения заявок. Средний процент одобрения сейчас по стране у нас составляет 56%. При этом в сентябре по некоторым территориям -- больше 60%. В момент запуска программы уровень был 45%. А до этого вообще никто не регистрировал процент отказов, статистики не велось.

 

Кроме того, с момента запуска очень сильно выросло количество заявок. Особенно за август-сентябрь -- рост составил 40%. Уже есть отклик от населения. К примеру, в Северо-Западном банке в момент запуска было некоторое снижение числа заявок и выдач, но как только клиент начинает привыкать -- начинается достаточно бурный «разгон». Это было и в Москве.

 

Сейчас «Кредитная фабрика» выдает всю розничную продуктовую линейку, кроме ипотеки и карт. Уже закончили пилотировать автокредиты в Москве и Санкт-Петербурге, и уже идет тираж этого продукта на точки продаж в столице и Северо-Западном банке. Кредитные карты планируется перевести на платформу «Кредитной фабрики» в первом полугодии следующего года, а ипотеку -- во втором. В 2010 году запустят в этой системе микрокредиты малому бизнесу, через эту же технологию будут пропускать предодобренные кредиты.

 

Где сейчас этот проект уже работает? Используют эту систему в полном объеме в Москве и в Северо-Западном банке. На данный момент работают также две пилотные точки: одна в Центрально-Черноземном банке, другая в Среднерусском. И заканчиваем тесты в Юго-Западном и Северо-Кавказском банках. До конца года должны закончить тираж в Центральной России, быть в стадии активного тиража на юге России и начать тираж на Урале и Западном Урале.

 

Полностью перевести всю страну на платформу «Кредитной фабрики» намерены уже в следующем году.

 

Как усовершенствовать и дорабатывать «Кредитную фабрику»?

 

Имеются большие запасы по оптимизации программы. В ближайший год планируется довести систему до такого состояния, чтобы она была «дружелюбной», но при этом не пропускала ошибки, проверяла все сразу при вводе информации. Потому как ошибка при вводе и ее последующее выявление -- это время клиента. К тому же потом придется обращаться к будущему заемщику по телефону, что может причинять неудобства.

 

Совершенствуя рабочее место кредитного инспектора, мы совершенствуем взаимодействие Сбербанка с клиентом. То есть мы убираем сучки и задоринки, которые могут возникнуть в таких случаях. Кроме того, хочется усовершенствовать процедуры внутри самого процесса. Например, уменьшить долю операций, обрабатываемых вручную. В следующем году будут подключать новые внешние источники информации о клиенте.

 

Необходимо поработать также над уровнем одобрения, чтобы уметь принимать адекватные решения с учетом специфики как московского клиента, так и клиента, живущего в совсем маленьком населенном пункте и имеющего специфический доход. То есть максимально индивидуально подойти к этим клиентским слоям, объясняя машине, как их одобрять. Это усложнит систему, но позволит улучшить качество отсева и сделать уровень одобрения более высоким.

 

Уже к концу следующего года будущая версия «Кредитной фабрики» будет сильно отличаться от того, что есть в настоящий момент.

 

Какова конечная цель запуска «Кредитной фабрики»? В результате усовершенствования процесса выдачи кредитов вырастет кредитный портфель банка и увеличится наша доля на рынке. Есть хороший шанс, чтобы изменить рыночную ситуацию в свою пользу. Когда начинали разрабатывать программу, то понимали, что существуют достаточно хорошие перспективы по изменению рыночной доли, которая в конкурентных городах Сбербанка в последние годы, безусловно, падала. На рынок выходило много игроков, которые конкурировали на разных продуктах, но при этом имели уже в прежние годы, в отличие от нас, удобные для клиента и эффективные для банка процессы кредитования. Это подвигло банк на то, чтобы измениться.

 

Вторая цель -- построение эффективной системы управления рисками кредитного портфеля, который раньше был разделен на тысячи кусочков, и управление им было в принципе невозможно. Детальную картину того, как меняется профиль риска по продукту, территории или точке, необходимо отслеживать на регулярной основе, что тоже раньше было невозможно.

 

То есть, с одной стороны, мы проигрывали в конкурентной борьбе и хотелось переломить эту ситуацию, с другой -- улучшить собственную производительность. И наконец, хотелось повысить уровень знаний о том, что мы делаем, как мы делаем и с каким качеством -- повысить управляемость.

 

С какими проблемами приходилось сталкиваться? Когда масштабы изменений такие глобальные, проблем возникает неимоверное количество. Поток новых явлений в фабрике заставляет «бежать» на уровне ежечасного реагирования, на ходу дописывая какие-то элементы и доставляя «фильтры» и проверки.

 

Кроме того, есть проблема переобучения людей. Например, в Москве уже обучили около 1200 кредитных инспекторов, а впереди еще вся страна. Нужно было преодолевать скепсис участников, что являлось сложной задачей, и именно для этого были нужны все пилотные проекты, которые показали позитивные результаты.

 

Сейчас одна из ключевых проблем -- взаимодействие с внешними источниками данных, поскольку мы не можем влиять на устранение ошибок и скорость реакции. Приходится совершенствовать систему, искать обходные пути. Это то, чем занимаются сейчас и будут очень плотно заниматься в ближайшие несколько месяцев.

 

Но главное уже произошло -- технология «Кредитной фабрики» распространяется очень быстро и захватывает все новые и новые территории и кредитные продукты.

 

В данной главе были рассмотрены предложения по совершенствованию системы кредитования. Выгодность, которых заключается в следующем:

 

· снижение кредитных рисков связанных с более качественной оценкой заемщика и уменьшением задолженности по просроченным кредитам физических лиц в возрасте до 27 лет;

 

· рост процентных доходов и чистой прибыли ЦОСБ № 4205 с введением сотрудников по работе с просроченной задолженностью;

 

· увеличение кредитного портфеля при выпуске кредитных карт и изменении условий кредитования по «Доверительному кредиту»;

 

· увеличение скорости рассмотрения кредитного заявления;

 

· автоматизации процесса кредитования с помощью создания единой информационной системы.

 

Данные предложения, по моему мнению, должны привести к повышению эффективности процесса кредитования физических лиц Центрального отделения № 4205 Сбербанка России.

 

По данным опроса Национального агентства финансовых исследований и Центра развития, 30 % опрошенного населения, бравших когда-либо кредит, ответили, что последний раз кредит им предоставлял Сбербанк, 25 % указывают «Русский стандарт». Остальные банки идут по популярности со значительным отрывом: ХКФ-банк -- 5 %, Росбанк -- 3 %, Внешторгбанк Розничные услуги и Райффайзенбанк -- по 2 %, другие банки -- не более 1 %. Сбербанк обладает самым длинным среди лидеров рынка кредитным портфелем, а ХКФ-банк -- самым коротким. Сказывается и эффективность рекламных кампаний банков. Среди опрошенных лиц, которые планировали взять кредит в течение ближайших шести месяцев, 51 % обратилась бы за кредитом в Сбербанк.

 

Эти данные еще раз подтверждают, что Сбербанк России своим профессионализмом и слаженной работой многотысячного коллектива сотрудников и впредь будет задавать высокие стандарты обслуживания всех групп клиентов на огромной территории нашей страны, занимать достойное место среди крупнейших мировых финансовых институтов.

 

Заключение

 

В дипломной работе были рассмотрены теоретические аспекты процесса кредитования, проведен анализ кредитного портфеля и организации кредитного процесса ЦОСБ № 4205, а также предложены мероприятия, которые, по моему мнению, повлияют на изменение (повышение) эффективности кредитной системы.

 

В настоящее время кредитование является одним из основных источников дохода банков. С каждым годом увеличиваются объемы кредитования населения. Сегодня банки предлагают различные виды кредитов и способы кредитования. Однако с развитием программ потребительского кредитования банки столкнулись с проблемой, связанной с непрогнозируемыми отказами в надлежащем исполнении заёмщиков своих договорных обязательств. Для банков стала весьма значимой проблема увеличения просроченной задолженности. Решать данную проблему банкам России приходится самостоятельно, в связи с несовершенностью правовой базы. Поэтому необходим закон, обеспечивающий соблюдение прав сторон и позволяющий контролировать полное соблюдение законности в отношениях заемщиков и кредиторов. Таким законом может стать законопроект «О потребительском кредитовании», рассматриваемый в настоящее время.

 

Анализ кредитного портфеля ЦОСБ № 4205, проведенный во второй главе дипломной работы показал, что за период 2006-2008 г.г. произошли следующие изменения:

 

· в 2008 г., в сравнении с 2006 г., произошло увеличение доли покрытия процентных расходов процентными доходами до 40,3 %;

 

· увеличились процентные доходы на 90,51 % и процентные расходы на 43,68 %;

 

· в структуре процентных доходов в 2008 г. наибольшую долю занимали кредиты, выданные физическим и юридическим лицам (89,46 %). Остальные 10,54 % приходились на ценные бумаги, приобретенные Сбербанком, кредиты, выданные другим банкам и открытие корреспондентских счетов в других банках;

 

· по сравнению с 2006 г., в 2008 г. наблюдалось увеличение рентабельности работающих активов на 1,91 %. В 2008 г. она составила

 

3,15 %;

 

· в 2006 г. доля работающих активов изменилась с 85 % до 88 %, в течение 2007-2008 г.г. данный показатель практически оставался неизменным;

 

· в 2008 г. достаточно большая часть привлеченных ресурсов Сбербанка направлялась на выдачу кредитов населению и юридическим лицам;

 

· в 2008 г. увеличилось количество выданных кредитов по сравнению с 2006 г. на 132,8 %, по сравнению с 2007 г. - на 46,7 %, что повлияло на рост процентных доходов;

 

· на 01.01.2009 г. кредитный портфель Сбербанка составлял 2914628,5 тысячи рублей, в течение трех лет (2006-2008 г.г.) он вырос в 2,5 раз.

 

· в течение 2006-2008 г.г. наблюдается рост просроченной задолженности в общем объеме срочной ссудной задолженности. Коэффициент просроченной задолженности изменился с 0,04 % до 2,8 %. Однако, можно отметить, что данный коэффициент далек от критического уровня (5 %). Это говорит о качественном кредитном портфеле Сбербанка и положительно характеризует его кредитную деятельность. На 01.01.2009 г. ЦОСБ № 4205 покрывает 8,26 % просроченной задолженности за счет чистой прибыли и резервов;

 

· в 2008 г. увеличилась доля срочной ссудной задолженности по жилищным кредитам в 13,4 раза по сравнению с 2006 г., и в 2,4 раз - с

 

2007 г. В Сбербанке наибольшим спросом (по жилищным кредитам) пользуются кредиты «На недвижимость». В 2008 г. было выдано 64 кредитов «На недвижимость», 384 ипотечных кредитов и 164 кредитов «Молодая семья»;

 

· наиболее распространенным кредитом в 2008 г. стал кредит в размере до 45000 рублей без оформления поручительства, их доля увеличилась по сравнению с 2006 г. на 38,93 % и составила 50,38 % в общем объеме выданных кредитов.

 

Анализ кредитного портфеля Центрального отделения № 4205 Сбербанка России показал, что банк в период 2004-2006 г.г. вел эффективную кредитную политику и данные изменения повлияли на рост чистой прибыли Сбербанка.

 

В дипломной работе были представлены мероприятия по совершенствованию системы кредитования, суть которых заключается в снижении кредитного риска, повышении рентабельности собственного и акционерного капиталов, процентных доходов и чистой прибыли.

Информация о работе Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)