Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты процесса кредитования банками физических лиц

1.1 Кредит, его сущность и виды

1.2 Формы и функции кредитных операций

1.3 Этапы процесса кредитования

1.4 Оценка кредитных рисков по выданным ссудам

1.5 Нормативно-правовая база процесса кредитования

2. Анализ деятельности Центрального отделения Сбербанка № 4205

2.1 История развития Сбербанка России

2.2 Основные виды деятельности

2.3 Анализ внешней среды организации

2.3.1 Анализ внешней среды организации на макроуровне

2.3.2 Анализ внешней среды организации на микроуровне

2.4 Анализ внутренней среды организации

2.4.1 Организационно - управленческая структура Сбербанка

2.4.2 Банковский маркетинг

2.4.3 Паук - ЦИС 2.5 SWOT - анализ

2.6 Анализ кредитного портфеля банка за 2006-2008 года

2.7 Анализ организации процесса кредитования

2.7.1 Порядок кредитования физических лиц

2.7.2 Уплата процентов по кредиту

2.7.3 Оценка платежеспособности заёмщика и поручителя - физического лица

2.8 Методы оценки кредитоспособности физических лиц

3. Оптимизация системы кредитования физических лиц

3.1 Повышение эффективности кредитного процесса

3.1.1 Разработка процесса управления кредитным риском

3.1.2 Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами

3.1.3 Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам

3.2 Совершенствование системы кредитования

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы кредитования физических лиц.rtf

— 771.70 Кб (Скачать файл)

 

Размещено на http://www.allbest.ru

 

Размещено на http://www.allbest.ru

 

Рисунок 3.1.16 - Кредитное страхование физических лиц /2, с.59/

 

Оформление страховых свидетельств ВСК в Сбербанке занимает длительный период времени, связанный с необходимостью заемщику непосредственно обращаться в страховую фирму. В то время как данный процесс можно оптимизировать путем создания единой информационной сети между страховой компанией и Сбербанком. Например, при желании заемщика застраховаться, кредитный инспектор заполняет интерактивный бланк страховки, и отправляет его в страховую компанию. В настоящее время на страховые операции в Сбербанке затрачивается не менее семи дней. Если использовать единую информационную сеть, то весь процесс страхования займет один день. Данный подход к организации страхования выгоден как Сбербанку, так и заемщику: Сбербанк - создаст благоприятные условия для своих клиентов и привлечет новых, за счет наиболее качественного обслуживания; заемщик - затратит меньше времени на страхование при получении кредита.

 

Есть и еще один немаловажный фактор, указывающий на значительный потенциал сотрудничества Сбербанка и страховщиков. Они могут не только работать по страховым программам, но и развивать совместный маркетинг. Это называется bancassurance или assurbanking -- комплексное обслуживание клиентов, предложения совместных страховых и банковских программ и продуктов, объединение сбытовых сетей страховщиков и банков. Если это направление будет активно развиваться, постепенно решатся проблемы и с обменом информацией о рисках, и со спросом на страховые услуги со стороны Сбербанка. Страховать будут не только залоги, но и операционные риски (мошенничество, ошибки сотрудников, сбои в информационных технологиях), ответственность топ-менеджеров и специалистов, имущественные комплексы. Полноценная страховая защита необходима Сбербанку -- ведь это существенная часть эффективной системы управления рисками.

 

Данные предложения повлияют на увеличения доходности кредитного портфеля, снижение кредитных рисков, улучшение финансового состояния и надежность Сбербанка.

 

В сентябре 2009 года Сбербанк запустил проект «Кредитное страхование», в рамках которого была отработана технология добровольного страхования жизни и здоровья заёмщиков и страхования залогового имущества. Теперь при подаче заявления на выдачу «Кредита на неотложные нужды», «Автокредита» или «Доверительного кредита» клиент может подключиться к программе страхования жизни и здоровья. При наступлении страхового случая страховая компания выплатит банку полную задолженность клиента по кредитному договору. Услуга «Кредитное страхование» доступна для клиентов не старше 60 лет /для женщин/ или 65 лет /для мужчин/. В случае наступления страхового случая клиенту или его представителю необходимо предоставить в банк соответствующие документы.

 

3.1.2 Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами

При заключении кредитного договора в сделке участвуют две стороны - кредитор (банк) и заемщик (клиент банка). Для того чтобы в заключение сделки были заинтересованы обе стороны, необходимо чтобы и банк, и клиент выполняли определенные требования.

 

В настоящее время разрабатывается закон «О потребительском кредите», который должен будет регулировать взаимоотношения банка с клиентами. С его принятием будет урегулирован хаотично развивающийся российский кредитный рынок.

 

После вступления закона о защите своих прав придется задуматься российским банкам, а не населению, поскольку закон защищает права заемщика. В этом - основное преимущество и главный недостаток принимаемого закона. Закон настолько полно регламентирует все операции банка при выдаче кредита, что обманывать, вводить в заблуждение или сознательно недоговаривать обо всех скрытых особенностях своего предложения банки просто не смогут.

 

Если закон в нынешнем виде будет принят и вступит в силу, то население до получения потребительского кредита будет знать о потенциальном займе абсолютно все. Законопроект обязывает банки до заключения договора предоставлять клиенту расчет суммы платежей по кредиту, график платежей, порядок расчета неустоек и размер штрафов и пеней. Банк обязан рассказать о порядке и сроках рассмотрения заявления (срок не должен превышать 14 дней, а за рассмотрение заявки банк не имеет права брать деньги), о праве потребителя на отказ от кредита, об условиях досрочного возврата займа, о способах погашения задолженности. При этом в расчет платежей должны войти абсолютно все дополнительные сборы по кредиту, в том числе и по договорам страхования, если страховщик выбирается только из уполномоченных компаний. В расчет платежей не войдут только нотариальные и регистрационные сборы, а также стоимость независимой оценки имущества. Если информация обо всех дополнительных сборах по кредиту не будет доведена до заемщика до заключения договора, банк будет обязан вычесть их из требуемой к возврату суммы.

 

Информация о платежах по кредиту должна предоставляться в стандартизованной форме, которая будет специально установлена неким «органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ». Им же будет разработана и единая методика расчета платежей. Этот же орган будет и надзирать за соблюдением законов и нормативных актов в сфере потребительского кредитования.

 

После предоставления кредита банк будет обязан ежемесячно и бесплатно сообщать заемщику о сумме задолженности, о сроках и размерах платежей, о лимите кредитования.

 

Также в законопроекте четко прописаны права потребителей на досрочный возврат кредита. Если с момента предоставления кредита прошло три месяца, заемщик имеет право на досрочное его погашение. И вообще может отказаться от кредита в течение 45 дней со дня подписания кредитного договора. Причем если банк не сообщил ему об этой возможности, человек имеет право отказаться от займа в течение месяца.

 

Данный закон должен будет описывать, и устанавливать правовые основы по всем аспектам потребительского кредитования. Однако, текст закона требует более подробного описания некоторых положений, а именно: недостаточно подробно описывается процедура оценки кредитоспособности заемщика; права и обязанности потребителя при получении и использовании потребительского кредита, а также поручителей; права и обязанности организации предоставляющей кредит; не описываются возможные санкции, применяемые кредитором в случае нарушения потребителем условий кредитного договора, и нет ни слова о том, какую ответственность несет заемщик за невозвращение кредита.

 

Также законопроект «О потребительском кредите» нуждается в доработке в части предполагаемых механизмов его осуществления. Например, в отношении взыскания долгов. То есть банкирам, как и раньше, предлагается решать все споры в суде. Как правило, в судебном порядке добиться погашения кредита очень сложно. В частности, необходимо сократить сроки принятия судебных решений, разрешив заочное рассмотрение дела при первой неявке ответчика, законодательно отрегулировать размеры штрафов.

 

Таким образом, скоро в России взаимоотношения банков с клиентами будут регулироваться законом. Что, несомненно, повлияет на эффективность кредитного процесса. Заемщики будут защищены законом от обмана (получение неполной информации о кредитах) со стороны банков. Следовательно, количество физических лиц, желающих взять кредит, увеличится. Что повлияет на увеличение срочной ссудной задолженности банков и повышение эффективности кредитного процесса.

3.1.3 Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам

В законопроекте «О потребительском кредите» не указывается, какую ответственность несет заемщик за невозвращение кредита. Вопрос о решении данной проблемы остается открытым. В качестве предложений по взиманию задолженности с заемщиков Сбербанка можно внести следующие.

 

1. Если клиент нарушает сроки выплат по кредитным обязательствам, Сбербанк должен принять все меры к тому, чтобы связаться с должником (его уполномоченным представителем) для выяснения причин несоблюдения графика погашения задолженности, а затем путем переговоров с клиентом попытаться найти оптимальные для обеих сторон пути решения проблемы.

 

2. Учитывая репутацию заемщика, его способность продолжать выплаты по кредиту, планируемые им финансовые и имущественные поступления, его кредитную историю, а также исходя из суммы долга, размера и характера обеспечения обязательства заемщика, кредитор может принять решение о реструктуризации задолженности (предоставить отсрочку либо рассрочку платежей) или, в соответствии с установленными законом процедурами, выбрать любой дозволенный законом способ принудительного взыскания долга (инициировать процедуру обращения взыскания на предмет залога, обратиться к гаранту или поручителю с требованием произвести выплату, применить удержание имущества, обратиться с исковым заявлением в судебный орган и т.д.)

 

Эти меры необходимы для финансовой стабильности Сбербанка и направлены на защиту законных прав его учредителей (акционеров), инвесторов, остальных кредиторов Сбербанка (вкладчиков, держателей ценных бумаг, банков и пр.).

 

3. В случае достижения компромисса о реструктуризации задолженности, предоставления рассрочки или отсрочки платежей стороны составляют план по погашению задолженности. При этом Сбербанк как кредитор, права которого нарушены, вправе потребовать от неплатежеспособного или недобросовестного заемщика дополнительных гарантий исполнения его обязательств и увеличения размера обеспечения в связи с применением санкций за просрочку выплат по долгу.

 

4. В случае достижения компромисса о реструктуризации задолженности, предоставления рассрочки или отсрочки платежей стороны составляют план по погашению задолженности. (его уполномоченного представителя):

 

- о полной сумме задолженности (с указанием остатка основного долга и начисленных процентов за пользование кредитом), а также о размере примененных санкций;

 

- об установлении более высокой процентной ставки за пользование кредитом, о применении санкций за просрочку, если это допустимо законом или договором. При этом кредитор должен письменно указать, какое нарушение закона и условий договора допустил должник, и привести обоснование применения повышенных ставок и санкций, сделав ссылки на соответствующие положения закона и договора. Необходимо также указать дату применения данных санкций;

 

- о необходимости компенсировать кредитору его издержки из-за допущенной просрочки платежа, а также затраты кредитора и третьих лиц по обращению взыскания на предмет залога, на принудительное взыскание долга, если это предусмотрено законом или договором.

 

Сбербанк, являясь кредитором, не должен стремится к обогащению за счет неплатежеспособного должника. Цель процедур взыскания задолженности - лишь компенсация финансовых потерь кредитора, которая должна производиться в порядке и на основаниях, установленных законом или договором.

 

3.2 Совершенствование системы кредитования

 

Анализ кредитного портфеля ЦОСБ № 4205, проведенный во второй главе диплома показал, что работа Сбербанка в сфере кредитования является хорошо организованной и ведет к увеличению его чистой прибыли. В данном подразделе рассмотрены предложения по совершенствованию системы кредитования физических лиц.

 

1. Необходимо контролировать изменение платежеспособности заемщика. При заключении кредитного договора физическое лицо обязано заверять документ, в котором сказано, что в случае, если заемщик увольняется с прежнего места работы, он обязан уведомить Сбербанк об этом, а также предоставить информацию о новом месте работы.

 

Данное предложение упростит работу кредитных инспекторов по предупреждению возникновения взыскания просроченной задолженности. Будет затрачено меньше времени на поиск проблемного заемщика, что в свою очередь позволит быстрее начать переговоры с просрочником по выплате кредита.

 

2. Для совершенствования организации труда кредитного инспектора, с целью повышения его производительности, ввести в штат кредитного отдела единицу, либо выделить отдельное подразделение по работе с просроченной задолженностью и перераспределить обязанности между участниками процесса кредитования.

 

Как видно из проведенного анализа кредитного портфеля, в последнее время наблюдается тенденция увеличения удельного веса просроченной задолженности в составе срочной. В настоящее время в составе кредитующего подразделения имеется сектор сопровождения и обработки банковских операций, в должностные обязанности сотрудников которого входит сопровождение кредитных договоров. В обязанности кредитного инспектора входит кроме непосредственной работы с клиентами, желающими оформить кредит, формирование многочисленных отчетных форм, и работа с просроченной задолженностью, возникающей вследствие несвоевременного гашения или отсутствия платежей по действующим кредитам. Ввиду наметившейся тенденции к увеличению просроченной задолженности необходимо предоставить кредитному инспектору максимальное количество времени для рассмотрения кредитной заявки, полного и тщательного анализа кредитоспособности заемщика. Для этого можно ввести в каждый кредитный отдел сотрудника по работе с проблемной и просроченной задолженностью, а в должностные обязанности подразделения по сопровождению и обработке банковских операций ввести формирование необходимых отчетных форм.

 

В обязанности сотрудника по работе с просроченной задолженностью физических лиц будут входить:

 

- периодическая (не реже 1 раза в год) проверка наличия и сохранности предмета залога по Кредитному договору, а также своевременная переоценка обеспечения;

 

- принятие своевременных мер к погашению проблемной и просроченной задолженности;

 

- контроль за поступлением средств в погашение задолженности;

 

- информирование кредитующего подразделения о возникновении просроченной задолженности по кредитному договору;

 

- при возникновении проблемной или просроченной задолженности - осуществление необходимых мер по её возврату.

 

Существует несколько вариантов организации работы с проблемной задолженностью в Сбербанке:

 

· введение отдельных сотрудников, отвечающих за работу с проблемной задолженностью;

 

· передача проблемной задолженности для взыскания независимым коллекторским агентствам, специализирующимся на работе с проблемными кредитами.

Информация о работе Совершенствование системы кредитования физических лиц (на примере ОАО ЦОСБ № 4205)