Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:03, дипломная работа
Основной целью данной работы является обзор существующих стратегий развития предприятий, выбор наиболее продуктивной стратегии для предприятия¸ оказывающего услуги в сфере промышленного оборудования и проработка ключевых этапов ее реализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть существующие стратегии развития предприятия;
определить оптимальную стратегию развития на примере ООО «Восточная техника» с учетом всех внутренних и внешних особенностей компании;
рассмотреть основные проблемы, возникающие по мере реализации выбранной стратегии;
проследить, как используются теоретические методы работы в филиальной сети объекта.
Введение
Глава 1. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Стратегии развития и их классификация
Стратегии роста для текущих рынков (стратегии интенсивного развития)
Стратегии роста для новых рынков (стратегии экстенсивного развития)
Глава 2. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Последовательность действий по разработке и реализации стратегии региональной экспансии
Филиальная сеть как средство экспансии
Правовая база в области развития филиальных сетей
Условия выбора экстенсивной стратегии расширения рынка
Функции филиала в регионе
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ
Процедура определения регионов, приоритетных для открытия филиала
Модели управления филиалом
Концепция эффективного управления филиалами “Business Unit Management”
Роль планирования, бюджетирования и отчетности в деятельности филиала
Построение организационной структуры филиала
Глава 4. ЭКСТЕНСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВОСТОЧНАЯ ТЕХНИКА»
Основные направления работы, история создания компании.
Анализ внешней и внутренней среды.
Инвестиционная привлекательность Якутии в сфере промышленного оборудования.
Анализ эффективности развития филиальной сети ООО «Восточная техника» в Якутии.
Заключение
Список использованных источников
Руководитель филиала не приобретает ни имущества предприятия, ни требований и не берет на себя обязательств; он только управляет предметами имущества или использует их. Обеспечение предпринимательской самостоятельности филиала достигается путем выдачи генеральной доверенности со стороны головного офиса. В соответствии с пп. 675, 662 Гражданского Кодекса центр при этом со своей стороны оказывает директивное влияние на филиал.
Вследствие имущественной
В общем, в моделях управления предприятием можно выделить следующие ключевые моменты:
Однако следует учесть, что данная
концепция исключает возможност
Причина существования разных структур работы с филиалами состоит в том, что компании осуществляют выбор определенной стратегии, метода действий и ряда условий, которые иногда приводят к хорошим результатам, а иногда и нет. В каждом конкретном случае выбор стратегии зависит от множества факторов.
Очевидно, что децентрализация управления филиалом возможна в очень немногих случаях; чаще всего ее применяют, если филиал планируют сделать дочерней компанией. Этот юридический статус, как принято считать, дает региональному бизнесу больше свободы для маневра в условиях переменчивой конъюнктуры - а значит, и надежду на более высокую финансовую отдачу.
При открытии филиала речь идет о всеобъемлющем контроле над деятельностью в регионе. Так, одна столичная фирма, поставляющая импортное медицинское оборудование на региональные рынки через филиалы, разработала своеобразный свод корпоративных правил, в которых детально прописала свои требования к торговцам на местах - в частности, к сервисному обслуживанию техники (без качественного гарантийного ремонта объемы ее продаж неуклонно снижались). Чтобы отследить, как выполняются эти предписания, менеджеры головного офиса взяли за правило как минимум раз в два месяца наведываться в региональные офисы с инспекцией. Результат не заставил себя ждать. В течение полугода региональные поставки дистрибьютора увеличились более чем на 30%. Однако выросли и командировочные расходы головной компании, так что позитивный эффект был относительным.
Какими бы высокими ни были доверие к управляющему филиала и степень его свободы, это не избавляет компанию от необходимости тщательно следить за финансовыми и материальными потоками. Удаленность от головного офиса создает благодатную почву для отвода средств. Так, специалисты говорят, что с одной стороны, приходится объединять филиалы, чтобы сохранить единые стандарты в корпоративной политике и работе с клиентами; с другой - нужно давать им определенную экономическую свободу. Это и будет разумным балансом интересов.8
По аналогии с децентрализованной моделью можно охарактеризовать централизованную модель с помощью следующих пунктов:
Рисунок 3.2 - Принципы построения работы при политике централизованного управления филиалами
Основные проблемы данной модели управления филиалом очевидны: необходимость постоянной координации работы с центром, во-первых, не дает гибко реагировать на изменение ситуации на рынке и быстро принимать решения; во-вторых, влечет за собой значительные финансовые затраты.
Под модель децентрализации управления филиалом подходит управление, когда стиль управления и форма его организации ориентируются на самостоятельность территориальных подразделений внутри компании.
Более широкое применение децентрализованного управления филиалами способствует повышению целевой ориентации компании и таким образом укрепляет ее конкурентную позицию. Прежде чем переходить к этой схеме работы, необходимо провести исследования внутри компании, чтобы определить, не пришло ли время, чтобы заменить централизованные, бюрократические организационные структуры на форму самостоятельного управления подразделений.
В данном случае ярко выражен стиль управления и форма организации, направленная на децентрализацию предпринимательства внутри компаний. Все это достигается путем наделения филиалов интегральной ответственностью за определенные действия на рынке. Эти единицы подотчетны непосредственно высшему руководству; хотя это и не жесткое правило, но при такой схеме работы филиалы часто контролирует одно лицо.
Интегральная ответственность предполагает ответственность за все операционные (функциональные) области — исследования и разработки, закупки, производство, маркетинг и сбыт, а также ответственность за все действия в области стратегической политики (в некоторых случаях допускается ответственность и за другие области). Интегральная ответственность означает ответственность за прибыль или результаты.
Интегральная ответственность означает также, что:
Рисунок 3.3 - Принципы построения работы при политике децентрализованного управления филиалами
В ходе интегрирования процесса разработки политики и ее осуществления в создаваемых подразделениях, филиалы приобретают способность действовать самостоятельно и эффективно. Сбыт, закупки, производство и НИОКР могут быть оптимально приспособлены к политике маркетинга. В свою очередь, политика маркетинга может эффективно использовать возможности, следующие из функциональных действий.
Условиями для успешного применения данной политики управления сетью филиалов должны быть следующие моменты9:
Концепция эффективного управления филиалами “Business Unit Management”
В качестве примера удачного решения проблемы управления филиалами можно привести концепцию “Business Unit Management” (BUM) - современной методики управления рентабельностью подразделений или филиалов10. Традиционно деятельность филиала оценивается по объему продаж, исходя из которого распределяются средства на будущие периоды; филиал никак не замотивирован на прибыльность своей деятельности (так, можно сделать большой объем продаж, но и потратить на текущие нужды намного больше, чем необходимо).
Согласно концепции “Business Unit Management”, филиалы нужно нацелить на получение прибыли, а не на объем продаж. Такая постановка задачи должна заставить управляющих на местах мыслить в общих с центром координатах: В случае же традиционного подхода понятие прибыли в работе филиалов практически отсутствует, поскольку получить ее можно, лишь грамотно управляя своей убыточностью, или себестоимостью. Таким образом, филиалы из центров продаж превращаются в профит-центры.
Перевод подразделений в новое качество приближает компанию к достижению сразу нескольких важных целей:
Контроль над расходами филиалов при этом не становится менее строгим - он просто видоизменяется. Центр при этом утверждает и отслеживает не столько затраты, сколько бюджеты подразделений и дает в их границах определенную свободу действий. Как и в случае с мотивационным фондом, размер бюджета бизнес-расходов зависит от показателей филиала по прибыльности и доле местного рынка, от того, насколько они хуже или лучше плановых. В результате у прибыльных филиалов появляются средства на развитие - эти деньги могут быть направлены, к примеру, на местную рекламу филиала в дополнение к национальной рекламной кампании.
Данную стратегию с успехом применила компания «РОСНО». За десять с лишним лет работы один из лидеров российского страхования компания сумела создать разветвленную сеть из 78 филиалов и 186 территориальных агентств в 70 регионах страны. К 2006 году руководство «РОСНО» запланировали вывести компанию на уровень годового оборота в $1 млрд, причем 50% этого объема в рассчитывали получить именно от филиалов. Но по результатам 2003 года доля региональных поступлений в общих объемах собранных страховщиком премий едва превышала 10%. Чтобы исправить положение, компания приняла решительные меры и менее чем за год добилась значительного улучшения ситуации.
Чтобы подготовить почву для нововведений - внедрить в работу филиалов базовые принципы концепции BUM - «РОСНО» потребовалось около полугода. Проверка финансовой документации и подробное обсуждение проблем филиалов с их управляющими позволили страховщику трезво оценить готовность каждого из офисов к новым правилам игры.
«РОСНО» также постаралась сделать бюджеты своих филиалов как можно более прозрачными. С этой целью компания разделила структуру своих подразделений на три составляющих: front- (клиентско-финансовая часть), middle- и back-office (операционно-бухгалтерский блок, технические отделы). Подобную практику уже применяют в ряде российских коммерческих банков, бизнес которых в не меньшей степени, чем на страховом рынке, зависит от правильного управления финансами отделений. Так головная компания получает более объективную информацию о процессах, происходящих в региональных офисах, а вместе с ней и рычаги управления на каждом участке затрат - от переменных издержек обслуживания клиентов до постоянных расходов, скажем, на содержание автопарка или бухгалтерии.
На полную мощность новая система «РОСНО» заработала только с января 2004. Однако положительные сдвиги в финансовых результатах филиалов были отмечены уже во втором полугодии 2004 года - доля регионов в прибыли повысилась до 17%, за последующий год – до 41%. Вектор изменений был выбран правильно.
Планирование – неотъемлемая часть работы филиала, которая влияет на его деятельность в большей степени, чем на работу обычной компании. Основное отличие в том, что компания, во-первых, рассчитывает в процессе своей деятельности на все средства, которые у нее есть, а во-вторых, может не выполнить план или даже работать какое-то время себе в убыток, но для решения о ее банкротстве этого будет недостаточно. С филиалом же другая ситуация. С одной стороны, он может рассчитывать при планировании своей работы на средства из центра, которые нужны будут, чтобы запустить его работу; далее – на некоторый объем средств, причем объем этот не известен заранее и зависит от показателей деятельности филиала и условий рынка. С другой стороны – у руководства компании есть полномочия свернуть филиал в том случае, если он будет приносить недостаточно денег или если рынок окажется бесперспективным.