Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:03, дипломная работа
Основной целью данной работы является обзор существующих стратегий развития предприятий, выбор наиболее продуктивной стратегии для предприятия¸ оказывающего услуги в сфере промышленного оборудования и проработка ключевых этапов ее реализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть существующие стратегии развития предприятия;
определить оптимальную стратегию развития на примере ООО «Восточная техника» с учетом всех внутренних и внешних особенностей компании;
рассмотреть основные проблемы, возникающие по мере реализации выбранной стратегии;
проследить, как используются теоретические методы работы в филиальной сети объекта.
Введение
Глава 1. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Стратегии развития и их классификация
Стратегии роста для текущих рынков (стратегии интенсивного развития)
Стратегии роста для новых рынков (стратегии экстенсивного развития)
Глава 2. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Последовательность действий по разработке и реализации стратегии региональной экспансии
Филиальная сеть как средство экспансии
Правовая база в области развития филиальных сетей
Условия выбора экстенсивной стратегии расширения рынка
Функции филиала в регионе
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ
Процедура определения регионов, приоритетных для открытия филиала
Модели управления филиалом
Концепция эффективного управления филиалами “Business Unit Management”
Роль планирования, бюджетирования и отчетности в деятельности филиала
Построение организационной структуры филиала
Глава 4. ЭКСТЕНСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВОСТОЧНАЯ ТЕХНИКА»
Основные направления работы, история создания компании.
Анализ внешней и внутренней среды.
Инвестиционная привлекательность Якутии в сфере промышленного оборудования.
Анализ эффективности развития филиальной сети ООО «Восточная техника» в Якутии.
Заключение
Список использованных источников
Таблица 3.4 - Отчет об издержках за месяц оперативного менеджера по магазинам
Контролируемые издержки |
По смете |
Фактические |
Отклонения |
Неблагоприятные отклонения |
Затраты на товар |
144 200 |
148 300 |
4 100 |
4 100 |
Из них: магазин А |
86520 |
88980 |
2460 |
2460 |
магазин Б |
57680 |
59320 |
1640 |
1640 |
Прямая оплата труда (магазин А) |
63 200 |
64 300 |
1 100 |
0 |
Контролируемые издержки |
По смете |
Фактические |
Отклонения |
Неблагоприятные отклонения |
Прямая оплата труда (магазин Б) |
65 100 |
66 650 |
1 550 |
0 |
Прочие издержки |
33 900 |
34 500 |
600 |
0 |
Из них: магазин А |
15 700 |
15 900 |
200 |
0 |
магазин Б |
18200 |
18600 |
400 |
0 |
Итого: |
340 300 |
348 250 |
7 950 |
4 100 |
Таблица 3.5 - Отчет об издержках за месяц руководителя филиала
Контролируемые издержки |
По смете |
Фактические |
Отклонения |
Неблагоприятные отклонения |
Содержание офиса |
358 400 |
361 400 |
3 000 |
0 |
Административные затраты |
92 400 |
96 600 |
4 200 |
3000 |
Затраты на товар |
144 200 |
148 300 |
4 100 |
4 100 |
Издержки магазина А |
78 900 |
80 200 |
1 300 |
0 |
Издержки магазина Б |
83 300 |
85 250 |
1 950 |
0 |
Всего: |
757 200 |
771 750 |
14 550 |
7 100 |
В связи с отчетностью можно затронуть и вопрос о злоупотреблениях. Удаленность филиала от головного офиса, свободный доступ к финансовым средствам компании, отсутствие постоянного контроля сделок – все это дает множество возможностей для отвода средств. Как показывает практика, «узкие места» не всегда можно контролировать при помощи бухгалтерской отчетности; поскольку руководство филиала знает, что бухгалтерские данные тщательно проверят, здесь все оказывается в порядке. Большая часть денег из фирмы отводится при совершении сделок (с помощью так называемых «откатов»). К примеру, филиал заинтересован в аренде площади под офис или магазин. Руководство из центра в ценах аренды в регионе не ориентируется. Есть возможность провести по документам большую сумму, остаток поделить с арендодателем. По сравнению с центральным подразделением компании риск в таких ситуациях практически отсутствует: об истинной цене данной площади знают только лицо, заключавшее сделку, и арендодатель, которому также невыгодно, чтобы махинация раскрылась. Такие злоупотребления встречаются сплошь и рядом. Если филиал занимается деятельностью, которая требует стабильное периодическое использование услуг контрагентов (скажем, компаний-перевозчиков, рекламного агентства), велик риск того, что руководство филиала выберет не самое экономичное решение проблемы выбора партнера, получив за это некоторую сумму денег от самого контрагента. Такие случаи встречаются и в центральных подразделениях компаний; разница в том, что в филиале руководство остается бесконтрольным, и практически невероятно, чтобы подобное злоупотребление стало известно центру; в бухгалтерских отчетах все прозрачно и нет темных пятен; на самом деле получается, что компания тратит в разы больше, чем могла бы. Если же руководство в центре не устраивает ревизий, и ее представление о деятельности филиала ограничено тем, что написано в отчете, то, скорее всего, филиал через какое-то время начнет приносить убытки. По мнению экспертов, если персонал филиала не ориентирован на результат, и знает, что руководство не любит ездить в регионы, то такой филиал в скором времени начнет тратить денег больше, чем зарабатывает. Руководству из центра проще погрозить пальцем и оставить все как есть; хорошие менеджеры такого уровня – большая редкость16
Нет единого решения, как избежать злоупотреблений в филиале. Многое зависит от личности руководителя; многое – от степени централизации управления; рекомендуются более-менее частые и внезапные проверки работы регионов на местах. По мнению специалистов, отчетность должна быть 50/50 – бухгалтерская и аналитическая, причем все отчеты должны быть связаны между собой: так, в аналитическом отчете объясняются показатели бухгалтерского, в бухгалтерском – отражаются выводы аналитики за прошлые периоды.
В то же время важно найти золотую середину: необходимость подготавливать слишком большое количество отчетов ведет к тому, что у сотрудников становится меньше времени, чтобы заниматься основной деятельностью; в то же время отчетность должна позволять вовремя и эффективно принимать управленческие решения.
Информация обратной связи и
контроля должна иметь достаточную
внутреннюю гибкость, обеспечивающую
реагирование на изменяющиеся цели и
потребности управляющих
Построение организационной структуры филиала
Организационная структура — это механизм, призванный обеспечить максимальную эффективность деятельности компании или — иначе — позволяющий оптимальным образом достигать цели компании.
Существуют разные типы организационных структур компаний, которые успешно применяются в зависимости от размера, вида деятельности, производимого товара, и так далее. Основные из них приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Формы организационных структур и условия их применения
Структура |
Условия |
Предпринима-тельская |
Доминирование одного человека или группы (в центре). Вызвано формой собственности, большим значением специального опыта или потребностью деятельности под строгим контролем. Умеренный размер, простая технология, одна доминирующая техническая сфера деятельности. Неопределенное или быстро меняющееся окружение. |
Бюрократическая |
Сложная организация с передачей
полномочий и опыта. Большой размер,
сложные технологии и различные
технические сферы |
Матричная |
Сложная организация с чертами бюрократической структуры и потребностью делегировать ответственность и обеспечивать отклик на запросы клиентов. |
Независимая |
Простая организационная форма
для поддержки независимой |
Источник: Борисова, Е. Как создать правильную организационную структуру? [Текст] / Е.Борисова // Управление маркетингом – 2006.- №11. – С.27 |
Как следует из таблицы, каждая структура отвечает определенным требованиям. Предпринимательская структура часто встречается на малых предприятиях, где собственник и генеральный директор – одно лицо. Бюрократическая используется, если деятельность фирмы рутинна и бизнес-процессы повторяются изо дня в день; стабильность структуры идет только на пользу. Матричная структура эффективна, если деятельность фирмы связана с выполнением краткосрочных проектов; группы для работы над проектами формируются из сотрудников разных отделов, и по выполнении проекта переформировываются. Независимая больше характерна для производственных кооперативов, где нет управленческой структуры как таковой и больше нужна информационная функция.
При реализации любого организационного решения необходимо учитывать совместимость природы данного вида бизнеса, особенностей используемой структуры, а также стремлений и возможностей руководителей и персонала компании. Сочетать эти факторы очень сложно, поскольку неясно, где должны заканчиваться компромиссы. Правильное решение требует хорошо спланированных изменений в работе, ценностях, властной структуре и человеческих ресурсах. Их совершенствование предполагает широкомасштабную трансформацию традиционных позиций и показателей, поскольку желание предпринять шаги в новых направлениях при сохранении старой иерархии ценностей является причиной нескончаемых проблем и споров. Таким образом, можно подобрать соответствующую структуру практически под любую компанию, сочетать принципы и приспособить под свою специфику.
Однако при построении организационной структуры филиала в силу вступают другие факторы. Во-первых, нельзя проводить абсолютную аналогию между филиалом и компанией; в зависимости от степени централизации в деятельности филиала значительную роль играет центральное руководство, и очевидно, что топ-менеджмент компании так или иначе должен быть включен в схему работы филиала. Во-вторых, нужно учитывать, что в начале деятельности филиала количество сотрудников должно быть минимальным – ровно столько, сколько в состоянии обеспечить работу филиала; таким образом, один и тот же сотрудник может отвечать за несколько функций, которые в центральном офисе разделены по отделам. В-третьих, не стоит забывать, что большинство сотрудников филиала приняты на работу недавно; они не знают, как работает головное отделение, и нуждаются в четком и понятном определении бизнес-процессов. Если в давно работающий коллектив приходит новый человек, нет риска, что структура не будет соблюдаться, так как большинство сотрудников с ней знакомы. Если же в филиал набирается группа работников, не знакомых ни с предприятием, ни между собой, то вполне возможны сложности при становлении схемы работы; поэтому она должна быть максимально проста для понимания и детализирована17.
Самый сложный момент при разработке организационной структуры — объединить две противоположные задачи. С одной стороны, нужно дифференцировать работы — то есть получить четкое представление о том, кто и что делает на рабочем месте. С другой стороны, усилия единиц нужно объединить для достижения общей цели.
Существуют три основных принципа группировки функций, лежащие в основе любой организационной схемы:
В случае с филиалом приходится так или иначе сочетать все три эти принципа. Чем менее предсказуема работа (и условия), тем тяжелее определить деятельность каждой рабочей единицы – а при организации филиала условия наиболее непредсказуемы. Можно пойти по другому пути и описать инструкции каждого сотрудника по образцу инструкций сотрудника головного отдела, который выполняет те же функции. Однако если в головном офисе есть устоявшиеся процессы взаимодействий, то в филиале их нет. Чем более дифференцированы, определены и описаны отдельные работы, тем тяжелее их интегрировать в единую систему, которая работала бы быстро, эффективно, задействовала результаты работы всех сотрудников и интегрировала бы их в конечный результат работы всего подразделения.
Наиболее эффективной и
Рисунок 3.6 - Организационная структура филиала: функциональная связь
Таким образом, организационная структура филиала должна вырабатываться в зависимости от условий, в которых работает компания. При реализации любого организационного решения необходимо учитывать совместимость природы данного вида бизнеса, особенностей используемой структуры, а также стремлений и возможностей руководителей и персонала. Сочетать эти факторы очень сложно, поскольку неясно, где должны заканчиваться компромиссы. Правильное решение требует хорошо спланированных изменений в работе, ценностях, властной структуре и человеческих ресурсах.