Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической ситуации руководителю необходимо постоянно контролировать финансовую устойчивость своего предприятия. Для этого нужно пристальное внимание уделять правой части баланса - пассиву, то есть, источникам формирования средств предприятия.
Проведение пассивных операций стало одной из важнейших задач для «здорового» функционирования предприятий, так как аккумулирование доступных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией организаций.

Содержание работы

ВВЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Сущность, цели, задачи управления пассивами предприятия 6
1.2 Оценка финансового состояния предприятия как метод управления организацией 14
1.3 Методика анализа показателей управления пассивами предприятия 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Характеристика АО СПЗ 29
2.2 Анализ показателей пассива АО СПЗ 31
2.3 Анализ финансового состояния АО СПЗ 37

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Разработка модели оптимизации финансовой устойчивости 48
3.2 Пути совершенствования в управлении пассивами предприятия 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Файлы: 1 файл

диплом управл пассивами(2).docx

— 371.84 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Алматинская академия экономики и статистики

 

 

 

Золоторев И.

 

 

Управление пассивами  на производстве (на примере АО СПЗ)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Специальность 5В050900 – «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕНИЕ                                                                                                            3 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
1.1Сущность, цели, задачи управления пассивами предприятия 6 
1.2 Оценка финансового состояния предприятия как метод управления организацией 14 
1.3 Методика анализа показателей управления пассивами предприятия      27

 
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ         2.1 Характеристика АО СПЗ                           29 
2.2 Анализ показателей пассива АО СПЗ                         31 
2.3 Анализ финансового состояния АО СПЗ                                                    37

 
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ                                             3.1 Разработка модели оптимизации финансовой устойчивости                    48 
3.2 Пути совершенствования в управлении пассивами предприятия         54

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       60

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях нестабильной экономической  ситуации руководителю необходимо постоянно  контролировать финансовую устойчивость своего предприятия. Для этого нужно  пристальное внимание уделять правой части баланса - пассиву, то есть, источникам формирования средств предприятия.

Проведение пассивных  операций стало одной из важнейших  задач для «здорового» функционирования предприятий, так как аккумулирование  доступных финансовых ресурсов субъектов  экономической системы и их превращение  в инвестиции является основной функцией организаций.

В современных условиях вопрос результативного управления структурой пассивов предприятия встал еще  острее. Дополнительное значение приобрела  проблема расчета и обоснования  их адекватной структуры. В сложившихся  в настоящее время условиях, даже с учетом государственной поддержки, выжить сумеют только те предприятия, которые сумеют внедрить новые подходы, повышающие научную обоснованность принятия решений, соответствие приемлемого  уровня рентабельности операций при  соблюдении требуемого уровня финансовой устойчивости.

В условиях обострения конкуренции  именно в части формирования пассивов разработка адекватного инструментария управления процессами их формирования приобретает не только теоретическое  значение, но и становится одним  из рычагов выведения финансовой системы из кризиса.

Происходящие в казахстанской  экономике рыночные преобразования, развитие разнообразных форм собственности и хозяйствования, поведения собственников и менеджеров предприятий требуют новых, научных подходов к управлению финансовыми ресурсами казахстанских предприятий.

Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев неоднократно в своих  ежегодных посланиях подчеркивает, что целью развития нашей страны является управление ростом экономики  Казахстана.[1] Достижение этой цели непосредственно зависит от уровня руководства, от объективности, конкретности, оперативности и научной обоснованности принимаемых решений. Теория и практика показывают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием организации в рыночных условиях. А конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, напрямую зависит от успешного управления перечисленных выше процессов.

Именно роль в управлении предприятием и совершенствование  системы финансового менеджмента  объясняют актуальность темы данной дипломной работы.

Рассматривая степень  и глубину теоретического осмысления заявленной проблемы, необходимо отметить, что в большинстве работ,  вопросам оптимизации структуры пассивов уделялось недостаточное внимание. Большинство авторов концентрировали  свои усилия на отдельных функциональных областях работы, излишне детализированном описании проводимых операций.

Несмотря на ярко выраженную актуальность, проблема совершенствования  механизма управления пассивами  в условиях развивающейся экономики  Казахстана не получила должного освещения в научной экономической литературе, что обусловило выбор темы.

Пассивы, являясь бухгалтерским  термином, по сути, представляют собой  капитал предприятия, который в  свою очередь является экономической  базой создания и развития предприятия, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала.

Пассивы предприятия характеризует  общую стоимость средств в  денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формированием  его активов.

При осуществлении финансового  управления руководство предприятия  вынуждено не только использовать собственные  средства, но и прибегать к привлечению  заемного капитала. Причина состоит  в ограниченности собственных источников финансирования — невозможность  нулевых дивидендов, невозможность  или нерациональность размещения дополнительной эмиссии акций. Принятие решения  о привлечении заемного капитала — это часто вынужденное решение.

Принципиальное отличие  собственного и заемного капитала —  разная требуемая доходность, что  связано с разным уровнем риска  для владельцев этого капитала.

Структура финансовых источников:

- доля собственного капитала  с разбивкой на уставный капитал,  добавочный капитал, нераспределенную  прибыль;

-  доля долгосрочных финансовых источников (доля заемного капитала);

- доля краткосрочных финансовых  обязательств (банковские ссуды  до года;

- доля спонтанного финансирования (кредиторская задолженность и  задолженность по заработной  плате и налогам).

При принятии решения об использовании любого ресурса важным моментом является оценка его стоимости (или цены): как дорого обойдется  его привлечение. Эта оценка необходима и для финансовых ресурсов. Отдельные  компоненты финансовых ресурсов имеют  различную стоимость, так как  приобретаются на различных рынках (фондовом, денежном, товарном). Компоненты финансовых ресурсов можно оценить  по структуре финансовых источников. Балансовая оценка финансовых ресурсов и их структура — это правая часть баланса. Источник любого увеличения активов — возрастание одной  или нескольких компонент финансовых средств.

Актуальность темы состоит  в том, что пассивы предприятия являются главной экономической базой создания и развития предприятия, которая в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала.

Объектом исследования данной дипломной работы является эффективность управления пассивами на предприятии АО СПЗ.

Предметом исследования является пассивы предприятия, то есть источники  формирования средств и обязательства  организации.

Цель дипломной работы – исследовать и проанализировать управление пассивами в организации АО СПЗ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Ознакомиться с научными  аспектами управления пассивами  организации

2. Проанализировать структуру  пассивов и уровень финансовой  устойчивости на предприятии  АО СПЗ

3. Разработать рекомендации  команды по улучшению состояния  финансовой устойчивости АО СПЗ.

При проведении исследований и в процессе решения поставленных задач использованы различные методы экономического познания, в том числе, методы анализа и синтеза, диалектический метод познания, различные экономико-математические и статистические методы, техники  планирования и прогнозирования.

Проблема управления пассивами  в организациях широко изучается  учеными и менеджерами. Данная тема широко распространена в научной  литературе, наиболее полно данный вопрос рассмотрен в следующих источниках; Финансовый менеджмент: теория и практика Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой; Финансовое управление компанией: ученое пособие/сост. И. В. Зикунова.- 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
1.1Сущность, цели, задачи управления  пассивами предприятия

 

Любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной  оценке и необходимо для управления организацией, является объектом бухгалтерского учета. Всякая организация, работающая обособленно от других, должна обладать определенным имуществом (комплексом хозяйственных средств), которое  называют активами организации. Имущество  поступает из разных источников и  на разный период времени. Существуют два типа источников - собственный  капитал и обязательства организации. Собственный капитал и обязательства  называют пассивами организации. Естественно, что активы и пассивы организации  являются характеристиками одного и  того же имущества - сумма активов  и пассивов совпадает. Кроме того, любое явление, приводящее к изменению  активов или пассивов организации  также должно учитываться в бухгалтерском  учете.

Структура собственного капитала зависит  от организационно-правовой формы организации. В него входят две категории средств - инвестированный капитал (в том  числе часть прибыли, направленная на расширение хозяйственной деятельности) и нераспределенная прибыль.

Собственный капитал состоит из следующих составляющих:

¾  Уставной капитал - совокупность вкладов (долей) учредителей (участников), выраженную в денежной форме, в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Размер уставного капитала определяет:

    • начальную величину капитала для начала предпринимательской деятельности
    • долю каждого учредителя организации в управлении ею
    • распределяемую прибыль, причитающуюся каждому учредителю
    • минимальный размер имущества организации, гарантирующий интересы ее кредиторов

¾  Добавочный капитал - это один из внутренних источников средств организации, который образуется за счет изменения стоимости активов, которое связано с необходимостью проведения эпизодической переоценки имущества до текущей рыночной стоимости. Может также включать стоимость имущества, внесенного учредителями, сверх суммы зарегистрированного уставного капитала.

¾  Нераспределенная прибыль - это прибыль, оставшаяся в распоряжении организации за минусом выплат собственникам, создания резервов и других изъятий в соответствии с законодательством.

¾  Резервный капитал - часть нераспределенной прибыли, зарезервированной на цели, установленные законодательством и учредительными документами организации. Основная цель - покрытие чистого убытка хозяйственной деятельности организации и стоимости облигаций организации. По сути это некоторый страховой фонд.

¾  Целевое финансирование - источник средств организации, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения. Поступают от других организаций и лиц, а также из бюджетов различных уровней.

Обязательства предприятия - часть  стоимости имущества, приобретенного за счет обязательства вернуть поставщику, банку или другому кредитору  деньги или ценности, эквивалентные  стоимости такого имущества. Обязательства  подразделяют на долгосрочные (срок погашения  более 1 года) и краткосрочные:

¾  Долгосрочные обязательства - это кредиты и займы (в том числе полученные путем выпуска облигаций). Разделяются суммы самих кредитов и займов и причитающиеся по ним проценты.

¾  Краткосрочные обязательства - это кредиты, займы и текущая кредиторская задолженность (задолженность персоналу по оплате труда, бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам, резервы предстоящих расходов). 

Вопросы формирования эффективной системы управления пассивами предприятия всегда остаются весьма актуальными, а особенно интерес к ним возрастает в кризисы и посткризисные периоды.

Однако современные ученые обращают внимание, прежде всего, на формы и методы привлечения ресурсов на предприятие, упуская из виду, что данные процесс должен гармонично вписываться в общую корпоративную финансовую политику, ориентированную на увеличение рыночной стоимости предприятия.

Политика управления пассивами  предприятия представляет собой  совокупность мероприятий, разработанных  в рамках корпоративной финансовой политики, отражающей порядок формирования источников финансирования деятельности предприятия.  

Основной целью политики управления пассивами является удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах, направленных на приобретение необходимых активов и обеспечение оптимизации их структуры с позиции формирования условий эффективного использования.

Сущность данной политики проявляется  в следующих аспектах:

– она определяет перспективы развития хозяйственной деятельности предприятия, так как формирует его ресурсную  базу в части финансовых ресурсов;

Информация о работе Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)