Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической ситуации руководителю необходимо постоянно контролировать финансовую устойчивость своего предприятия. Для этого нужно пристальное внимание уделять правой части баланса - пассиву, то есть, источникам формирования средств предприятия.
Проведение пассивных операций стало одной из важнейших задач для «здорового» функционирования предприятий, так как аккумулирование доступных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией организаций.

Содержание работы

ВВЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Сущность, цели, задачи управления пассивами предприятия 6
1.2 Оценка финансового состояния предприятия как метод управления организацией 14
1.3 Методика анализа показателей управления пассивами предприятия 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Характеристика АО СПЗ 29
2.2 Анализ показателей пассива АО СПЗ 31
2.3 Анализ финансового состояния АО СПЗ 37

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Разработка модели оптимизации финансовой устойчивости 48
3.2 Пути совершенствования в управлении пассивами предприятия 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Файлы: 1 файл

диплом управл пассивами(2).docx

— 371.84 Кб (Скачать файл)

– регулирует соответствие объема привлекаемого  капитала объему формируемых активов  предприятия;

– определяет оптимальную  структуру капитала с позиции эффективного его функционирования;

– направлена на минимизацию  затрат по формированию капитала из различных источников;

– ориентирована на высокоэффективное  использование капитала в процессе хозяйственной деятельности. 

На формирование политики управления пассивами предприятия  влияют различные экономические и социальные факторы, среди которых:

– отраслевые особенности  организации хозяйственно-финансовой деятельности;

– стадия жизненного цикла  предприятия;

– состояние конъюнктуры  товарного рынка;

– состояние конъюнктуры  финансового рынка;

– уровень рентабельности операционной деятельности;

– уровень коэффициента операционного левериджа;

– организация взаимоотношений  с кредиторами;

– уровень налогообложения  прибыли предприятия;

– уровень концентрации собственного капитала;

– финансовый менталитет собственников  и менеджеров.

В рамках политики управления пассивами предприятия разрабатываются следующие политики.

1. Политика управления  собственными средствами предприятия,  которая представляет собой набор мероприятий, разработанных в рамках корпоративной финансовой политики, направленных на обеспечение необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. При разработке такой политики необходимо учитывать следующие факторы:

– собственный капитал  характеризуется простотой привлечения, так как решения по его увеличению принимают собственники при участии финансовых менеджеров;

– собственный капитал  обладает высокой способностью генерировать прибыль во всех сферах деятельности, так как ее использование не связано с выплатой процентов по заемным средствам;

– собственный капитал  обеспечивает финансовую устойчивость, минимизирует риск возникновения банкротства;

– собственный капитал  характеризуется ограниченностью  объема привлечения;

– собственный капитал  может обладать более высокой  стоимостью в сравнении с альтернативными заемными источниками;

2. Политика управления  заемным капиталом представляет собой часть общей корпоративной финансовой политики, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Формирование данной политики должно происходить с учетом следующих условий:

– наличие широких возможностей привлечения источников финансирования текущей деятельности предприятия;

– стоимость заемных ресурсов ниже, чем стоимость собственного капитала предприятия;

– привлечение заемных  средств обеспечивает рост финансового  потенциала предприятия, что необходимо для увеличения активов при возрастании объема продаж товаров и услуг;

– привлечение заемных  средств увеличивает рентабельность использования собственного капитала в результате действия эффекта финансового рычага;

– использование заемных  ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности;

– активы, сформированные за счет заемных средств, позволяют получить меньшую прибыль из-за суммы выплачиваемого процента.

Политика привлечения  заемного капитала включает в себя политику управления кредитными ресурсами и политику управления внутренней кредиторской задолженностью.

Политика управления кредитными ресурсами предполагает реализацию общих принципов корпоративной финансовой политики в рамках привлечения дополнительных финансовых ресурсов с участием внешних кредиторов, в том числе банков, инвестиционных компаний, других юридических и физических лиц.

Политика управления внутренней кредиторской задолженностью включает в себя мероприятия по своевременному ее начислению и погашению.

3. Политика оптимизации  структуры капитала представляет собой часть корпоративной финансовой политики, определяющей соотношение использования собственных и заемных средств, при котором достигается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, то есть максимизируется его рыночная стоимость.

4. Политика управления  стоимостью капитала предприятия представляет собой особое направление корпоративной финансовой политики, ориентированное на управление ценой, которую предприятие платит за привлечение капитала из различных источников в конкретных рыночных условиях, с учетом его потенциальных возможностей.

Политика управления стоимостью капитала базируется на следующих основных постулатах [5, с. 176]:

– стоимость капитала является ожидаемой ставкой доходности, которую рынок требует для привлечения необходимых ресурсов, предназначенных для финансирования конкретной деятельности (инвестиции), поэтому стоимость базируется на ожиданиях инвестора.

– стоимость капитала зависит  от инвестиций, а не от инвестора, так как она зависит в значительно большей мере от степени риска инвестиций, чем от склонности к риску самого инвестора;

– с экономической точки  зрения стоимость капитала является альтернативной стоимостью, так как  эта стоимость представляет собой  отказ от какой-либо иной, возможно более благоприятной, альтернативной инвестиции;

– концепция стоимости  капитала базируется на принципе замещения – инвестор не будет инвестировать собственные ресурсы в определенный актив, если существует более привлекательный объект инвестирования;

– стоимость капитала определяется рынком, так как это конкурентная норма доходности, доступная на рынке для сравнимой инвестиции;

– существенным моментом сравнения является риск, который характеризует уровень уверенности в том, что инвестору поступят ожидаемые доходы от предполагаемых инвестиционных затрат в намеченное время. При этом надо учитывать, что не всегда удастся провести оценку риска непосредственно применительно к объекту, поэтому аналитик должен применять несколько способов оценки риска, предполагающих обработку доступных рыночных данных;

– каждый компонент структуры  капитала компании имеет свою стоимость.

Эффективность организации  политики управления стоимостью капитала во многом определяет факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия.

5. Политика обеспечения  финансовой устойчивости предприятия ориентирована на формирование условий ведения хозяйственной деятельности, позволяющих адаптировать финансовую систему предприятия к изменениям внешней среды. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, при этом степень зависимости от кредиторов оценивается не только соотношением заемных и собственных источников средств.

В результате политика обеспечения   финансовой устойчивости предприятия является многогранным понятием, включающим оценку и собственного капитала, и состава оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков.

Итак, выделенные нами направления политики управления пассивами, позволят сформировать идеологические основы системы управления финансами в части финансового обеспечения, ориентированного на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

В состав пассивов включаются следующие разделы.

1. Собственный капитал.  Он представляет активы предприятия,  которые остаются после вычета  его обязательств, и содержит  следующие статьи:

- уставный капитал, представляющий  собой сумму взносов учредителей  предприятия, которая зафиксирована  в учредительных документах;

- резервный капитал (созданный  за счет нераспределенной прибыли  предприятия);

- нераспределенная прибыль,  т.е. сумма прибыли, реинвестированная  в предприятие. Эта прибыль  остается у предприятия после  выплаты дохода собственникам  и формирования резервного капитала.

2. Обеспечение предстоящих  расходов и платежей. В данный  раздел включаются:

- обеспечение выплат персоналу,  т.е. начисленные в отчетном  периоде

- будущие расходы и  платежи, например, расходы на  оплату будущих отпусков, которые  списываются на себестоимость  ежемесячно равными долями в  течение всего года, а не в  момент ухода работника в отпуск;

- прочие обеспечения,  например, гарантийные обязательства;

- целевое финансирование, которое включает остатки средств  целевого финансирования и целевых  поступлений, полученных из бюджета  и других источников, например, на  выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,  подготовку кадров и т.д.

3. Долгосрочные обязательства.  Это все обязательства, которые  не являются текущими (т.е. могут  быть погашены в срок, превышающий  двенадцать месяцев с даты  баланса). Данный раздел содержит  следующие статьи:

- долгосрочные кредиты  банка (выдаются для технического  переоборудования, реконструкции, расширения  предприятий и т.д.). Это сумма  задолженности предприятия банкам  по полученным от них ссудам, которая не является текущим  обязательством;

- прочие долгосрочные  финансовые обязательства. К ним  относятся суммы долгосрочной  задолженности предприятия по  обязательствам, связанным с привлечением  заемных средств, на которые  начисляются проценты (кроме кредитов  банков), например, по выпущенным  облигациям, выданным долгосрочным  векселям и т.д.;

- прочие долгосрочные  обязательства (которые не относятся  к другим статьям долгосрочных  обязательств).

4. Текущие обязательства.  Текущими являются обязательства,  которые будут погашены в течение  операционного цикла предприятия  или в течение двенадцати месяцев  с даты баланса. К текущим  обязательствам относятся:

- краткосрочные кредиты  банков, предоставляемые, главным  образом, для формирования оборотных  средств предприятий;

- текущая задолженность  по долгосрочным обязательствам, т.е. сумма долгосрочных обязательств, которая должна быть погашена  в течение двенадцати месяцев  со дня баланса;

- векселя выданные, отражающие  сумму, на которую предприятие  выдало векселя в обеспечение  поставок, работ, услуг поставщиков,  подрядчиков и т.д.;

- кредиторская задолженность  за товары и услуги, полученные, но неоплаченные (кроме задолженности,  обеспеченной векселями);

- текущие обязательства  по расчетам, которые включают  сумму авансов, полученных от  других предприятий в счет  предстоящих поставок продукции  и выполнения работ, задолженность  по платежам в бюджет и внебюджетные  фонды, предусмотренные действующим  законодательством, задолженность  предприятия его участникам (учреждениям), связанная с распределением прибыли  (дивидендов) и т.д.[1]

К доходам будущих периодов относятся доходы, получаемые предприятием в течение текущего или полученные в прошлые периоды, которые относятся  к предстоящим периодам (например, авансовые платежи за сданные  в аренду основные средства, выручка  от грузоперевозок) и т.д.

Правильное и грамотное  использование заемных средств  позволяет фирме рационализировать  свою деятельность и максимизировать  прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале.

Если в активе баланса отражаются средства предприятия, то в пассиве  — источники их образования.

Финансовое состояние предприятия  во многом зависит от того, какие  средства оно имеет в своем  распоряжении и куда они вложены.

По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (IV раздел баланса) и заемный (V и VI разделы  баланса).

По продолжительности использования  различают капитал долгосрочный постоянный (перманентный) — IV и V разделы  баланса и краткосрочный — VI раздел баланса. Структура пассива баланса  приведена на рис. 1.1.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Собственный капитал  является основой независимости  предприятия. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия  только за счет собственных средств  не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство носит сезонный характер. Тогда в  отдельные периоды будут накапливаться  большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет  недоставать. Кроме того, следует  иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а  предприятие может обеспечить более  высокий уровень отдачи на вложенный  капитал, чем платит за кредитные  ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

Информация о работе Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)