Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической ситуации руководителю необходимо постоянно контролировать финансовую устойчивость своего предприятия. Для этого нужно пристальное внимание уделять правой части баланса - пассиву, то есть, источникам формирования средств предприятия.
Проведение пассивных операций стало одной из важнейших задач для «здорового» функционирования предприятий, так как аккумулирование доступных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией организаций.

Содержание работы

ВВЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Сущность, цели, задачи управления пассивами предприятия 6
1.2 Оценка финансового состояния предприятия как метод управления организацией 14
1.3 Методика анализа показателей управления пассивами предприятия 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Характеристика АО СПЗ 29
2.2 Анализ показателей пассива АО СПЗ 31
2.3 Анализ финансового состояния АО СПЗ 37

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Разработка модели оптимизации финансовой устойчивости 48
3.2 Пути совершенствования в управлении пассивами предприятия 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Файлы: 1 файл

диплом управл пассивами(2).docx

— 371.84 Кб (Скачать файл)

Анализ доходов и затрат от основной и прочих видов деятельности проводится с использованием отчета о прибылях и убытках, показателей  прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения  цен на потребляемые ресурсы и  продаваемую продукцию проводится маржинальный анализ.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в  полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение  штрафов, пеней за просроченные задолженности  или срывы контрактов, часть –  на расходы непроизводственного  характера Сокращение данных расходов также может стать путем оптимизации  прибыли, и, следовательно, финансового  положения предприятия.

Следует выделить три основные составляющие, которые относятся  к области управления результатами деятельности организации – это  управление оборотными средствами (оборотным  капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования. Рассмотрим последнюю составляющую.

Оценка влияния структуры  источников финансирования (структуры  пассивов) на рентабельность собственного капитала – задача, которая решается при помощи анализа финансового  рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов баланса, которая будет способствовать повышению рентабельности собственного капитала организации.

Существует два основных пути оптимизации финансового состояния  – оптимизация результатов деятельности (предприятие должно больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности. Однако два  указанных пути – «зарабатывать» и «распоряжаться заработанным»  – не равнозначны.

Возможности оптимизации  состояния предприятия за счет более  рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы. [12]

Необходимо помнить, что  базой устойчивого финансового  положения организации в течение  длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового  состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению  прибыльности деятельности.

Важнейшей характеристикой  капитала предприятия является его  стоимость. Стоимость капитала представляет собой цену, которую предприятие платит за его использование, т.е. годовые расходы по обслуживанию задолженности перед инвесторами и кредиторами. Количественно она измеряется в виде процентной ставки, характеризующей отношение общей суммы данных расходов к сумме всего капитала.

Состав активов организации  весьма разнообразен. Для целей учета  и анализа они могут быть сгруппированы  по ряду признаков.

По времени использования в  производственном процессе различают  долгосрочные и текущие активы.

Долгосрочные и текущие активы, в свою очередь, подразделяются следующим  образом.

Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего субъекта формируются за счет привлечения  различных источников, поэтому у  него возникают обязательства перед  организациями и лицами, предоставившими  свои активы во временное пользование.

К нематериальным активам относят  имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

¾  не имеет материально-вещественной (физической) структуры;

¾  может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

¾  предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

¾  используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

¾  не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

¾  способно приносить организации экономическую выгоду;

¾  имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).

В соответствии с перечисленными условиями  к нематериальным активам относят  следующие объекты интеллектуальной собственности:

¾  исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

¾  исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

¾  имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

¾  исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

¾  исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов  учитываются также деловая репутация  организации и организационные  расходы.

Организационные расходы состоят  из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации.

Деловая репутация организации - это  разница между покупной ценой  организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или  по конкурсу деловая репутация организации  определяется как разница между  покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Объектом нематериальных активов  является положительная деловая  репутация, которая рассматривается  как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих  экономических выгод.

Отрицательная деловая репутация  рассматривается как скидка с  цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих  периодов.

Оценка нематериальных активов. В  учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и  остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.

Первоначальная стоимость определяется следующим образом для объектов:

¾  внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (по согласованной стоимости);

¾  приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;

¾  полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные  продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные  сборы и пошлины, таможенные расходы  и другие расходы, связанные с  приобретением объектов.

Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим  работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

Нематериальные активы, поступающие  в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают  исходя из стоимости обмениваемого  имущества.

Оценка нематериальных активов, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной  валюты по курсу, действующему на дату приобретения объекта.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством  РК. 

Текущие активы функционируют как  в сфере производства, так и  в сфере обращения. К текущим  активам сферы производства относят  предметы труда и часть средств  труда.

К текущим активам сфер обращения  относят предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах (дебиторская  задолженность).

Предметы обращения - это готовая  продукция на складе организации, предназначенная  для реализации, и товары отгруженные. Товары отгруженные находятся в  собственности организации до тех  пор, пока к покупателю не перейдет право собственности.

Денежные средства - организации  на расчетных и других счетах в  банках. С них производятся расчеты  с поставщиками и покупателями, с  банками, финансовыми органами путем  безналичных перечислений. Небольшие  суммы наличных денег могут находиться в кассе организации в пределах установленного лимита.

Средства в расчетах - это долги  других организаций или лиц данному  хозяйствующему субъекту. Такая задолженность  называется дебиторской, а сами должники - дебиторами. Дебиторская задолженность  возникает в результате действующих  форм расчетов за продукцию, работы и  услуги в том случае, когда их передача покупателю отражает платежи  за них. Дебиторами могут быть и работники  организации; называют подотчетными лицами.

В составе текущих активов выделяются и отвлеченные активы. Они могут  быть представлены краткосрочными финансовыми  вложениями и убытками. Убытки - это  потеря активов в результате нерационального  хозяйствования или стихийных бедствий. Данная часть активов полностью  выбывает из хозяйственного оборота. Однако на каждом предприятии установлен контроль за убытками по времени их возникновения  и порядком их покрытия.

Основным источником информации для  проведения анализа взаимосвязи  прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс (ф. № 1), приложение к балансу (ф. № 5), отчет о финансовых результатах  и их использовании (ф. № 2). Особенностью формирования информации в этих отчетах  является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что  полученные доходы, или понесенные затраты могут не соответствовать  реальному “притоку” или “оттоку” денежных средств на предприятии.

В отчете может быть показана достаточная  величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время предприятие может  испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования. И наоборот, прибыль может быть незначительной, а финансовое состояние  предприятия — вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности предприятия, данные о формировании и использовании  прибыли не дают полного представления  о реальном процессе движения денежных средств. Например, достаточно для подтверждения  сказанного сопоставить величину балансовой прибыли, показанной в ф. № 2 отчета о финансовых результатах и их использовании с величиной изменения  денежных средств в балансе. Прибыль  является лишь одним из факторов (источников) формирования ликвидности баланса. Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады учредителей, прочие.

Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения  денежных средств в ходе текущей  хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств - это отчет об изменениях финансового  состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность  оценить будущие поступления  денежных средств, проанализировать способность  фирмы погасить свою краткосрочную  задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения  дополнительных финансовых ресурсов. Данный отчет может быть составлен  либо в форме отчета об изменениях в финансовом положении (с заменой  показателя “чистые оборотные активы”  на показатель “денежные средства”), либо по специальной форме, где направления  движения денежных средств сгруппированы  по трем направлениям: хозяйственная (операционная) сфера, инвестиционная и финансовая сферы.

Логика анализа достаточно очевидна - необходимо выделить по возможности  все операции, затрагивающие движение денежных средств. Это можно сделать  различными способами, в частности  путем анализа всех оборотов по счетам денежных средств. Однако в мировой  учетно-аналитической практике применяют, как правило, один из двух методов, известных  как прямой и косвенный методы. Разница между ними состоит в  различной последовательности процедур определения величины потока денежных средств в результате текущей  деятельности:

- прямой метод основывается  на исчислении притока (выручка  от реализации продукции, работ  и услуг, авансы полученные  и др.) и оттока (оплата счетов  поставщиков, возврат полученных  краткосрочных ссуд и займов  и др.) денежных средств, т.е.  исходным элементом является  выручка;

- косвенный метод основывается  на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных  средств, и последовательной корректировке  чистой прибыли, т.е. исходным  элементом является прибыль.  

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций  и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей  за приобретенный товар или оказанные  услуги, задолженность подотчетных  лиц за выданные им денежные суммы  и пр.). Соответственно, организации  и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Информация о работе Управление пассивами на производстве (на примере АО СПЗ)