Валютные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Расширение интеграционных процессов превращает гра¬ницы многих стран в условные линии на географической кар¬те. Однако валюта в большинстве из них все же остается само¬стоятельной и неотъемлемой составной частью экономи¬ки.
Опосредствуя международные связи, как в сфере материаль¬ного производства, так и в сфере распределения, обмена и потребления, развиваются международные отношения.

Файлы: 1 файл

Валют.операц.doc

— 776.50 Кб (Скачать файл)

Режим фиксированного валютного курса включает несколько вариантов. Так, для стран, большая часть торговли которых приходится на одну или несколько больших развитых стран с устойчивой национальной валютой, низкой инфляцией, привлекательной макроэкономической политикой, наиболее эффективным является фиксированный валютный курс с привязкой к одной валюте.

Основными преимуществами данного режима являются стабильные цены, возможность снижения инфляции и процентных ставок до уровня страны привязки, создание благоприятных условий для внешней торговли с этой страной, а также для развития внутреннего товарного производства. Однако при таком режиме страна теряет свою самостоятельность в вопросах установления обменного курса по отношению к валютам других стран. При этом требуется проведение развивающейся страной очень жесткой денежно-кредитной и фискальной политики, которая в конечном счете будет препятствовать целям ее долгосрочного экономического развития.

Другим вариантом является валютный комитет (Currency board), который применяется в основном малыми странами, обладающими большими золотовалютными резервами и преобладающую часть своей торговли осуществляющими с одной или несколькими крупными соседними странами с развитой экономикой, сильной национальной валютой, проводящими стабильную макроэкономическую политику. Вводится с целью обеспечения фискальной доходности и денежной стабильности. Этот вариант применяется в Боснии, Герцеговине, Болгарии, Эстонии, Литве, Аргентине, Гонконге. Страна при этом отказывается от проведения собственной экономической политики, от эмиссии денег, так как это может привести к инфляции; от изменения курса, поскольку это может привести к потере валютной стабильности. Вся политика государства строится на невмешательстве в экономику.

По сравнению с фиксированным  курсом валютный комитет ограничивает кредитование экономики, что приводит к большей монетарной дисциплине и доверию населения политике Центрального банка. Более низкая инфляция при заданном уровне денежной массы создает благоприятные условия для более высокого экономического роста.

Вместе с тем здесь  есть серьезные недостатки: повышение  издержек, связанных с ростом восприимчивости экономики к внешним шокам, сокращение возможности Центрального банка действовать в качестве кредитора последней инстанции, необходимость больших золотовалютных резервов для обеспечения конвертируемости национальной валюты по фиксированному курсу; темпы экономического роста сильно зависят от притока зарубежного капитала, ограничение внутреннего кредитования экономики приводит к снижению потенциально достижимых темпов роста производства.

Валютный комитет различается  в зависимости от видов используемых инструментов денежно-кредитной политики и размеров требований к ним. В качестве инструментов могут применятся требования к резервам и ликвидным средствам, депозитные сертификаты. Требования могут охватывать всю сумму резервных и ликвидных средств или только их часть. В соответствии с этим варьируются масштабы осуществляемой денежно-кредитной политики.

Для Казахстана введение валютного комитета нецелесообразно, так как большая часть торговли Казахстана приходится на страны СНГ, которые не обладают сильной национальной валютой и развитой экономикой. Кроме того, чистые золотовалютные резервы Казахстана, по данным Национального банка, не покрывают всей денежной массы.

Наиболее радикальным  вариантом данного режима валютного  курса является вариант долларизации экономики. Суть долларизации экономики заключается в замещении национальных денег твердой валютой развитой страны, с которой развивающаяся страна имеет тесные торговые и экономические отношения. Необходимым условием проведения долларизации является равенство денежной массы и валютных резервов, очень тесные экономические связи между странами, а также благоприятная внутриполитическая обстановка. В этом случае денежная масса ставится в жесткую зависимость от изменения чистого притока валюты в страну. Поскольку приток твердой валюты в экономику связан с состоянием платежного баланса страны, то ухудшение платежного баланса будет приводить к спаду деловой активности в экономике, а улучшение – к ее повышению. Для увеличения денежной массы в экономике потребуется либо увеличение чистого сальдо торгового бюджета, либо увеличение чистого притока иностранного капитала. Экономика страны становится сильно зависимой от мировой экономической конъюнктуры и состояния на мировых товарных и финансовых рынках. В случае финансовых шоков Центральный банк страны имеет ограниченные возможности оказания финансовой помощи пострадавшим банкам.

Основным преимуществом  становится стабильность национальной валюты, которой де-факто становится твердая валюта развитой страны (она обеспечивается золотовалютными резервами и взвешенной денежно-кредитной политикой Центробанка). Кроме того, устранение риска девальвации и сокращения риска дефолта стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшение процентных ставок по зарубежным кредитам, укрепление финансовой системы. Все эти факторы уменьшают риск «бегства капитала» и стимулируют внутренние инвестиции.

Однако при этом масса  денег в обращении будет связана  не с реальной потребностью экономики  в них, а с состоянием ее платежного баланса. А с политической стороны это приводит к потере страной экономической самостоятельности, т.к. означает передачу полномочий по принятию решений в фискальной и монетарной области другим странам. Принятие такого решения может вызвать сильное политическое противодействие внутри страны. Для перехода требуется предварительное согласие страны, которая является эмитентом твердой валюты.

Издержки по изменению  режима могут быть очень большими, если курс национальной валюты привязан не к той валюте, например, если курс национальной валюты привязан к доллару США, а страна поддерживает в основном торговые и финансовые отношения со странами Еврозоны.

По пути долларизации экономики хочет пойти Аргентина. При этом рассматриваются три  возможных ее варианта.

Односторонняя долларизаиия. Страна решает в одностороннем порядке, отозвать ли национальную валюту из обращения и обменять ее на доллары из золотовалютных резервов страны. Такой режим благоприятен для стран, имеющих тесные торговые и финансовые связи с зарубежной страной, схожие культуру и язык, стабильный внутриполитический климат. А плюсом, безусловно, является быстрота реализации, минимальные политические издержки при последующем отказе от этого режима. Самый большой минус такого режима – это то, что Центробанк становится вроде филиала Центробанка страны-эмитента валюты-заменителя, при этом идет потеря страной большей части своих золотовалютных резервов, что делает ее сильно подверженной внешним шокам; денежно-кредитная политика теряет свою гибкость, бюджет лишается значительного ежегодного дохода от денежной эмиссии.

Договор денежной ассоциации. Страна заключает официальное соглашение с другой страной на использование наряду с собственной ее валюты в качестве национальной. Однако Центральный банк зарубежной страны не получает полного права действовать как заемщик последней инстанции.

При заключении соглашения страной могут быть потребованы возмещение за частичную потерю сеньоража, доступ к дисконтному окну и другие привилегии. При положительном решении названных вопросов уменьшаются риски, связанные с долларизацией экономики и потерей страной золотовалютных резервов.

Однако несмотря на то, что Центральный банк осуществляет свои специфические функции: проводника национальной денежно-кредитной политики, заемщика последней инстанции, эмитента национальных денег в оговоренных соглашением рамках, бюджет лишается значительного ежегодного дохода от денежной эмиссии. При этом последующий отказ от этого валютного режима может быть сопряжен для страны со значительными политическими и экономическими издержками.

При заключении монетарного союза с зарубежной страной предполагается полное замещение национальной валюты валютой этой страны. При этом Центральный банк отказывается от самостоятельной денежно-кредитной политики и де-факто и де-юре становится региональным филиалом зарубежного Центробанка.

В качестве компенсации  за потерю самостоятельности может  быть открыт доступ к дисконтному окну, возмещена потеря эмиссионного дохода и предоставлены другие привилегии, что способствует усилению экономической интеграции.

А к недостаткам такого режима относится полная потеря самостоятельности Центральным банком страны, который перестает выполнять свои специфические функции.

Для зарубежного Центробанка  монетарный союз означает принятие солидарной ответственности за состояние банковского сектора страны, что подразумевает помощь банкам второго уровня в случае возникновения у них финансовых трудностей.

По данным МВФ, за период 1992-1999 гг. количество стран, использующих в качестве валюты привязки доллар США, уменьшилось с 24 до 20. Другим вариантом является фиксированный курс с привязкой к валютной корзине. При этом режиме осуществляется привязка курса национальной валюты к валютной корзине из национальных валют основных торговых партнёров, взятых по номинальному курсу. На сегодняшний день по такому режиму работают 13 стран против 29 в 1992 году. Валютная корзина имеет смысл, если страна осуществляет основной объем торговых и финансовых расчетов с несколькими странами – основными торговыми партнерами.

У этого режима следующие  преимущества: курс национальной валюты соответствует среднему изменению курсов национальных валют основных торговых партнеров, что способствует некоторому выравниванию внешнеторговых условий и поддержанию конкурентоспособности экономики; наглядность и простота расчетов.

К недостаткам можно  отнести то, что не учитывается  уровень инфляции в странах торговых партнёров, выравнивание внешнеторговых условий происходит неравномерно в отношении отдельных стран, требуется получение оперативной информации по обменным курсам валют, входящим в корзину.

Как правило, страны после  недолгой практики отказываются от данного режима. Например, 28 февраля 1996 была отменена фиксированная привязка обменного курса чешской кроны по отношению к корзине валют, состоящей на 65% из немецких марок и на 35% – из долларов США. Проанализировав все рассмотренные варианты, можно сформулировать общие недостатки и достоинства, присущие режиму фиксированного валютного курса.

Преимущества режима фиксированного валютного курса  при условии его обоснованности заключаются в следующем: минимальные  валютные риски при работе с национальной валютой, смягчение последствий  внутренних шоков в экономике, убыточность валютных спекуляций, создание благоприятных условий для роста сбережений и инвестиций в национальной валюте, развития перерабатывающих отраслей производства, расширения внешней торговли со страной, выбранной в качестве объекта привязки.

Общие недостатки: невозможность  проведения Центральным банком самостоятельной денежно-кредитной политики; устойчивость курса во многом зависит от величины золотовалютных резервов государства; уязвимость экономики, в т.ч. банковской системы от внешних шоков; невозможность изменения курса при изменении макроэкономических условий; доверие к национальной валюте зависит от обоснованности курса; возможность переоценки национальной валюты и связанное с ней падение конкурентоспособности казахстанских товаров на мировом рынке; рост плохих долгов в кредитном портфеле банков.

На сегодняшний день режим свободно плавающего валютного курса используют 45 стран мира против 54 в 1995 году.

К развивающимся странам, в настоящее время применяющим режим свободного плавающего обменного курса, относятся Филиппины, Корея, Индонезия, Таиланд, Монголия, Индия, Бразилия, Чехия и Казахстан.

Основные преимущества этого режима: Центральный банк имеет  возможность проводить самостоятельную  денежно-кредитную политику, для  поддержания курса национальной валюты не требуются валютные интервенции и значительные золотовалютные резервы; защита экономики от внешних шоков.

К недостаткам можно  отнести то, что высокая изменчивость курса затрудняет производство и  торговлю, делает экономику чрезмерно  чувствительной к конъюнктурным явлениям и спекуляциям на мировом валютном рынке; уязвимость от внутренних шоков; сокращение объемов внешней торговли и потенциально достижимого темпа роста экономики; более высокий уровень инфляции; возможность потери доверия к национальной валюте и, как следствие, попадание в девальвационно-инфляционную спираль.

Применение плавающего обменного курса целесообразно  только в период шоковых явлений  на мировом финансовом или товарном рынке, а также для избежания сильной переоценки обменного курса. Однако в долгосрочной перспективе сохранение такого режима приводит к замедлению темпов реального роста экономики и более высокой инфляции.

Данный режим представляется эффективным для стран с устойчивым и конкурентоспособным производством и сильной национальной валютой и малоэффективен в отношении стран с неустойчивой экономикой и слабой валютой.

Следует учитывать, что  из-за высокой чувствительности валютного  курса равновесие на рынке устанавливается не сразу, что делает невозможной точную (дозированную) девальвацию. Вместо достижения равновесия в экономике падает доверие к национальной валюте, происходит бегство капитала, ухудшаются проблемы внешнего и внутреннего долга, неплатежей.

Данный валютный режим  применялся до последнего времени в  основном развитыми странами: Соединенными Штатами Америки, Канадой, Великобританией и пр.

Словакия отказалась от режима свободного плавающего курса  с 1 января 1999 года в пользу привязки к евро. Причинами стали повышение  цен на импортные товары, на которые  приходилось 67% потребительской корзины населения, рост внешнего зарубежного долга и дефицита бюджета, уменьшение валютных резервов Центрального банка и рост безработицы.

Опыт использования  режима свободного плавающего курса, введенного в странах Юго-Восточной Азии после середины 1997 года, показывает, что он не является оптимальным режимом для развивающихся стран.

Информация о работе Валютные операции