Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций
Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.
Основными видами ценных бумаг, выпускаемых на федеральном уровне, являются государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ ).
ГКО – процентная ценная бумага, ставка доходности устанавливается в зависимости от срока обращения, срок обращения, как правило, не превышает года.
ОФЗ – именная купонная ценная бумага. Сроки платежей купонного дохода определяется в проспекте эмиссии.
Раздел 10. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
Понятие бюджетного
процесса, принципы его организации
и стадии. Порядок составления, рассмотрения
и утверждения проекта
Участники бюджетного процесса
Организацию бюджетного процесса обеспечивает система органов, обладающих бюджетными полномочиями. Эта система включает финансовые органы, органы кредитно- денежного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля.
Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации. В настоящее время финансовые органы представлены Министерством финансов РФ и подразделениями федерального казначейства (центральный аппарат, региональные и местные отделения). Органом денежно-кредитного регулирования является Центральный Банк России.
К органам государственного или муниципального контроля относятся: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Круг участников бюджетного процесса значительно шире круга органов, обладающих бюджетными полномочиями.
Бюджетный кодекс РФ относит
к участникам бюджетного процесса Президента
Российской Федерации, Правительство
РФ, органы законодательной (представительной)
власти, органы исполнительной власти
(высших должностных лиц субъектов
РФ, глав местного самоуправления, финансовые
органы, органы, осуществляющие сбор доходов
бюджетов, другие уполномоченные органы),
органы кредитно-денежного
Участниками бюджетного процесса
также являются бюджетные учреждения,
государственные и
Бюджетные полномочия перечисленных органов определяются Бюджетным кодексом РФ, законодательными и нормативными актами по вопросам бюджетов субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, подготовка отчетов об исполнении бюджетов находится в ведении исполнительных органов. Непосредственно данные вопросы подведомственны финансовым органам.
Рассмотрение проектов бюджетов, утверждение нормативных актов о бюджете, утверждение отчетов об исполнении бюджетов осуществляют законодательные (представительные) органы.
Президент Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления наделены правом подписания законов (нормативных актов) о бюджете и правом возвращения проектов на доработку, если акты противоречат законодательству.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествует работа по подготовке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.
Кодекс предусматривает,
что проекты бюджетов должны составляться
с учетом необходимости достижения
минимальных государственных
Необходимо подчеркнуть исключительную важность приведенной нормы, которая однозначно определяет, что никакой другой орган, кроме Правительства РФ и органов исполнительной власти других уровней, не вправе разрабатывать проекты бюджетов. Никаких альтернативных проектов от фракций, партий и иных групп быть не может.
Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного или муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета, прогнозируемые доходы бюджета по группам , подгруппам, и статьям классификации доходов бюджета, нормативы отчислений от собственных доходов, передаваемых бюджета других уровней бюджетной системы РФ.
Законопроектом должны быть установлены расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации, общий объем капитальных расходов и текущих расходов, расходы и доходы целевых бюджетных фондов, объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, в соответствии с ведомственной классификацией.
Кроме того, в проекте закона (решения) должны быть определены параметры государственного (муниципального) долга, государственных (муниципальных) заимствований.
Составление проекта федерального бюджета Правительством РФ начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Конкретный порядок и
сроки подготовки документов и материалов
федеральными органами исполнительной
власти определяется Правительством РФ.
Разработка и согласование федеральными
органами исполнительной власти показателей
проекта бюджета и
С 15 июля до 15 августа Правительство
рассматривает прогноз
Порядок подготовки проектов бюджетов в субъектах РФ и муниципальных образований в основном повторяет этапы федерального уровня. Отличия наблюдаются преимущественно в сроках подготовки, которые несколько короче, а также имеются отличия в объеме и перечне предоставляемых документов.
Сроки предоставления проекта бюджета и документов к проекту в законодательный (представительный) орган определяется Бюджетным кодексом для федерального уровня или законами (решениями) других уровней бюджетной системы.
На федеральном уровне Правительство РФ должно внести проект федерального закона на очередной год в Государственную Думу не позднее 15 августа текущего года. Одновременно проект данного федерального закона вносится Президенту Российской Федерации.
Комитет по бюджету Думы дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям законодательства (или не соответствии) и Совет Государственной Думы принимает законопроект для рассмотрения (или возвращает в Правительство РФ на доработку).
Закон о федеральном бюджете
рассматривается в четырех
Рассмотрение законопроекта в первом чтении должно пройти в течение 30 дней после внесения законопроекта в Государственную Думу.
При рассмотрении проекта в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:
- доходы федерального
бюджета по группам,
- распределение доходов
от федеральных налогов и
- дефицит федерального
бюджета в абсолютных цифрах
и в процентах к расходам
федерального бюджета,
При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады профильных комитетов Думы, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии в первом чтении или об отклонении законопроекта. В случае принятия утверждаются вышеперечисленные основные характеристики бюджета. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик, вернуть законопроект на доработку в Правительство РФ или поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При передаче законопроекта в согласительную комиссию, в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает новый вариант основных характеристик бюджета, согласовывая эти характеристики с изменениями в законопроектах в области налогового законодательства, внесенных Правительством РФ вместе с законопроектом.
По окончанию работы согласительной комиссии проект вновь рассматривается Государственной Думой. В случае принятия проект переходит во второе чтение, а в случае повторного отклонения проекта в первом чтении Государственная Дума ставит вопрос о недоверии Правительству РФ.
В случае возвращения проекта
на доработку в Правительство
РФ, проект в течение 20 дней должен быть
доработан Правительством с учетом
предложений, изложенных в заключениях
профильных комитетов Думы. Повторное
рассмотрение законопроекта Думой
осуществляется в течение 10 дней со
дня повторного внесения. Если по результатам
выражения недоверия
Следует отметить, что Президент Российской Федерации может не согласиться с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ и в соответствии с Конституцией Российской Федерации может принять решение о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.
При таком варианте, а также когда бюджет не утвержден до начала финансового года вступает в действие механизм временного управления бюджетом. В этом случае исполнительные органы осуществляют расходование бюджетных средств в размере одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал, по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации, при условии, что в предыдущем году средства на эти цели выделялись.
При рассмотрении бюджета во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней после принятия в его первом чтении. В ходе рассмотрения проекта во втором чтении рассматриваются внесенные субъектами права законодательной инициативы поправки по разделам функциональной классификации. Если проект принимается во втором чтении, он переходит для подготовки к третьему чтению, если отклоняется , то он передается в согласительную с комиссию.
При рассмотрении в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходы федерального бюджета на целевые программы, расходы на федеральную адресную инвестиционную программу, программы представления государственных гарантий, программы государственных заимствований.
К третьему чтению направляется наибольшее число поправок, поскольку затрагиваются интересы конкретных бюджетополучателей.
Государственная Дума рассматривает проект в третьем чтении в течение 25 дней после принятия во втором чтении.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия в третьем. При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении он голосуется в целом. Внесение поправок не допускается.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрении Совета Федерации, который в течение 14 дней со дня представления государственной Думой выносит решение об одобрении закона в целом. Одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.