Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций
Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.
В случае отклонения Советом Федерации закона о бюджете он направляется в согласительную комиссию для преодоления разногласий.
После чего Государственная Дума рассматривает согласованный вариант в одном чтении.
В случае отклонения закона Президентом Российской Федерации, закон передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение аналогично, изложенному выше.
На уровне субъектов Российской
Федерации бюджеты
В первом чтении рассматривается
концепция бюджета, прогноз социально-
Результатом рассмотрения в
первом чтении может быть принятие,
возвращение на доработку или
отклонение. В случае принятия в
первом чтении создается согласительная
комиссия из представителей законодательного
и исполнительного органов, которая
рассматривает внесенные
На уровне субъекта, как правило, не предусматриваются меры, связанные с отставкой органов исполнительной власти. Уточнение показателей осуществляется путем проведения согласительных процедур.
Во втором чтении рассматривается распределение расходов по разделам функциональной классификации, объем сумм дотаций и их распределение по бюджетам муниципальных образований, расходы по распорядителям кредитов, расходы на финансирование целевых программ и целевой инвестиционной программы. В третьем чтении проект рассматривается в целом, поправки не допускаются. После принятия в третьем чтении проект направляется для подписания и обнародования главе Администрации (Президенту) субъекта РФ, который может возвратить проект в законодательный орган с соответствующей мотивировкой.
Законодательный орган может согласиться с замечаниями или преодолеть вето большинством в две трети голосов от численности депутатов законодательного органа.
Местные бюджеты рассматриваются
в двух или трех чтениях в соответствии
с местным документом о бюджетном
процессе. При рассмотрении в первом
чтении рассматривается прогноз
социально- экономического развития, объем
доходов по группам, статьям и
подстатьям, общий объем расходов,
дефицит и источники его
После принятия в первом
чтении может создаваться
Во втором чтении утверждается распределение расходов по разделам функциональной классификации, по главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, на целевые программы и на инвестиционную программу. Во втором чтении бюджет может приниматься и в целом.
После утверждения в целом,
решение о бюджете направляется
для подписания и обнародования
главе местного самоуправления, который
также как и глава
Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов начинается с началом финансового года и осуществляется уполномоченными органами на основе бюджетной росписи.
Органами, уполномоченными осуществлять исполнение бюджета на федеральном уровне, является Правительство РФ, Министерство финансов и главные распорядители кредитов – министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с ведомственной классификацией расходов.
На уровне субъектов исполнение осуществляют Администрации (Правительства), финансовые управления (министерства финансов), главные распорядители кредитов в соответствии с ведомственной классификацией расходов.
На муниципальном уровне
схема примерно такая же, как и
на уровне субъекта, имеются отличия
в названиях органов и
После утверждения бюджета главные распорядители кредитов на основании утвержденных сумм по отраслям и распорядителям кредитов в течение 10 дней составляют в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой ассигнований.
Бюджетная роспись – это сводное распределение средств получателям с распределением по разделам экономической классификации расходов.
Напомним, что экономическая классификация включает текущие расходы код 100000, капитальные расходы - 200000, предоставление бюджетных кредитов – 300000.
На основании бюджетной
росписи главных распорядителей
u1082 кредитов финансовый орган составляет
сводную бюджетную роспись, которая
должна быть утверждена руководителем
финансового органа в течение 15 дней
после утверждения бюджета. Не позднее
17 дней после утверждения бюджета
сводная бюджетная роспись
Для сведения сводная бюджетная
роспись направляется в законодательный
(представительный) орган и Счетную
палату или соответствующий
Столь жесткие сроки установлены,
чтобы иметь возможность
Исполнение бюджета
Исполнение по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление
доходов на единые счета
- распределение в соответствии
с утвержденным бюджетом
- возврат излишне начисленных сумм;
- учет доходов и составление отчетов.
Общая схема этого процесса выглядит следующим образом. Налогоплательщики перечисляют платежи на счета отделения федерального казначейства в субъекте РФ. Казначейство распределяет поступившие средства по уровням бюджетов с учетом действующих норм налогового законодательства.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на счетах с соблюдением процедуры санкционирования и финансирования.
Этап санкционирования включает
составление и утверждение
Бюджетные обязательства, признанная органом исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета, возникшая в соответствии с законом (нормативным актом) о бюджете и сводной бюджетной росписью.
Лимиты бюджетных обязательств - объем обязательств на период не более трех месяцев, как правило, на квартал.
Получатели средств бюджета получают разрешение – санкцию на проведение расходов, о финансовый орган обязуется его исполнить.
С учетом складывающейся ситуации,
при неравномерном
Особенности кассового исполнения бюджетов
Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.
Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства, Распорядители средств перечисляют средства получателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.
Контроль расходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.
В условиях высокого уровня
дефицита и неравномерности поступления
средств, а также в силу разного
понимания приоритетов у
Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или на заработную плату. 100
Контроль использования средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.
Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.
Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является обязательным.
Раздел 11. Государственный
и муниципальный бюджетно-
Понятие, назначение и виды бюджетного контроля. Формы и методы бюджетного контроля. Государственные органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль.
Контроль за исполнением бюджета осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами.
Контроль представительного органа предполагает:
1. Право соответствующих
представительных органов на
получение оперативной
2. Право на утверждение или не утверждение отчета об исполнении бюджета.
3. Право вынесения оценки
деятельности исполнительного
4. Право на создание
собственного контрольно-
Оперативная информация об
исполнении бюджета – ежемесячные
справки и квартальные отчеты
могут рассматриваться
По итогам финансового
года представительный орган рассматривает
отчет исполнительного органа об
исполнении бюджета. Рассмотрению отчета
должна предшествовать документальная
проверка уполномоченного органа (или
аудиторской организации) и соответствующее
заключение по разделам функциональной
классификации и главным
При утверждении (не утверждении)
отчета об исполнении бюджета представительный
орган вправе выносить оценку исполнения
бюджета. Например, признать исполнение
бюджета соответствующей
При выявлении в ходе проверки исполнения (аудита) нарушений законодательства представительный орган может признать исполнение бюджета неудовлетворительным и в зависимости от характера выявленных нарушений и обратиться в прокуратуру с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования.
Контроль исполнительного органа складывается из оперативного, текущего и последующего.
1. Оперативный контроль – постоянный, ежедневный, декадный, месячный контроль за поступлением доходов и отслеживанием финансирования неотложных мер. В силу высокого уровня дефицита в значительном числе бюджетов субъектов РФ и особенно местных бюджетов, распределение средств осуществляется в оперативном режиме, в соответствии с заключенными соглашениями по оплате расходов, связанных с жизнеобеспечением (энергоснабжение, обеспечение водой и т.д.).
2. Текущий контроль –
проведение проверок в ходе
исполнения бюджета, включая