Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:53, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются не только инструментами в реализации функций государства, но и инструментами в регулировании экономики.
Такое положение предопределяет место и значимость учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» в подготовке специалистов для финансовой отрасли.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации.doc

— 373.67 Кб (Скачать файл)

В случае отклонения Советом  Федерации закона о бюджете он направляется в согласительную комиссию для преодоления разногласий.

После чего Государственная  Дума рассматривает согласованный  вариант в одном чтении.

В случае отклонения закона Президентом Российской Федерации, закон передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение аналогично, изложенному выше.

На уровне субъектов Российской Федерации бюджеты рассматриваются  в четырех или трех чтениях. В  субъекте, который мы рассматриваем  в качестве примера, бюджет рассматривается  в трех чтениях.

В первом чтении рассматривается  концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной  и налоговой политики, доходы по группам, статьям и подстатьям классификации  доходов, ставки налогов, утверждаемых законодательным органом, нормативы  отчислений от регулирующих доходов  в местные бюджеты, общий объем  расходов бюджета субъекта РФ, объем  дефицита и источники его покрытия.

Результатом рассмотрения в  первом чтении может быть принятие, возвращение на доработку или  отклонение. В случае принятия в  первом чтении создается согласительная комиссия из представителей законодательного и исполнительного органов, которая  рассматривает внесенные поправки и готовит проект ко второму чтению.

На уровне субъекта, как  правило, не предусматриваются меры, связанные с отставкой органов  исполнительной власти. Уточнение показателей  осуществляется путем проведения согласительных процедур.

Во втором чтении рассматривается  распределение расходов по разделам функциональной классификации, объем  сумм дотаций и их распределение по бюджетам муниципальных образований, расходы по распорядителям кредитов, расходы на финансирование целевых программ и целевой инвестиционной программы. В третьем чтении проект рассматривается в целом, поправки не допускаются. После принятия в третьем чтении проект направляется для подписания и обнародования главе Администрации (Президенту) субъекта РФ, который может возвратить проект в законодательный орган с соответствующей мотивировкой.

Законодательный орган может  согласиться с замечаниями или  преодолеть вето большинством в две  трети голосов от численности  депутатов законодательного органа.

Местные бюджеты рассматриваются  в двух или трех чтениях в соответствии с местным документом о бюджетном  процессе. При рассмотрении в первом чтении рассматривается прогноз  социально- экономического развития, объем  доходов по группам, статьям и  подстатьям, общий объем расходов, дефицит и источники его покрытия.

После принятия в первом чтении может создаваться согласительная комиссия, которая рассматривает  поступившие поправки и готовит  проект ко второму чтению.

Во втором чтении утверждается распределение расходов по разделам функциональной классификации, по главным  распорядителям и распорядителям бюджетных  средств, на целевые программы и  на инвестиционную программу. Во втором чтении бюджет может приниматься  и в целом.

После утверждения в целом, решение о бюджете направляется для подписания и обнародования  главе местного самоуправления, который  также как и глава исполнительной власти субъекта может возвращать акт  на доработку. Дальнейшая процедура  аналогична описанной выше для субъекта РФ.

Исполнение бюджетов

Исполнение бюджетов начинается с началом финансового года и  осуществляется уполномоченными органами на основе бюджетной росписи.

Органами, уполномоченными  осуществлять исполнение бюджета на федеральном уровне, является Правительство  РФ, Министерство финансов и главные  распорядители кредитов – министерства, государственные комитеты, федеральные  службы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с ведомственной классификацией расходов.

На уровне субъектов исполнение осуществляют Администрации (Правительства), финансовые управления (министерства финансов), главные распорядители  кредитов в соответствии с ведомственной  классификацией расходов.

На муниципальном уровне схема примерно такая же, как и  на уровне субъекта, имеются отличия  в названиях органов и распорядителях кредитов.

После утверждения бюджета  главные распорядители кредитов на основании утвержденных сумм по отраслям и распорядителям кредитов в течение 10 дней составляют в соответствии с функциональной и экономической  классификациями расходов бюджетную  роспись по распорядителям и получателям  бюджетных средств, с поквартальной  разбивкой ассигнований.

Бюджетная роспись – это сводное распределение средств получателям с распределением по разделам экономической классификации расходов.

Напомним, что экономическая  классификация включает текущие  расходы код 100000, капитальные расходы - 200000, предоставление бюджетных кредитов – 300000.

На основании бюджетной  росписи главных распорядителей u1082 кредитов финансовый орган составляет сводную бюджетную роспись, которая  должна быть утверждена руководителем  финансового органа в течение 15 дней после утверждения бюджета. Не позднее 17 дней после утверждения бюджета  сводная бюджетная роспись должна быть направлена в Правительство  или соответствующий орган субъекта РФ или местного самоуправления.

Для сведения сводная бюджетная  роспись направляется в законодательный (представительный) орган и Счетную  палату или соответствующий контрольный  орган других уровней бюджетной  системы.

Столь жесткие сроки установлены, чтобы иметь возможность начинать новый финансовый год с необходимыми документами.

Исполнение бюджета предусмотрено  по доходам и расходам.

Исполнение по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление  доходов на единые счета бюджета;

- распределение в соответствии  с утвержденным бюджетом регулирующих  доходов;

- возврат излишне начисленных  сумм;

- учет доходов и составление  отчетов.

Общая схема этого процесса выглядит следующим образом. Налогоплательщики  перечисляют платежи на счета  отделения федерального казначейства в субъекте РФ. Казначейство распределяет поступившие средства по уровням  бюджетов с учетом действующих норм налогового законодательства.

Исполнение бюджета  по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на счетах с соблюдением процедуры санкционирования и финансирования.

Этап санкционирования включает составление и утверждение бюджетной  росписи, и утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и получателей  средств, а также утверждение  смет доходов и расходов распорядителям. Этап также включает утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей кредитов.

Бюджетные обязательства, признанная органом исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета, возникшая в соответствии с законом (нормативным актом) о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимиты бюджетных  обязательств - объем обязательств на период не более трех месяцев, как правило, на квартал.

Получатели средств бюджета  получают разрешение – санкцию на проведение расходов, о финансовый орган обязуется его исполнить.

С учетом складывающейся ситуации, при неравномерном распределении  расходов по кварталам, из-за изменения  тарифов в течение года, до внесения поправок в бюджет, возможно проведение передвижение части кредитов с последующих  периодов для обеспечения текущего финансирования. Внесение изменений  в бюджет производится в ходе его  исполнения в случае увеличения или  уменьшения доходов, а также в  случаях необходимости увеличения расходов.

Особенности кассового  исполнения бюджетов

 Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.

Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства, Распорядители средств перечисляют средства получателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.

Контроль расходования средств  финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.

В условиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления  средств, а также в силу разного  понимания приоритетов у руководителей  при такой схеме финансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на первой неделе месяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования бюджетных средств.

Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета  предполагает, что распорядители  и получатели бюджетных средств  на основе заявок готовят счета на оплату конкретного вида расходов и  финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды –  на оплату электроэнергии, проведенные  ремонтов или на заработную плату. 100

Контроль использования  средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.

Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах  РФ и муниципальных образованиях.

Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.

Для субъектов РФ, имеющих  высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является обязательным.

 

Раздел 11. Государственный  и муниципальный бюджетно-финансовый контроль

Понятие, назначение и виды бюджетного контроля. Формы  и методы бюджетного контроля. Государственные  органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль.

 

Контроль за исполнением бюджета осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами.

Контроль представительного  органа предполагает:

1. Право соответствующих  представительных органов на  получение оперативной информации  об исполнении бюджета.

2. Право на утверждение  или не утверждение отчета  об исполнении бюджета.

3. Право вынесения оценки  деятельности исполнительного органа  по исполнению бюджета.

4. Право на создание  собственного контрольно-счетного  органа.

Оперативная информация об исполнении бюджета – ежемесячные  справки и квартальные отчеты могут рассматриваться представительным органом без утверждения и  являются основой для внесения поправок в бюджет в ходе его исполнения.

По итогам финансового  года представительный орган рассматривает  отчет исполнительного органа об исполнении бюджета. Рассмотрению отчета должна предшествовать документальная проверка уполномоченного органа (или  аудиторской организации) и соответствующее  заключение по разделам функциональной классификации и главным распорядителям кредитов по целевому использованию  средств бюджета.

При утверждении (не утверждении) отчета об исполнении бюджета представительный орган вправе выносить оценку исполнения бюджета. Например, признать исполнение бюджета соответствующей администрацией удовлетворительным и отметить направления  или разделы, по которым необходимо разработка мер, направленных на повышение  качества бюджетного процесса.

При выявлении в ходе проверки исполнения (аудита) нарушений законодательства представительный орган может признать исполнение бюджета неудовлетворительным и в зависимости от характера выявленных нарушений и обратиться в прокуратуру с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования.

Контроль исполнительного  органа складывается из оперативного, текущего и последующего.

1. Оперативный контроль  – постоянный, ежедневный, декадный, месячный контроль за поступлением доходов и отслеживанием финансирования неотложных мер. В силу высокого уровня дефицита в значительном числе бюджетов субъектов РФ и особенно местных бюджетов, распределение средств осуществляется в оперативном режиме, в соответствии с заключенными соглашениями по оплате расходов, связанных с жизнеобеспечением (энергоснабжение, обеспечение водой и т.д.).

2. Текущий контроль –  проведение проверок в ходе  исполнения бюджета, включая тематические  проверки, проводимые финансовыми  органами и составление промежуточных  отчетов, на основании которых  осуществляется внесение изменений  в бюджет.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"