Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:25, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать состояние расходной части бюджета на примере города Нижний Тагил, выявить проблемы и разработать пути их решения.
Предметом исследования данной дипломной работы является формирование и исполнение бюджета города.
Объектом исследования является бюджет города Нижний Тагил.
Введение
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность, функции и роль бюджета в экономической системе
1.2 Понятие, место и роль местных бюджетов в системе РФ
1.3. Понятие и структура расходов местных бюджетов.
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ
2.1 Краткая характеристика города Нижний Тагил
2.2. Планирование расходной части бюджета МО город Нижний Тагил
2.3. Анализ исполнения расходной части бюджета города Нижний
Тагил за 2006 – 2008 гг
3.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МО ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Заключение
Список использованных источников
- упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ в функциональной классификации расходов;
- применение кода администратора бюджетных средств (главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств) ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования дефицита);
- приведение структуры экономической классификации расходов в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.
Принципиальной новацией бюджетной классификации РФ, применяемой с 2005 г., стало использование в ней классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которая является группировка операций в секторе государственного управления по их экономическому содержанию. Проект этой классификации впервые был опубликован в 2004 г. в качестве приложения 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004–2006 гг.
В рамках КОСГУ операции делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Введение КОСГУ позволяет классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления, а также применять метод начисления в бюджетном учете.
В 2005–2007 гг. на основе КОСГУ были составлены коды экономической классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. С 2008 г. КОСГУ применяется как самостоятельная классификация в составе бюджетной классификации РФ.
В первые годы образования РФ бюджетная классификация утверждалась приказами МФ РФ. До 2008 г. действовало два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная 4 глава. МФ РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, в 2007г. действовал Приказ МФ РФ от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
Процесс совершенствования Бюджетной классификации РФ продолжается. В соответствии с 63-ФЗ с 2008 г. бюджетная классификация не утверждается отдельным федеральным законом. Одновременно создаются законодательные основы для развития «управленческого» принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации, утвержденных БК РФ, в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. Уточняется состав бюджетной классификации, включающей: классификацию доходов, классификацию расходов, классификацию источников финансирования дефицитов и классификацию операций публично-правовых образований (КОСГУ), табл. 2.3. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются МФ РФ. Порядок применения КОСГУ также устанавливается МФ РФ.
Подчеркнем, что в рамках новой бюджетной классификации, действующей с 2008г., традиционно применяется ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.
В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности органов власти в сфере бюджетного планирования и управления при сохранении единства бюджетной системы и повышении прозрачности бюджетов.
Формирование бюджета Муниципального образования осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении Методик, применяемых для расчёта дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) и межбюджетных субсидий из местных бюджетов областному бюджету» утверждаемым ежегодно.
На основании этого документа на муниципальном уровне издается нормативный акт (постановление или распоряжение) главы исполнительной власти о разработке проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. Этим документом утверждается график разработки проекта бюджета, в котором детализируется весь процесс работы над проектом бюджета, с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.
Методика расчета расходной части бюджетов муниципального образования базируется на стоимости полномочия по решению вопросов местного значения (стоимости бюджетной услуги) в расчете на одного жителя по различным отраслям бюджетной сферы.
Оценка расходных полномочий муниципальных районов (городских округов), определенная для расчета индекса бюджетных расходов и уровня бюджетной обеспеченности, может учитывать особенности муниципальных образований, не учтенные в поправочных коэффициентах расходных полномочий. Вопросы местного значения, учтенные для оценки расходных полномочий муниципальных районов (городских округов) и расчета индекса бюджетных расходов.
Таким образом, индекс бюджетных расходов муниципального района (городского округа) определяется по формуле :
ИБР i = (OP i / Ч i ) / ( СУММА ОР / Ч), где
ИБР i – индекс бюджетных расходов i-го муниципального района (городского округа);
ОР i – оценка расходных полномочий i-го муниципального района (городского округа);
СУММА ОР – суммарная оценка расходных полномочий муниципальных районов (городских округов) Свердловской области на очередной финансовый год;
Ч i – численность постоянного населения i-го муниципального района (городского округа);
Ч – численность постоянного населения Свердловской области.
Уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) определяется по формуле:
УБО i = ИНП i/ ИБР i, где
УБО i – уровень бюджетной обеспеченности i–го муниципального района (городского округа);
ИНП i – индекс налогового потенциала i–го муниципального района (городского округа);
ИБР i – индекс бюджетных расходов i–го муниципального района (городского округа);
Однако объем расходов, рассчитанный с помощью этих нормативов, является для муниципальных образований своеобразной верхней планкой.
На уровне муниципального образования формирование расходов бюджета осуществляется на основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а так же с учетом исполнения сметы расходов бюджетных учреждений за отчетный год и проектов смет расходов.
Органы исполнительной власти могут изменить контрольные параметры бюджета, то есть внести коррективы в расходную его части. Однако следует отметить, что конкретные параметры расходов по отраслям бюджетной сферы не могут быть ниже контрольных цифр, исчисленных согласно методики расчета дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Свердловской области, то есть ниже планово- расчетного минимума.
Согласование методике для определения размера дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) производится в министерстве финансов субъекта федерации с оформлением протокола согласования. При наличии серьезных разногласий вопросы могут быть вынесены на рассмотрение межведомственной согласительной комиссии по бюджету при Правительстве субъекта РФ. Эта работа проводится в сроки до вынесения проекта вышестоящего бюджета на слушания в представительный орган. Сроки определяются законом РФ.
В процессе рассмотрения и согласования проекта областного бюджета могут быть параллельно внесены поправки в методику расчета и скорректированы отдельные параметры бюджетов муниципальных образований с учетом мнения согласительной комиссии. После второго чтения проекта бюджета субъекта РФ для муниципальных образований практически устанавливаются все контрольные параметры их бюджетов, объемы доходной и расходной части, размеры финансовой помощи, нормативы отчислений от доходов областного бюджета, передаваемых местным бюджетам.
Далее органы исполнительной власти муниципального образования и финансовые органы дорабатывают проект местного бюджета и предоставляют его на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования.
Одновременно с проектом решения представляются все приложения, предписанные Бюджетным кодексом РФ и соответствующими Положениями о бюджетном процессе муниципального образования. Это свод расходов, свод доходов в соответствии с функциональной экономической классификацией РФ, распределение бюджетных назначений по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета, адресная инвестиционная программа, программа муниципальных заимствований, пояснительная записка к проекту бюджета.
Органы исполнительной власти муниципального образования и финансовые органы в соответствии приказом Министерства финансов РФ от 07.09.2007г № 76 «О порядке предоставление реестров расходных обязательств субъектов РФ сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав
субъектам РФ» разрабатывают и представляют в Министерство финансов субъекта РФ свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящий в состав субъекта РФ.
Реестр расходных обязательств включает в себя следующие реквизиты:
• Наименование вопроса местного значения, расходного обязательства (прописываются в соответствии Федеральным Законом от 06.10 2003г№ 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходные обязательства, связанные с реализацией вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по решению вопрос местного значения);
• Нормативные правовые акты, договора, соглашения РФ, субъекта РФ, муниципального образовании;
• Объем средств на исполнение расходного обязательства по муниципальному образованию.
Положительным моментом современной системы планирования бюджета Муниципального образования является то, что все муниципальные образования имеют одинаковую стоимость услуги, и как результат прозрачность системы планирования. Отрицательным моментом является ограниченность средств получаемых муниципальными образованиями с одной стороны, а с другой то, что у дотационных муниципальных образований отсутствует стимул для развития доходной части бюджета, и фактически их содержат муниципальные образования доноры. Касательно расходной части бюджета, хотелось бы отметить следующее, расходы, сформированные по данной методике ничтожно малы, как правило, их хватает только для выплаты заработной платы, оплаты коммунальных услуг, прочие статьи расходов финансируются только на 20-30% от потребности.
Таким образом, в настоящее время эффективное использование бюджетных средств органами местного самоуправления во многом определяется степенью развития планирования и прогнозирования. От качества планирования зависит эффективность управления финансами, целевой характер использования бюджетных средств и полное исключение злоупотреблений. Но, к сожалению, существующая практика в области планирования недостаточно эффективна и нуждается в дальнейшем развитии.
В следующей главе дипломной работы будут рассмотрены формирование и исполнение расходов бюджета муниципального образования город Нижний Тагил.
20
Информация о работе Проблемы формирования и исполнения расходной части местных бюджетов