Правительство
Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал федерального
государственного
автономного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«Национальный исследовательский
университет Высшая школа экономики»
Факультет экономики
Кафедра финансовых рынков и финансового
менеджмента
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему:
Моделирование рисков инвестиционного
проекта»
Направление
«Экономика»
Студентка группы
№ 142
А.А. Романова
(подпись)
Научный руководитель
к.э.н. доцент В.В. Назарова
(подпись)
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Главным условием долгосрочного
развития компании вложившейся в инвестиционный
проект, является отдача от реализуемого
проекта, обязательно превышающая сумму,
затраченную на него, и желательно с учетом
их наилучшего альтернативного использования.
Эффективно и своевременно вложить средства
в некоторые инвестиции это полдела, но
любому проекту сопутствуют свои риски.
Любые риски могут положительно повлиять
на развитие инвестиционного проекта,
в случае если они вовремя определены,
оценены, и компанией разработан сценарий
определенных действий.
На российском рынке число предпринимателей
с каждым годом стремительно растет, становится
все больше компаний нуждающихся в услугах
перевозки какого-либо груза, и поставщиков
готовых им это груз отправить. (Приложение
4). Для организации этого процесса не менее
активно в России развивается рынок логистики.
Конкурентоспособность и борьба за клиентов
на столь узком сегменте экономики довольно
велика.
Основой всего логистического
процесса деятельности компаний является
логистическая цепь, на которую в качестве
«звеньев» нанизываются все этапы логистической
системы, которые упорядочены в соответствии
с параметрами заказа. По этой причине
любые инвестиции в этой сфере деятельности
заведомо несут ряд сопутствующих рисков.
Основываясь на тех причинах, что рынок
логистики на текущий период имеет динамику
роста (приложение 1), и растет количество
конкурентных компаний на рынке РФ, компания
ООО «ВСК Лоджистик» начинает работу над
инвестиционным проектом. Основная идея
инвестиционного проекта заключается
в разработке информационной программы
«Логистик». Проект состоит из 4 взаимосвязанных
частей (web сайт, административное приложение,
мобильное приложение, сервер-мониторинг).
Основным ожидаемым результатом реализации
проекта является повышение прибыли компании.
В России по сравнению с США на рынке логистики
подобной электронной программы не существует,
то есть в некоторой степени этот проект
для нашего рынка является инновационным.
Поэтому для положительного влияния нового
проекта, необходимо оценить и учесть
все возможные риски. Этими причинами
и подтверждается актуальность будущей
работы.
Основой всего логистического
процесса деятельности компаний является
логистическая цепь, на которую в качестве
«звеньев» нанизываются все этапы логистической
системы, которые упорядочены в соответствии
с параметрами заказа. Логистика может
являться звеном экономических сфер деятельности,
соответственно имеющих свой перечень
рисков, являющихся в свою очередь косвенными
для логистической компании. В зависимости
от специфики деятельности партнерских
компаний, компания логистическая может
также подвергаться риску сезонности.
По этим причинам любые инвестиции в этой
сфере деятельности заведомо несут ряд
сопутствующих рисков, что еще раз доказывает
первоочередный анализ рисков при инвестировании
в логистику.
Однако любые принятия решений,
а также анализ рисков, и анализ эффективности
по проекту, основаны на неопределенности,
так как учитываемые денежные потоки относятся
к будущему, и являются по большей части
прогнозными данными. Это определено тем,
что относительно будущего слишком трудно
со сто процентной точностью предположить
развитие всех параметров внешней и внутренней
среды компании.
Целью выпускной квалификационной
работы является разработка рекомендаций
по оценке рисков инвестиционного проекта
логистической компании ООО «ВСК Лоджистик»
на основании анализа и моделирования
рисков. В соответствии с этой целью в
работе поставлены и решены следующие
задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность
рисков инвестиционного проекта, а также изучить методы анализа и моделирования рисков.
- Изучить специфику деятельности рынка логистических услуг.
- Проанализировать современное состояние рынка логистики.
- Составить список возможных
рисков в логистической сфере деятельности.
- Провести анализ инвестиционного
проекта с помощью выделенных методов
(анализ чувствительности инвестиционного
проекта, PERT-анализ проекта, моделирование рисков проекта методом Монте-Карло). Проанализировать полученные результаты.
- Разработать рекомендации по
минимизации (максимизации) рисков с целью
достижения запланированных результатов
по реализации инвестиционного проекта.
Объектом исследования выступает
инвестиционный проект, разрабатываемый
на прединвестиционной стадии. Предметом
исследования является изучение влияния
рисков на эффективность инвестиционного
проекта.
В ходе изучения литературы,
было обнаружено, что существует множество
методов анализа и моделирования рисков
инвестиционного проекта, однако каждый
из них имеет определенные достоинства
и недостатки, а также определенные методы
удобны для анализа определенных рисков.
Новизна работы состоит в разработке,
на практическом примере, алгоритма анализа
и моделирования рисков различными методами.
Практическая значимость заключается
в том, что основные выводы и рекомендации,
содержащиеся в работе, могут использоваться
логистическими менеджерами при разработке
и оценке инвестиционных проектов в данной
сфере.
Новизна проводимого исследования
относительно исследуемой компании заключается
в том, что анализируемый проект, находится
в стадии запуска в работу, и результаты
анализа рисков проекта могут быть использованы
на практике работы ООО «ВСК Лоджистик»
с инвестиционным проектом разработки
информационной системы «Логистик». Результатом
работы будет несколько методов анализа
проектов, обобщенные в один алгоритм,
по представленному алгоритму может проводиться
анализ любых инвестиционных проектов.
В работе использованы следующие
методы исследования: теоретическое обобщение,
сравнение, анализ чувствительности, PERT-анализ,
метод моделирования рисков Моне-Карло.
К числу использованных в работе эмпирических
методов исследования можно выделить
исследование литературы по изучаемой
проблеме.
Данная выпускная квалификационная
работа состоит из трех частей. Первая
глава содержит два основных теоретических
аспекта: понятия и сущности рисков и неопределенности
инвестиционных проектов, а также освещает;
методы анализа и моделирования рисков
инвестиционного проекта. В первой главе
предлагается алгоритм оценки рисков
инвестиционных проектов с учетом специфики
логистической деятельности.
Во второй главе проводится
исследование специфики работы логистических
компаний, анализ рынка логистических
услуг за последние года 2008-2013г.г., и на
основании этого определены риски в логистике.
В третьей главе, проводится
описательная характеристика компании
«ВСК Лоджистик», являющейся самоинвестором,
и анализируемого инвестиционного проекта
информационной системы «Логистик». Рассчитана
экономическая эффективность проекта
без учета рисков. Также третий раздел
содержит в себе анализ чувствительности
проекта, рассчитанного по четырем факторам
(Уровень инфляции, Объем инвестирования,
Цена реализации проекта, Объем сбыта)
и трем показателям (Чистая прибыль NPV,
Индекс прибыльности PI, Период окупаемости
PB). Далее проведено имитационное моделирование
методом Монте-Карло по двум факторам
(Цена реализации, Объем продаж) с помощью
компьютерной программы Project Expert. Завершает
третью главу PERT – анализ (Program, Evaluation,
and Review Technique), проведенного для оценки
возможных результатов сроков выполнения
проекта, основываясь на трех сценариях:
оптимистическом, наиболее вероятном,
пессимистическом.
Результаты анализа и моделирования
рисков инвестиционного проекта по разработке
информационной системы «Логистик», демонстрируют
перечень значимых рисков проекта и влияния
определенных факторов на эффективность
проекта. Также полученные результаты
позволят усовершенствовать инвестиционный
проект, избежав или минимизировав определенные
риски, тем самым увеличивая финансовые
результаты ООО «ВСК Лоджистик». Представленный
алгоритм анализа и моделирования может
также использоваться инвесторами или
самими логистическими компаниями, деятельность
которых не является международной и инвестиционный
проект обладает подобными рисками.
Глава 1. Оценка инвестиционных
проектов в условиях неопределенности
и риска
Инвестирование или инвестиционные
проекты, как самостоятельная деятельность,
относится к периоду времени в будущем,
так как на начальном этапе есть только
некоторая идея и (в определенных случаях)
бюджет для вложений. Все что связано с
будущим периодом времени заведомо имеет
значительную долю риска и неопределенности,
поскольку невозможно учесть все изменения
внешние и внутренних факторов относительно
проекта. По этой причине одним из основных
этапов прединвестиционного развития
проекта должен быть анализ и моделирование
рисков. Прежде чем характеризовать теоретические
аспекты методов анализа и моделирования
рисков проекта, необходимо определить
общее понятие риска и неопределенности.
Основные понятия риска
Анализ литературы по данной
проблеме показал существование двух
различных подходов к определению риска.
Наиболее распространено понятие «риска»
как опасности и возможности компании
получения убытка или ущерба. Это определение
риска, не несет полного объяснения
понятия, а раскрывает его только с одной
стороны. Таким образом, в первую очередь
рассматриваем риск как отклонение
полученного (фактического) результата
от запланированного (ожидаемого). Однако
данное отклонение может оказывать как
отрицательное, так и положительное влияние
на развитие деятельности компании. Следовательно,
отсюда вытекает второй подход определения
рисков, непосредственно связанный с прибылью
или убытками. Риск это неопределенное
событие или условие, при осуществлении
которого, может быть как негативное, так
и позитивное влияние на итог проекта
(PMBOK). Под негативным влиянием подразумеваем
возможность неблагоприятного исхода,
это может быть возникновение убытков,
недополучение ожидаемых доходов, возникновение
незапланированных расходов, и т.д. Позитивное
же влияние на проект несет ровно противоположный
исход, например увеличение доходов по
проекту, уменьшение вложений в развитие
проекта, быстрые темпы развития проекта,
т.е. незапланированные положительно влияющие
на проект события.
В экономической теории проблема
рисков долгое время игнорировалась. Хотя
сама категория «риск» встречается уже
в работах представителей ранней классической
политэкономии Д. Рикардо, А. Смит, Дж. Милля.
Они считали, что прибыль должна включать
вознаграждение за риск [33;36;30]. Но, признавая
риск как фактор, требующий вознаграждения,
они представляют его как математическое
ожидание потерь, которые возможно произойдут
в результате выбранного решения, не проводя
более тщательного анализа. К. Маркс также
исходил из того что все товары продаются
по стоимости. Большее внимание категории
риска уделяет А.Маршалл, он определил,
что один из компонентов прибыли это плата
за риск. Он выделил личный и предпринимательский
риски, в зависимости от источника формирования
капитала [28].
Многие зарубежные и отечественные
экономисты тесно связывают предпринимательство
с инновационной деятельностью, а соответственно
с определенными рисками, связанными с
ней: «Предпринимательство – искусство
конкуренции или способность успешно
конкурировать, создавая новые виды товаров,
изыскивая новые пути сокращения, издержек,
делая товары все более привлекательными
для потребителей» [14]. Получается, что
существование в определенной мере неопределенности
и риска является неотъемлемой частью
предпринимательства, и является также
фактором продвижения экономической системы.
Неустойчивость экономики служит источником
роста неопределенности экономической
системы, а, следовательно, и риска как
показателя, который характеризует неопределенность.
Сущность риска заключается
не в том, чтобы выявить и избежать или
устранить его, а в том, чтобы выявить и
обыграть риск в собственных интересах,
то есть использовать в целях получения
выгоды, например, переложить на инвесторов,
или хеджировать [11]. Однако также стоит
обратить внимание на то что, несмотря
на получение большей выгоды, в ряде случаев,
от определенных принятых рисков, любая
неопределенность может быть и деструктивной
для компании, свидетельства такого рода
обратного влияния риска также существуют
в немалых количествах. Поэтому предприятиям
следует быть крайне осторожными при принятии
риска. Для уверенного использования риска
следует иметь весомое конкурентное преимущество
перед конкурентами, подвергающимися
подобному риску. Выделяется пять источников
такого преимущества. Первое – иметь возможность
получать заблаговременно или своевременно,
а также достоверную, информацию о приближающихся
изменениях в экономике, например кризисе,
чтобы создать наиболее эффективный план
действий. Второе – скорость реагирования.
Поскольку даже при четко представленной
информации, компания должна оперативно
приступить к необходимым действиям. Третье
– опыт преодоления аналогичных рисков
предыдущих лет. Это поможет более быстро
и структурировано нейтрализовать полученные
отклонения для достижения планируемого
результата, по сравнению с конкурентами,
сталкивающимися с подобным риском впервые.
Четвертое – ресурсы фирмы. Чем больше
возможностей, тем выше эффективность
действий, при правильном их использовании.
И пятое – операционная, производственная
и финансовая гибкость в принятии ответных
мер.
Для определения рисков в конкретной
ситуации, необходимо в первую очередь
классифицировать риски по их функциональной
направленности.
Рис.1.1.-Классификация
рисков [24]
Риски по своему характеру вытекающих
последствий делятся на чистые и спекулятивные.