- Установление регламента подачи
заявки (кто заказчик, какой груз, куда
транспортировать) Заполнение заявки
упрощенной формы, но с предоставлением
перечня необходимой информации.
- Мониторинг груза. Отслеживание
клиентом (поставщиком) передвижения перевозчика
с грузом (с помощью GPS трекера).
- Значительное снижение телефонных
звонков менеджерам по логистике, но повышение
количества обработанных заявок. Сокращение
времени обработки заявки: связи поставщик
- логист и логист - перевозчики.
- Устранение человеческих факторов,
возникающих при телефонной связи поставщик
- логист и логист – перевозчики.
Предполагаемые, взаимозависимые
результаты по итогу реализации инвестиционного
проекта, следующие:
- Повышение конкурентоспособности.
- Приток новых клиентов (поставщиков).
- Увеличение прибыли компании
с помощью увеличения производственности ООО «ВСК Лоджистик» и вышеперечисленных результатов.
Закладываемы финансовые затраты
на инвестиционный проект по разработке
информационной системы «Логистик» равны
1 000 000руб. (Один миллион рублей).
3.2. Экономическая эффективность
инвестиционного проекта
При анализе инвестиционного
проекта особую важность необходимо проявлять
к анализу экономической эффективности.
Главными критериями при проведении оценки
инвестиционных проектов являются окупаемость,
доходность и рентабельность. В зарубежной
практике, для оценки эффективности инвестиционных
проектов, используются две основные группы
методов:
- Методы, основанные на дисконтировании,
с помощью которого рассчитываются показатели
чистой текущей стоимости (NPV); индекс рентабельности инвестиций (PI); внутренняя норма рентабельности инвестиции (IRR).
- Методы, основанные на учетных
оценках, с помощью которых рассчитываются показатели периода окупаемости
(PB) и коэффициент эффективности инвестиций (ARR).
На современном этапе расчет
показателей экономической эффективности
инвестиционного проекта может проводиться
с помощью программы «Project Expert».
Программа «Project Expert», позволяет
производить разработку бизнес планов
и оценку инвестиционных проектов.
Программный продукт «Project Expert» дает пользователю возможность
выполнить моделирование деятельности
различных отраслей и масштабов, от маленьких
компаний до больших холдинговых структур.
Спектр использования программы в целях
анализа финансового состояния и разработки
бизнес планов очень широкий, от банковского
бизнеса, до нефтедобывающего или энергетического
бизнеса.
Любой инвестор, заинтересованный
в эффективном развитии инвестиционного
проекта должен проводить анализ экономической
эффективности проекта, а также учитывать
возможные риски. В целях повышения конкурентного
преимущества и снижения вероятности
будущего проигрыша.
Программа очень удобна в использовании
и принцип работы достаточно прост. Для
получения необходимых показателей для
анализа эффективности проекта необходимо
ввести в программу все имеющиеся необходимые
данные по проект, и получить автоматически
интегрированные результаты. Такой способ
анализа заметно снижает временные затраты
инвестора. Поскольку все методы распространены
и являются стандартными на протяжении
многих лет, то используем для расчетов
специализированную программу «Project Expert».
Таким образом, из расчетов
экономической эффективности инвестиционного
проекта компании ООО «ВСК Лоджистик»,
получены следующие результаты, изображенные
в таблице 2.
Таблица 4
Результаты анализа
экономической эффективности проекта
«Логистик»
Показатели |
Значение |
1 |
2 |
Ставка
дисконтирования, % |
13,36 |
Чистый
приведенный доход, NPV |
905 085,00 |
1 |
2 |
Период
окупаемости, мес. - PB |
5 |
Дисконтированный
период окупаемости, мес. - DPB |
5 |
Индекс
прибыльности - PI |
1,77 |
Внутренняя
норма рентабельности – IRR |
710,00 |
Средняя
норма рентабельности, ARR, % |
91,64 |
Модифицированная
внутренняя норма рентабельности - MIRR
% |
45,63 |
Для проведения анализа и всех
последующих расчетов, рассчитывается
ставка дисконтирования.
R = Rf + β (Rm – Rf) + g1 + g2 + C = 8,5 + 0,1675(14,81 - 8,5) + 1,4 + 2,4 = 13,36
Где:
Rf – номинальная безрисковая
ставка дохода (годовая),
β – коэффициент "бета" (мера систематического
риска),
Rm – среднерыночная ставка дохода,
(Rm – Rf) – рыночная премия за риск,
g1 – премия для малых предприятий,
g2 – премия за риск, характерный для данной
компании,
C – страновой риск.
В качестве безрисковой ставки дохода в
условиях работы на российском рынке принято
использовать ставку рефинансирования
ЦБ РФ – 8,5%.
Коэффициент β (мера систематического
риска) берем из публикаций консалтинговой
компании "АК&М", равный 0,1675.
Среднерыночную ставку доходности рассчитываем
на основе индекса РТС по формуле:
Где:
Rm- рыночная
доходность
RTSIi – значение
индекса РТС на 19.05.2014 = 1291,47
n – период с начала расчета
Премия для малых предприятий
не учитывается в расчетах, так как компания
финансово устойчивая.
Премия за становой риск оценивается
чисто экспертно и может, согласно имеющейся
мировой статистике, составлять до 200-250%
ставки дисконтирования, рассчитанной
с учетом всех других факторов, помимо
странового, риска. Поэтому значение станового
риска, учитывая инновационность и важность
проекта, берем равное 2,4 [12].
Изменение ставки дисконтирования
может повлечь изменение чистого приведенного
дохода и индекса прибыльности. Результаты
влияния ставки дисконтирования на чистую
прибыль и индекс прибыльности показаны
в таблице 5.
Таблица 5
Анализ чувствительности
проекта к изменению ставки дисконтирования
|
0% |
10% |
20% |
30% |
40% |
NPV |
965 136,42 |
902 127,87 |
846 690,15 |
797 377,22 |
753 105,80 |
PI |
1,83 |
1,78 |
1,73 |
1,69 |
1,65 |
Отсюда следует вывод, что повышение
ставки дисконтирования влечет за собой
сокращение размера чистой прибыли, а
также снижение индекса прибыльности
проекта.
Итак, исходя из полученных
результатов в таблице 4, следует в первую
очередь отметить, что одно из основных
условий эффективности инвестиционного
проекта, чистый приведенный доход, (NPV>0)
соблюден с большим запасом. Относительно
анализируемого проекта данный показатель
свидетельствует о рентабельности проекта,
и целесообразности инвестиционных вложений.
Достаточно высокое значение показателя
может быть объяснимо тем, что проект является
инновационным в своей области, это вызывает
рост конкурентоспособности компании,
увеличение числа клиентов, и роста собственной
производительности ООО «ВСК Лоджистик».
Период окупаемости представляет
собой ожидаемое количество лет или месяцев,
необходимых для покрытия всех затрат
инвестиционного проекта. Обычно рассматривается
два возможных метода расчета периода
окупаемости, это: простой период окупаемости
капитальных вложений; и дисконтированный
период окупаемости инвестиций. Простой
период окупаемости капитальных вложений
(PB) рассчитывается как отношение затраченных
средств к среднегодовой чистой прибыли.
Применительно к нашему проекту период
окупаемости вложенных средств составляет
5 месяцев. Но так как простой период окупаемости
не учитывает фактор временных изменений,
то рассчитывается дисконтированный период
окупаемости инвестиций (DPB). Данный показатель
рассчитывает временной период, за который
инвестору удастся возместить дисконтированную
стоимость капиталовложений за счёт текущей
стоимости будущих поступлений. В случае
анализа исследуемого проекта, дисконтированный
период окупаемости равен простому периоду
окупаемости (PB=DPB). Равенство этих показателей
можно объяснить тем, что их значение довольно
мало, и при стабильном развитии экономики
не должно произойти никаких резких изменений
внешних показателей, кардинально изменяющих
значение.
Индекс прибыльности (PI) показывает
уровень дохода на одну единицу затрат.
Поэтому чем больше данный коэффициент,
тем более рентабелен проект. Но для подтверждения
рентабельности, значение обязательно
должно быть больше единицы. В нашем случае
PI=1,77 следовательно проект является рентабельным.
Показатель внутренне нормы рентабельности,
также позволяет принимать проект, поскольку
по критериям принятия проекта IRR должно
превышать коэффициент дисконтирования
а в нашем случае внутренняя норма рентабельности
IRR=710,00 в то время как коэффициент дисконтирования
0,08%.
Таким образом, по предварительному
анализу эффективности инвестиционного
проекта, основанного на прогнозных значениях
оттока и притока денежных средств, предполагаем,
что реализация инвестиций в создание
информационной системы «Логистик», показывает
положительный эффект. Оценка эффективности
проекта проведена, и по итогу получены
следующие результаты:
- выполнены обязательные условия
эффективности реализации инвестиций: NPV > 0, IRR > r, PI > 1;
- дисконтированный период окупаемости
проекта составляет 5 месяцев (и является
привлекательным для вложения капитала);
В итоге проведенного анализа
экономической эффективности инвестиционного
проекта по разработке и созданию информационной
системы «Логистик» получили, что: проект
привлекателен для инвестирования; является
рентабельным в условиях современной
экономики РФ и эффективным с экономической
точки зрения. Проект следует финансировать.
Описание и поэтапная
реализация проекта:
Первый этап разработки информационной
системы «Логистик» является основополагающим,
заключающийся в выявлении основных составляющих
компонентов и этапов инвестиционного
проекта.
Прежде всего, была разработана структура
хранения информации и соответствующая
структура базы данных системы.
У информационной системы четыре основных
приложения.
- Web cайт информационной системы. Сайт будет использоваться для регистрации новых пользователей, для привлечения новых клиентов, для презентации работы системы, для
обратной связи, а также для работы грузоотправителей,
грузоперевозчиком и менеджеров системы. Web сайт доступен для всех Интернет пользователей. Закрытая часть личных кабинетов клиентов работает по закрытому протоколу и имеет защиту от несанкционированного доступа.
- Административное приложение системы.
Работает через браузер. Основная задача
этого приложения это работа диспетчеров,
администраторов и руководителей системы
для общего администрирования работы
системы.
- Мобильное приложение. Используется
клиентами для решения оперативных задач
работы с системой. Грузоотправитель может
подать заявку на перевозку, получить
информацию по заказу, выполнять мониторинг
доставки, получать отчеты по выполнению
заказов и расчетам с системой. Грузоперевозчик
формирует предложения по заявкам, информирует
систему о своем статусе, получает заказы,
получать отчеты по выполненным заказам
и расчетам с системой. Менеджер системы
оперативно управляет заказами в части
назначения заказа, распределения заявок,
мониторинга исполнения заказов.
- Сервер мониторинга. Решает задачу получения
от подвижных транспортных средств грузоперевозчиков системы текущих координат
и статусов.
По Web сайту системы были решены следующие
задачи:
- Разработан дизайн сайта на основе выбранного
заказчиком шаблона.
- На сайте в открытой части реализована
система информационных страниц: О компании,
Контакты (обратная связь), Как это работает.
Содержание и описание страниц редактируется
через админку.
- Регистрация. Реализован механизм регистрации
пользователей и компаний на сайте системы.
Регистрация позволяет подключать к системе
новых пользователей и компании. В любом
случае администратор системы подтверждает
регистрацию пользователя и компании.
- Авторизация пользователя в системе.
Для доступа к личному кабинету пользователь
должен на сайте пройти процедуру авторизации
по своему id или адресу электронной почты. В случае если пользователь забыл свой пароль он может его восстановить через соответствующую форму путем посылки письма на свой email. Реализовано ведение журнала входа в систему.
- Профиль пользователя. В личном кабинете
пользователя настраиваются основные
параметры: имя, ник, email, телефон доп.телефон, опции уведомлений системы. Email и основной мобильный телефон должны быть подтверждены если они будут использоваться для обратной связи. Для этого в личном кабинете есть необходимые средства.
- Профиль компании Грузоотправителя.
В web приложении пользователь видит реквизиты своей компании, которые внесены администратором при ее регистрации в системе. Реквизиты включают банковские реквизиты компании, а также контактную информацию.
- Профиль компании Грузоперевозчика.
В web приложении пользователь видит реквизиты своей компании, которые внесены администратором при ее регистрации в системе. Реквизиты включают банковские реквизиты компании, а также контактную информацию. Для компании Грузоперевозчика через этот раздел возможно внесение информации о водителях, машинах и прицепах автопарка.
- Форма заявки на грузоперевозку. Форма
доступна грузоотправителям, которые
могут через Web сайт размещать заявки на грузоперевозки. Допускают заявки трех типов: Импорт, Экспорт, Транзит. Заявка включает постоянную часть, связанную с описанием груза и переменную часть, связанную с пунктами движения при доставке груза.
По административному приложению были
решены следующие задачи: