Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:23, дипломная работа
Электронная коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (напомним: по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет). В своей дипломной работе я рассмотрела следующие вопросы:
1. Рассмотрение сущность электронной коммерции.
2. Характеристика новых технологий продвижения товара.
3. Рассмотрение особенностей создания Internet-магазина.
4. Обзор динамики развития электронного бизнеса в России.
Введение 2
1. Понятие и сущность электронной коммерции 4
1.1. Понятие электронной коммерции 4
1.2. Структура рынка электронной коммерции 9
1.3.Факторы снижения издержек в бизнес-моделях электронной коммерции 12
1.4. Обзор рынка интернет торговли России на апрель 2010 года 16
1.5. Факторы развития систем электронной коммерции 20
1.6. Преимущества использования электронной коммерции 24
1.7. Изменения в экономике, вызванные появлением электронной коммерции 30
1.8. Правовое обеспечение электронной коммерции 34
2. Системы электронной коммерции в секторе B2C 40
2.1 Классификация систем сектора B2C 40
2.1.1 Торговые ряды 40
2.1.2. Интернет-витрины (веб-витрины) 42
2.1.3. Интернет-магазины 49
2.2. Услуги в Интернете 79
2.2.1. Туристические компании в Интернете 80
2.2.2. Интернет-страхование 85
2.2.3 Интернет-трейдинг 89
2.3 Телеработа 100
3. Перспективы электронной коммерции 106
3.1. Факторы развития систем электронной коммерции 106
3.2. ГИС-технология, как основа построения электронного общества 109
3.3. Основные направления развития систем электронной коммерции 116
Заключение 122
Список использованной литературы 124
Иллюстрацией влияния изменений, порожденных технологиями электронной коммерции, на основные принципы общественного производства могут служить предложенные Кевином Келли 12 правил новой экономики3:
Некоторые из этих правил носят спорный характер, но в совокупности они отражают те радикальные изменения, которые претерпевают действующие в настоящее время правила и законы общественного производства.
Относительно второго пункта правил новой экономики Кевина Келли можно отметить, что ценность товара в информационной экономике увеличивается экспоненциально с ростом его доли на рынке. Для продуктов, которые помогают создать стандарт в своей области, данный эффект наиболее ярко выражен.
В
сетевой экономике высокие
Развитие Интернета и появление электронной коммерции вызывают разительные перемены в экономике и приводят к изменению традиционных положений экономической теории и практики. Исчезают расстояния между торговыми контрагентами. Иными становятся инструменты ведения коммерческой деятельности (табл. 1.7)
Таблица 1.7
Инструменты и методы ведения традиционной и электронной коммерческой деятельности
Традиционные инструменты коммерческой деятельности | Инструменты электронной коммерческой деятельности |
Бумажный документооборот | Электронный документооборот |
Телефонная связь | Автоматизированная связь с использованием компьютерных сетей |
Традиционная почта | Электронная почта |
Уличная реклама и реклама в СМИ | Традиционная
реклама дополняется |
Использование локальных компьютеров только в сфере учета и документооборота | Вся компьютерная техника, используемая в хозяйственной деятельности, подключена к глобальной Сети через собственные веб- и СУБД-сервера, что устраняет влияние географического фактора при получении информации и управлении финансовыми, материальными и информационными потоками |
«Живая» печать и подпись | Электронная подпись, которая не требует присутствия участников в одном месте при заключении сделки |
Использование наличных денег и традиционных безналичных банковских переводов | Использование систем Клиент-банк, Интернет-банк, электронных денег и пластиковых карт |
Сегментация потребителей, ориентация на массового потребителя | Ориентация на индивидуальные потребности каждого потребителя |
Аналогичные методы отсутствуют | Организация сообществ потребителей |
Объединение работников в рамках локальных офисов | Использование механизмов телеработы, мобильной коммерции и создание виртуальных предприятий |
Опора на полученные знания и навыки | Обучение – непрерывный процесс длиной в жизнь |
Опора на безопасность и стабильность | Мобильность, готовность к риску, склонность к постоянному совершенствованию |
Ориентация на сохранение старых рабочих мест | Ориентация на создание новых рабочих мест |
Реализация всех бизнес-процессов (в том числе и вспомогательных) силами предприятия | Аутсорсинг |
Опора на капитал, основные показатели: капитало-, энерго-, материалоемкость и т.п. | Опора на знания и интеллектуальный капитал, показатель – информационноемкость. Капитал становится в большей степени рабочим инструментом, фактором производства |
Традиционные предприятия, владеющие IT-активами | Виртуальные предприятия, получающие доступ (например, на правах аренды) к IT-активам |
Концепция «выигрыш-проигрыш» (от сделки одна из сторон выигрывает больше другой) и нулевого баланса (обе стороны стремятся свести к нулю свои потери) | Концепция «выигрыш-выигрыш», когда каждая из сторон сделки получает явный выигрыш от сделки |
Использование электронных платежных систем, особенно электронных денег, существенно увеличивает скорость оборота оборотных средств предприятий, как, впрочем, и всей денежной массы, что в масштабах экономики приводит к увеличению совокупного дохода.
Можно отметить следующие особенности сетевой экономики:
Информационная составляющая любого товара или услуги занимает все большую долю в структуре стоимости. Поэтому для производителей становится все проще персонифицировать товар, чтобы он наиболее полно удовлетворял потребностям конкретного клиента.
В
числе других изменений следует
отметить изменение механизмов торговой
операции между покупателем и
продавцом. Характеристики процессов,
связанных со сделками купли-продажи,
которые подверглись явным
Таблица 1.8
Изменение механизмов проведения торговой операции
Процессы и характеристики сделок | Краткое описание изменений |
Личное присутствие | Личное присутствие сторон во время сделки не требуется. Уже с появлением почтовых и телефонных заказов были очевидны качественные изменения в торговле. Электронная коммерция расширяет границы и число торговых сделок, проводимых без присутствия контрагентов |
Аутентификация | Аутентификация (идентификация) дает гарантию того, что стороны впоследствии не смогут отрицать участия в сделке. В естественных условиях люди используют традиционные средства аутентификации, такие, как внешний вид и поведение продавца, месторасположение магазина, «солидность» здания банка и т.п. С переходом на системы электронной коммерции в этом отпадает необходимость, аутентификация может осуществляться автоматически на основе использования механизмов электронных сертификатов |
Платежные системы | В настоящее время традиционные системы денежного обращения и товарообмена трансформируются в направлении использования электронных систем взаиморасчетов |
Объемы торговых сделок | Электронная коммерция обеспечила новые возможности для осуществления мелких торговых сделок, с помощью которых продавцы могут предложить, например, несколько страниц информации за небольшую сумму, которая не покрыла бы трансакционные издержки при традиционных методах ведения коммерции. Одновременно появились новые возможности по охвату покупательской аудитории, позволяющие значительно снизив цену на информационные продукты и услуги, добиваться существенного увеличения товарооборота вследствие роста числа покупателей |
Долгосрочность сотрудничества | Акт покупки может означать возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта новая черта особенно хорошо заметна на рынке программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения и онлайновая поддержка превращают акт покупки в процесс долгосрочного сотрудничества между покупателем и продавцом |
Коэффициент конверсии | Коэффициент конверсии – показатель, отражающий покупательскую активность (конверсию посетителей) и измеряемый как отношение числа покупателей (пользователей услуг) к числу посетителей за определенный период времени. Простота и удобство посещения интернет-магазинов и других электронных торговых площадок влечет за собой более низкое значение покупательской активности. Покупатели, отправившиеся в обычный магазин, тратят на его посещение гораздо больше усилий и времени, чем на посещение электронного, а значит, делают это более осмысленно и имеют более высокую мотивацию к совершению покупок. В результате люди, которые заходят в обычный магазин, покупают чаще, чем посетители магазина виртуального. Статистика подтверждает это: 30 из 100 посетителей московского магазина «ИКЕА» совершают покупки, в интернет-магазине компании коэффициент конверсии не превышает 3%. |
Правовое
обеспечение электронной
Первый подход – это перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по свойствам на «новые» сделки. Примером может служить распространение некоторых норм, регулирующих сделки «MoTo» («Mail order, Telephone order» - сделки, осуществленные посредством почтового или телефонного заказа), на электронную коммерцию.
Второй подход заключается в том, что может быть использовано регулирование сделок с помощью обычаев делового оборота, широко применяемое в подавляющем большинстве развитых стран. Именно таким способом оформлен в настоящее время основной принцип правового регулирования электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена в электронной форме.
Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в как можно более широком применении договоров, т.е. в детальном согласовании сторонами того, что они считают нормой для данной сделки.
Для сделок, заключаемых в пределах юрисдикции одного государства, эти подходы при разумном применении могут представлять удовлетворительный способ решения проблемы их правового обеспечения. Но одно из основных свойств электронной коммерции, вытекающее из факта использования Интернета в качестве среды для заключения сделки, - это глобализация сделок. В этом случае ни один из вышеперечисленных подходов не может быть вполне эффективен, так как нет гарантии единообразного понимания прав, обязанностей и ответственности всеми сторонами сделки, если они находятся под юрисдикцией разных государств, особенно если в этих государствах используются разные правовые системы (например, континентальная и англосаксонская).
Особую проблему представляет то, что в каждой сделке в рамках электронной коммерции участвуют помимо традиционных сторон третьи лица. Их роль – предоставление сторонами той самой среды, в которой и осуществляется сделка. Без этих третьих лиц электронной коммерции не существует, и поэтому регулирование их прав, обязанностей и ответственности необходимо для обеспечения правового регулирования электронной коммерции в целом. Очевидно, что регулировать их действия традиционными способами невозможно (например, по аналогии с регулированием обычных сделок) или крайне затруднительно (если использовать обычаи делового оборота, так как новизна сделок и необычность роли этих третьих лиц не позволяют говорить о наличии устоявшихся обычаев). Не безграничны и возможности регулирования деятельности третьих лиц путем заключения договоров, так как цепочка этих третьих лиц между сторонами сделки может быть довольно длинной, а в ряде случаев ее состав априори непредсказуем, следовательно, невозможно заранее знать, все ли существенные для данной сделки случаи предусмотрены во всех договорах между всеми звеньями этой цепочки.
Прежде чем говорить о заключении договоров в электронной форме, следует определить, что понимается под электронным обменом данными (ЭОД). Согласно п.b ст. 2 типового закона UNCITRAL об электронной торговле ЭОД – электронная передача с одного компьютера на другой информации с использованием согласованного стандарта структуризации информации.
Наиболее подходящий способ заключения договоров в электронной коммерции – способ с размещением публичной оферты4.
Для заключения договора оферент размещает публичную оферту на сервере, подключенном к сети Интернет. Любое лицо, желающее заключить такой договор на предложенных условиях, акцептует оферту путем заполнения формы договора и его подписания. При этом договор существует только в виде электронной записи на компьютере. В данном случае стороны, как правило, пользуются для подписания договора электронной подписью или ее функциональными эквивалентами.
Основными проблемами, возникающими при заключении договоров с использованием Интернета, являются:
- трудность определения места заключения договора, устанавливающего, под действие какой юрисдикции попадает данный договор. Этот вопрос возникает не только, когда контрагенты – резиденты различных государств. Оферент может разместить оферту не только на сервере, который находится на территории государства, резидентом которого он является, но и на сервере, который расположен в любой точке земного шара, подключенной к Интернету. Акцептант может отправить акцепт с портативного компьютера, находясь в пути (с борта самолета, морского судна и т.п.)
- доказуемость факта заключения договора, сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре. Недопустимо, чтобы факт заключения договора отрицался правоприменительными органами лишь на том основании, что он представляет компьютерную запись данных. Главный механизм подтверждения достоверности договора – набор используемых сторонами процедур обеспечения подлинности;
-
конфиденциальность данных, содержащихся
в договоре, обеспечиваемая определенными
стандартами безопасности, реализованными
владельцами информационной
Внешнеторговые договоры, заключаемые в Интернете, можно подразделить на договоры, заключаемые:
-
посредством Интернета как
Информация о работе Организация бизнеса посредством интернет