Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса и организации планирования на предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль планирования на предприятии;
- изучить методы, принципы и виды планирования на предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Конпрок»;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность и организацию планирования на ОАО «Конпрок»;
- определить проблему и разработать основные направления повышения эффективности планово-экономическую деятельность на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание планирования деятельности предприятия 5
2. Границы планирования 10
3. Принципы планирования 13
4. Структура планов предприятия 15
5. Организация внутрипроизводственного планирования 18
6. Общие понятия стратегического планирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 164.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального  функционирования коммерческих организаций  особое место занимает планирование - способ обеспечения единства направления  усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна  во времени и не приспосабливается  к изменениям во внешней среде. Поэтому  никакое управление невозможно без  планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит  эффективное функционирование.

Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта. Планирование на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном  производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической  деятельности, но и главным образом  объект этого планирования. В планировании своей деятельности участвуют все  службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Персонал службы планирования совместно  с высшим руководством принимает  участие в разработке стратегии  предприятия, выборе и обосновании  экономических целей, создании необходимой  нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов  конечной деятельности.

Объектом курсовой является деятельность предприятия ОАО «Конпрок». Предметом курсовой выступают процесс  и организация планирования на предприятии.

Целью курсовой работы является изучение процесса и организации  планирования на предприятии.

Основными задачами курсовой работы являются:

- рассмотреть роль планирования  на предприятии;

- изучить методы, принципы  и виды планирования на предприятия;

- дать организационно-экономическую  характеристику ОАО «Конпрок»;

- проанализировать производственно-хозяйственную  деятельность и организацию планирования  на ОАО «Конпрок»;

- определить проблему  и разработать основные направления  повышения эффективности планово-экономическую  деятельность на предприятии.

Информационной основой  при написании курсовой работы стали: диалектический подход к изучению методов  и способов планирования прибыли  на предприятии, классическая и современная  экономическая теория, работы российских и зарубежных ученых и специалистов в исследуемой области и др.

При написании курсовой работы послужили следующие методы: эмпирические методы (сравнение, измерение); эмпирическо-теоретические методы (системный и структурный анализ); теоретические методы (анализ теоретических  источников).

Курсовая работа состоит  из введения, пяти вопросов, заключения, списка использованных источников и  приложений.

1.  
Роль планирования на предприятии

В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также  контроля за расходованием средств. Вопросы планирования наиболее широкое  отражение нашли в отечественной  и зарубежной литературе, посвященной  планированию экономических систем на макро- и микроуровнях.

Планирование деятельности предприятия  заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

Объектом планирования на предприятии  является его деятельность, под которой  понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают  ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и  сроки использования, режим потребления  и т.д.[21]

Спланировать деятельность предприятия - это значит определить основные направления  и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых  рынков видов, объемов товаров и  сроков их выпуска.

Существуют два подхода к  пониманию сущности планирования: широкий  и узкий.

В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса  решений, относящихся к общим  событиям. Таким решения могут  быть связаны с постановкой целей  и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения  предприятия в предстоящем периоде.

В узком понимании планирование сводится к составлению специальных  документов - планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению  принятых решений.

В настоящее время планирование деятельности является экономической  основой свободных рыночных отношений  всех хозяйственных субъектов и  экономических объектов с различными формами собственности. Посредством  планирования обеспечивается необходимое  равновесие между производством  и потреблением продукции, величиной  рыночного спроса на товары и объемом  их предложения предприятием на макроэкономическом уровне. На уровне предприятия планирование призвано обеспечивать выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах  и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования  ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений[23].

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим  потерям и. в конечном итоге, к  банкротству. Поэтому грамотная  экономическая политика состоит  не в отрицании, а в использовании  принципов планирования.

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих  задач[23]:

- предвидение вероятных рыночных  тенденций и соответствующая  им корректировка производственной  программы предприятия;

- исследование требований потребителей  и формирование программы, ориентированной  на их запросы;

- обеспечение выпуска продукции  более высокого качества;- непрерывное  повышение эффективности производства  на основе дальнейшей специализации  и кооперирования;

- выявление и мобилизация внутренних  ресурсов производства;

- применение наиболее экономических  технологий и оборудования;

- согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия  и направленность этих действий  на достижение взаимовыгодных  результатов.

Условия, от которых зависит эффективность  планирования, вытекают из самих целей  этого процесса и требуемого конечного  результата. В этом смысле выделяют три основные условия планирования[5]:

- Прогнозирование. Финансовые планы  должны быть составлены при  как можно более точном прогнозе  определяющих факторов. При этом  прогнозирование может основываться  на исторической информации, с  использованием аппарата математической  статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов  моделей прогнозирования (статистических  моделей, учитывающих взаимосвязь  факторов друг с другом и  внешними факторами), экспертных  оценок и др.

- Выбор оптимального плана. Очень  важный момент для менеджеров  компании. На сегодняшний день  не существует модели, решающей  за менеджера, какую из возможных  альтернатив следует принять.  Решение принимается после изучения  альтернатив, на основе профессионального  опыта и, возможно даже, интуиции  руководства.

- Контроль над воплощением плана  в жизнь. Достижение долгосрочных  планов невозможно без текущего  планирования, подчиненного этим  долгосрочным планам.

При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение  эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом  или левереджем. Финансовый рычаг - это повышение эффективности  компании за счет привлечения внешних  кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые  условия для улучшения финансового  состояния компании. Оно взаимосвязано  с планированием хозяйственной  деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и  др.). Однако составление финансового  плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели[6].

Разработка финансового плана  связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки  от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах  и источниках ее покрытия, распределении  и использовании прибыли, взаимоотношений  с бюджетом, банками.

Таким образом, планирование - является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб  и работников.

Планы - основа организационной деятельности, без них невозможно обеспечить согласованность  в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать  трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно  представляет собой непрерывный  процесс разработки и использования  новых путей и способов совершенствования  работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и  факторов.

2. Методы, принципы и  виды планирования на предприятии

Планирование деятельности предприятия  должно осуществляться согласно следующим  принципам:

Конкретности и измеримости  планов, маржинальности, временной  ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и  обязательности исполнения.

В зависимости от содержания, целей  и задач можно выделить следующие  формы планирования в зависимости  от длительности планового периода[24]:

- перспективное;

- среднесрочные;

- текущее планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию  предприятия, включая социальное, экономическое, и научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых  предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.

Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное, суточное планирование.

Формы планирования в зависимости  от содержания плановых решений[24]:

- стратегическое;

- тактическое;

- оперативно-календарное.

Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые  необходимо учитывать при его  осуществлении.

Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального  числа сотрудников в работе над  планом уже на самых ранних ее этапах.

Другой принцип планирования - непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный  акт, а как постоянно обновляющийся  процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения  ресурсов, создание проектов перестройки  организации в соответствии с  изменившимися условиями.

В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция - «по вертикали», между  вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность  и единство.

Важный принцип планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты  на составление плана не должны превышать  его.

Планирование должно быть гибким. Гибкость достигается приданием  планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения  до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности. В целом гибкость снижает опасность  потерь, вызываемых непредвиденными  обстоятельствами, но может потребовать  немалых дополнительных затрат, которые  всегда необходимо сопоставлять с риском.

Информация о работе Планирование на предприятии