Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса и организации планирования на предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль планирования на предприятии;
- изучить методы, принципы и виды планирования на предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Конпрок»;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность и организацию планирования на ОАО «Конпрок»;
- определить проблему и разработать основные направления повышения эффективности планово-экономическую деятельность на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание планирования деятельности предприятия 5
2. Границы планирования 10
3. Принципы планирования 13
4. Структура планов предприятия 15
5. Организация внутрипроизводственного планирования 18
6. Общие понятия стратегического планирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2010.- 350с.
6. Горфинкель В.Я. Экономика
8. Кейлер В.А. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2008. - 450с.
9. Организация производства
на предприятии: Учебник/под
10. Организация производства
на предприятии: Учебник/под
11. Основы управления
12. Петрович И.М. Атаманчук
Р.П. Производственная
13. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности
14. Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. - М.: изд.МИСиС 2008.
15. Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 2007.
16. Финансовый менеджмент: теория и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2007.
17. Шевченко Н.С., Черных
А.Ю., Тиньков С.А.. Кузьбожев Э.Н.
Управление затратами.
18. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., исправленное. / Под ред. В.М. Семенова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 312 с.
19. Экономика предприятия: Учебник/под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. -М.: ИНФРА-М, 2008.- 480с.
20. Экономика предприятия: Учебник/ В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416с.
21. Экономика предприятия Под. Ред. О.И. Волкова, - М.,Инфра, 2007.
22. Экономика предприятия. В.П. Грузинов, В. Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2008.
23. Экономика и статистика фирм. Адамов В.Е. Ильенкова С.Д., Сиротина Г.П., Смирнова С.А. - М.: Финансы и статистика, 2008.
24. Экономика предприятия:
Учебник для экономических
7. Зайцев Н.Л. Экономика
Курсовая работа: Планирование на предприятии
Курсовая работа: Планирование на предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание планирования
деятельности предприятия
2. Границы планирования
3. Принципы планирования
4. Структура планов предприятия
5. Организация
6. Общие понятия стратегического
планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой
работы. Переход от командно-административной
системы управления экономикой к
рыночной экономике требует кардинальной
перестройки системы управления
предприятием. Естественно, это требует
перестройки всей системы планирования
на предприятиях, поскольку планирование
- это одна из важнейших основных
функций управления в любой социально-
Объектом исследования в курсовой работе является теоретическое и практическое применение планирования на предприятии.
Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность содержания планирования на предприятии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
· дать понятие содержания планирования на предприятии;
· рассмотреть границы планирования;
· изложить, принципы планирования;
· охарактеризовать структуру планов предприятия;
· раскрыть организацию внутрипроизводственного планирования;
· описать общие понятия стратегического планирования.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с планированием на предприятии внесли выдающиеся экономисты, профессора, доценты, в частности, профессор И.М. Бабук Э.А. Афитов другие.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, шесть вопросов, заключение, список использованной литературы. Курсовая работа выполнена на 25 страницах компьютерного текста.
1. Содержание планирования деятельности предприятия
В широком смысле слова
планирование - это задание целей
любой системе или подсистеме.
Важность планирования деятельности предприятия
выражена в известном афоризме: «Планировать
или быть планируемым», то есть предприятие,
которое не умеет или не считает
нужным планировать свою деятельность,
само становится объектом планирования,
средством достижения чужих целей.
Планирование как экономическую
категорию можно рассматривать
с общеэкономической и
С общеэкономической позиции
планирование есть один из методов
регулирования пропорций
С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Предположим, существует какая-то социально - экономическая система или подсистема. В ней есть субъект (тот, кто воздействует, обозначим его через S) и объект (тот, на кого воздействуют, обозначим его через О). Взаимодействие между субъектом и объектом происходит посредством реализации основных функций управления. Таких функций семь:
· планирование;
· регулирование;
· стимулирование;
· учет;
· анализ;
· контроль;
· организация.
Первые три осуществляются
по линии прямой связи между
субъектом и объектом, а последующие
три - через обратную связь.
В рамках же последней седьмой
функции (организация)
1.1 Схема взаимодействия основных функций управления
Основное управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функцию планирование, поскольку с помощью планирования устанавливаются параметры (величины, характеризующие процесс) функционирования системы (подсистемы).
Не противопоставляя различные взгляды на планирование (с общеэкономической и управленческой позиций), будем рассматривать его с точки зрения управления на предприятии.
При рассмотрении внутрипроизводственного
планирования имеется в виду, что
предприятие - это многоуровневая система,
в которой объект управления вышестоящей
системы превращается в субъект
управления нижестоящей системы. Например,
при цеховой структуре
|
Предприятие
Цех
Участок
|
|||
|
Рабочий
Рис. 1.2. Схема превращения объекта управления в субъект управления прямые и обратные связи, реализуемые в виде рассмотренных выше основных функций управления
В каждой из подсистем независимо
от ее уровня реализуется функция
планирования. И вообще, каждая система
является подсистемой лишь по отношению
к вышестоящей подсистеме. А поскольку
подсистемы управления предприятием -
часть единой системы, то цели их функционирования
должны быть согласованы, а содержание
планирования будет различным исходя
из места и роли подсистемы в общей
системе управления предприятием. Рассмотрим
следующий пример: рабочий н-го цеха
Минского тракторного завода занят
изготовлением, каких - то деталей. И
делает он это потому, что таково
задание мастера. Мастер в свою очередь
получил задание от планово-диспетчерского
бюро (ПДБ) цеха, а цех - от планово - производственного
отдела (ППО) предприятия, программа
же предприятия была сформирована на
основании плана маркетинга. Таким
образом, конкретные работники предприятия
как участники
В условиях рыночной экономики
предприятие работает как «открытая»
система, когда необходимо учитывать,
прежде всего, внешние факторы (действия
конкурентов, потребности потребителей,
спрос и т. д.). Отсюда переход экономики
к рыночным отношениям требует, чтобы
системы функционирования предприятий
обеспечивали конкурентоспособность
продукции, как на внутреннем, так
и на мировом рынке. Предприятия
в своей деятельности должны ориентироваться
на рынок, потребителя и по результатам
взаимодействия с ними обеспечивать
свою финансовую устойчивость. Время
потребовало изменения
Планирование, как уже отмечалось, - это задание целей системе, подсистеме. Это процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. Взаимосвязь плановых решений с последующими заданиями (то есть сам процесс перехода от решения к конкретному заданию) представляет основную трудность процесса планирования. Одно дело поставить цель, например, добиться лидирующего положения на рынке, и другое - спланировать и реализовать конкретные действия так, чтобы этого достигнуть. Как всякий процесс, планирование осуществляется непрерывно, путем итераций (перебора), приближающих плановое решение к реальным возможностям предприятия, то есть процесс планирования предполагает учет реальной ситуации. С точки зрения управления, плановое решение разрабатывается точно так же, как и любое другое, но с учетом специфики объекта.
2. Границы планирования.
Возможности планирования социально-экономических систем ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них:
1) Неопределенность рыночной
среды. Любое предприятие в
своей деятельности
· Первый способ - вертикальная интеграция. Означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, то есть объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия. Вертикальная интеграция имеет свои эффективные границы применения.
· Второй способ контроля над рынком - контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля. Например, через установление монопольного влияния предприятия на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом - проведение эффективной маркетинговой деятельности.