Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса и организации планирования на предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль планирования на предприятии;
- изучить методы, принципы и виды планирования на предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Конпрок»;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность и организацию планирования на ОАО «Конпрок»;
- определить проблему и разработать основные направления повышения эффективности планово-экономическую деятельность на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание планирования деятельности предприятия 5
2. Границы планирования 10
3. Принципы планирования 13
4. Структура планов предприятия 15
5. Организация внутрипроизводственного планирования 18
6. Общие понятия стратегического планирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Дополнительные услуги; оказание полиграфических услуг, услуг ксерокопирования, имеют значение для повышения конкурентно - способности.
Перед магазином предусмотрена
небольшая автомобильная
Существует предприятие
Численность работающих: 6 человек.
1 - Директор.
1 - Бухгалтер.
2 - Продавца - кассира.
1 - Грузчик.
1 - Рабочий.
Поставки производятся из разных городов России. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщиков. Это дает возможность снизить продажную цену, что делает этот магазин более привлекательным.
Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу.
Глава 2.Методы планирования основных показателей деятельности
2.1 Современные методы, их характеристика
Методы планирования - это способы и приемы разработки плановых заданий на предстоящий период. В практической деятельности по составлению плана важной вехой является планирование финансово - экономических показателей. Для этого используются следующие методы:
· расчетно-аналитического;
· нормативного;
· балансового;
· оптимизации плановых решений;
· экономико-математического
· экстраполяции.
Расчетно-аналитический метод
Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно брать в собственном «хозяйстве» из резервов. Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема расширение их потребления или избавление от излишков. Последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства.
Балансовый метод реализуется
через составление системы
Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение.
В таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. Таким образом, баланс представляет собой метод оптимального распределения ресурсов, предназначенных для достижения целей организации.
Широкое применение находят стоимостные,
что объясняется рядом
Во-вторых, некоторые ресурсы, например, финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции могут быть только стоимостными. Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, финансовый план организации и пр.
Весьма разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, ресурсы последнего за период (обычно в нормо-часах), которыми располагает организация, а, с другой стороны -- распределение этого времени по различным видам работ.
Нормативный метод планирования является
самым простым и доступным. Он
состоит в том, что в основу
плановых заданий на определенный период
кладутся нормы затрат различных
ресурсов на единицу продукции (сырья,
материалов, оборудования, рабочего времени,
денежных средств и т.п.). Например,
план по материально техническому снабжению
будет рассчитываться путем перемножения
норм расхода сырья, материалов, энергии
и т.п. на величину производственного
заказа. Нормативный метод планирования
используется как самостоятельно, так
и в качестве вспомогательного по
отношению к балансовому
Метод оптимизации плановых решений
сводится к составлению нескольких
вариантов плановых расчетов, т. е. составляется
несколько бюджетов разной продолжительности
с разной детализацией, параллельно
прорабатывается несколько
Экономико-математический метод в планировании финансовых показателей позволяет найти качественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и определяющими их факторами. Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих этапов.
· Изучение динамики финансового показателя за определённый отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики
· Расчёт модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
· Разработка различных вариантов плана финансового показателя.
· Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей.
· Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта
Экономико-математическое моделирование позволяет определять не средние, а оптимальные величины показателей. Следует иметь в виду, что небольшой период исследования (квартал) не позволяет выявить общие закономерности. При этом не следует планировать на слишком большой период, поскольку любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на основе экономико-математического моделирования показатели вносятся необходимые коррективы
Методы экстраполяции
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
Различают формальную и прогнозную
экстраполяцию. Формальная базируется
на предположении о сохранении в
будущем прошлых и настоящих
тенденций развития объекта прогноза;
при прогнозной фактическое развитие
увязывается с гипотезами о динамике
исследуемого процесса с учетом”
изменений влияния различных
факторов в перспективе. Следует
отметить, что методы экстраполяции
необходимо применять на начальном
этапе прогнозирования для
2.2 Расчеты плановых показателей с использованием современных методов планирования
Используя метод экстраполяции, определим развитие товарооборота по показателям динамики Простейший, применяемый метод экстраполяции, который переносит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.
Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения достаточно длительный -- три - четыре года.
годы |
Товара оборот Тыс.руб |
Обсалютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
содержание 1% прироста |
||||
Ц. С |
Б. С |
Ц.С |
Б. С |
Ц. С |
Б. С |
||||
2005 |
56500 |
___ |
___ |
____ |
____ |
____ |
____ |
||
2006 |
58000 |
1500 |
1500 |
102,7% |
102,7% |
2,7 |
2,7 |
555,5 |
|
2007 |
59250 |
1250 |
2750 |
102,2 % |
104,7 % |
2,2 % |
4,7% |
568,1 |
|
2008 |
61850 |
2600 |
5350 |
104,3 % |
109,5 % |
4,3 % |
9,5% |
604,7 |
|
2009 |
64580 |
2730 |
8080 |
104,4 % |
114,3 % |
4,4 % |
14,3% |
620,5 |
|
2010 |
65500 |
920 |
9000 |
101,4% |
115,9% |
1,4 % |
15,9% |
657,1 |
|
2011 |
прогнозирование |
||||||||
За исследуемый период отмечается увеличение товарооборота, как из года в год так по отношению к 2006.
Не большой прирост наблюдается 2010 на 920 по отношению к 2009 г, при этом темп роста достиг 101,4 % следовательно каждый % содержания прироста составил 657,1 тыс. р. По отношению к 2006 абсолютный прирост достиг 9000 тыс. р, а темп роста 115,9 %.
Основная тенденция
При товарообороте за ряд лет используют среднегодовые темпы его роста и прироста с использованием формул.
Средне геометрической (темп роста)
Т
Где Т - средне годовой темп роста оборота за n лет
Y n - сумма оборотов за отчетный год
Y 1 - сумма оборота за базисный год
n - число лет
Среднегодовой темп роста равен
Т = = 1,030 или 101,03%
В среднем за 6 лет товарооборот увеличился на 1,03%
2011 = 65500 Ч 1,03 = 67465 тыс. руб
Через средний абсолютный прирост.
Y =
Y - Среднегодовой абсолютный
Yn - сумма товарооборота за
Y1 - сумма товарооборота за
n - Число лет.
Y = = = 1800
Среднегодовой прирост составил 1800 тыс. руб
2011 = 65500 + 1800 =67300 тыс. руб
Средне скользящая основывается на сглаживание данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемом году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех ближайших лет.
Показатели выровненного ряда
К1 = (К1+К2+К3): 3
К1 = 2,7 + 2,2 + 4,3 =9,2: 3=3,1%
К2 =(К2 + К3 +К4):3
К2 = 2,2 +4,3 +4,4 = 10,9: 3=3,6%
К3 = (К3 + К4 + К5): 3
К3 = 4,3 +4,4 +1,4 = 10,1:3 = 3,4%
Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота.
= ( Кn - К1): (n - 1)
= (3,4 - 3,1): (3 - 1) = 0,15
Темп прироста товарооборота в планируемом году.
К6 = К4 + 2 = 4,4 + 2 Х 0,15 = 4,7%
Прогнозируемый оббьем товарооборота на 2011.
65500 х 104,7% = 68578 тыс. р
Уравнение тренда используют для прогнозирования на предстоящий период. Такой метод называется экстраполяцией.
= + x t,
где t фактор времени.
годы |
товарооборот |
t |
||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2005 |
56500 |
1 |
1 |
56500 |
56137 |
|
2006 |
58000 |
2 |
4 |
116000 |
58060,66 |
|
2007 |
59250 |
3 |
9 |
117750 |
59984,66 |
|
2008 |
61850 |
4 |
16 |
247400 |
61908,66 |
|
2009 |
64580 |
5 |
25 |
322900 |
63832,66 |
|
2010 |
65500 |
6 |
36 |
393000 |
65756,66 |
|
итог |
365680 |
21 |
91 |
1313550 |
365680 |
|
Чтоб найти параметры и
х 3,5
_
17,5
6 + 1924 х 21 = 365680
6 = 365680 - 40404
= 54212,666 + 1924 x 1 = 56137
= 54212,666 + 1924 x 2 = 58060,66
= 54212,666 + 1924 x 3 = 59984,66
= 54212,666 + 1924 x 4 = 61908,66
= 54212,666 + 1924 x 5 = 63832,66
= 54212,666 + 1924 x 6 = 65756,66
Прогноз на 2011 год = 54212,666 + 1924 x 7 = 67680 тыс. руб
Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине.
Тпл = ( 67465+67300+68578+67680):4=
То есть = объему товарооборота, рассчитанному через средний абсолютный прирост, который в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических.
Глава 3. Основные направления совершенствования планирования в современных условиях
В рыночных условиях государство не
отвечает за выпуск продукции предприятия,
его объемы, ассортимент и качество.
Эти функции берет на себя производитель.
Ответственность за результаты производства
несет само предприятие Руководство
фирмы, исходя из складывающей на данный
момент рыночной ситуации, устанавливает
цену на продукцию, варьируют ассортимент
выпускаемой продукции. Влияние
на результаты и затраты предприятия
множества различных