Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса и организации планирования на предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль планирования на предприятии;
- изучить методы, принципы и виды планирования на предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Конпрок»;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность и организацию планирования на ОАО «Конпрок»;
- определить проблему и разработать основные направления повышения эффективности планово-экономическую деятельность на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание планирования деятельности предприятия 5
2. Границы планирования 10
3. Принципы планирования 13
4. Структура планов предприятия 15
5. Организация внутрипроизводственного планирования 18
6. Общие понятия стратегического планирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 164.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение

Общество всегда ставит перед собой  задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют  организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать  влияние на характер производственных отношений. Сложившаяся на предприятиях методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы  планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказываются от перспективного планирования, мотивируя  это неопределенностью условий  хозяйствования и динамизмом внешней  среды, хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют  более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В  организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли  к объему реализации, расширение сферы  деятельности, повышение степени  удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшнее время  в действующих организациях принимаемые  плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы  разрабатываются на квартал с  разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и  показателей, что не способствует целостности  и комплексности планирования и  снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной  деятельности. Различные разделы  текущих планов разрабатываются  на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме  директивными, не содержат механизма  корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных  подразделений предприятия и  подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов  планирования, снижает исполнительскую  и финансовую дисциплину и ответственность  за конечные результаты деятельности предприятия.

Создать организационный и экономический  механизм управления предприятием в  условиях рыночной экономики без  разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные  недостатки, нельзя. Однако построение такой системы - достаточно сложный  процесс, требующий ресурсов, соответствующих  навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым  приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Можно привести основной аргумент в  пользу планирования: оно заставляет собственника сначала думать, а потом  действовать. В любой организации, крупной или мелкой, отдельные  решения принимаются с налета. Если у организации нет четких, понятных, изложенных в письменном виде целей, то эта организация будет  в лучшем случае бесцельно плыть  по течению.

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий  в России и необходимостью осуществления  не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес - процессов с учетом реальных экономических условий, проблем  и возможностей предприятий.

 

Глава 1. Организация плановой работы на предприятиях

1.1 Сущность, назначение и цели  планирования

Планирование - особая форма деятельности направленная на разработку и обоснование  программ экономического развития предприятия  в соответствии с целями и задачами его функционирования.

Основное назначение планирования максимально учесть все внутренние и внешние факторы, не использованные резервы и получить максимальную прибыль. Планирование служит для подготовки решений, и всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе. Для  планирования важным элементом является достоверность необходимая для  планирования данных.

В условиях жесткой конкуренции  планирование производственно - хозяйственной  и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания  экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности  по выпуску продукции со сложившимся  на рынке спросом и предложением.

Сущность планирования проявляется  в том, что:

1. Имеет дело с выбором из  множества возможностей альтернативы  развития предприятия в будущем.

2. Реализация выбранной альтернативы  осуществляется на основе решения,  принимаемых сегодня, поэтому  всегда существует вероятность  ошибки.

3. Планирование есть непрерывный  процесс принятия решения в  ходе которого устанавливаются  и постоянно уточняются по  времени цели и задачи развития  предприятия, определяются стратегии  и политика по их достижению; разрабатываются долгосрочные планы,  в которых скоординировано выполнение  показателей, отражающих различные  стороны ведения экономики предприятия

4. Исходной посылкой планирования  должен стать принцип, согласно  которому функционирование предприятия  должно быть рентабельно и  обеспечивать денежные поступления  и прибыль в объеме, удовлетворяющем  заинтересованные в результатах  работы предприятия, группы лиц  (собственников, учредителей, коллективов  акционеров, государства и т.д.)

5. В самой сущности и характере  проявления факторов производства  и задач, вытекающих из отдельных  направлений деятельности предприятия,  планировании подразделяется на  долгосрочные и краткосрочные.  В системе долгосрочного планирования  используется метод экстраполяции,  т.е. применение результатов прошлого  периода и на основе постановки  оптимистических целей распространение  несколько завышенных показателей  на будущий период Текущее  обеспечение предприятия сырьем  и материалами, плата за энергию,  воду нуждается в анализе в  краткосрочного периода.

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в принципах планирования, которые в совокупности отражают содержание планирования.

В качестве эффективности планирования выступают несколько принципов;

· Научность планирования;

· Полнота и точность планирования;

· Непрерывность и гибкость планирования;

· Экономичность планирования;

· Возможность контроля планов;

· Возможность оперативной корректировки  планов.

В процессе планирования преследуется основные типы целей, задачи, к которым  предполагается приблизиться в рамках планируемого периода, которые могут  быть достигнуты позднее, которые не считаются достижимыми, но к которым  предусматривается приближение  в планируемом периоде или  за его пределами.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения  задач, которые поставлены, даны или  установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными  для предприятия, например распределение  выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим  руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его  задача состоит в выборе необходимых  средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих  оперативных задач.

Тактическое планирование заключается  в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее  установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать  лидерство на рынке в ближайшие  пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между  предприятием и существующим лидером  на рынке. Далее выбираются необходимые  средства достижения поставленных целей  в будущем.

Стратегическое планирование призвано определять цели предприятия и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). Поэтому стратегическое планирование часто определяют как процесс  моделирования и изучение будущего. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития предприятия на установленный период времени; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определение  хозяйственных задач и средств  их достижения, необходимых для решения  поставленных задач. Стратегическое планирование представляет собой долгосрочный прогноз. В процессе стратегического планирования определяются цели, долгосрочные и  краткосрочные стратегические ориентиры  вырабатывается стратегия поведения  на рынке и стратегический план.

Нормативное планирование требует  открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В  таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое  распространение, как на отечественных  предприятиях, так и на зарубежных фирмах.Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.

Конечно, иногда факторы, оказывающие  влияние на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики  деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного  руководства все недостатки могут  быть ликвидированы в короткие сроки.

1.2 Виды планов, их характеристика

Планом называется официальный  документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и  его отдельными подразделениями; механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов. План тесно  связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами. В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Стратегический план, в котором  формулируются задачи, цели и общая  стратегия их достижения. Стратегические планы должны быть разработаны так, что бы не только оставаться целостными в течение длительных периодов (пяти лет и более), но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно  было осуществить их модификацию  и переориентацию.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для  обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них  формируются основные задачи на установленный  период, например, производственная стратегия  организации, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные  планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается  в производственных отделениях. Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд  особенностей.

Текущий план, охватывает годовой, и  внутригодовые периоды представляет собой совокупность планов по видам  деятельности и по структурным подразделениям. Годовые планы текущей деятельности предприятия, включают основные разделы:

· План товарооборота (розничного или  оптового);

· План по выпуску и реализации;

· План доходов от видов деятельности;

· План издержек обращения, включая  показатели по заработной плате;

· План прибыли;

· План социального развития предприятия.

Оперативный план, предназначается  для решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном  периоде (месяц, декада, неделя), имеет  узкую направленность, высокую степень  детализации и характеризуется  большим разнообразием используемых приемов и методов.

· Изучение динамики ежедневной реализации товара.

· Сравнительный анализ произведенных  затрат рассчитанными по предприятию.

· Контроль над движением товарных запасов.

· Постоянная работа с поставщиками с целью повышения эффективности  товародвижения и товароснабжения.

· Оценка спроса потребителей.

· Анализ динамики цен, как по предприятию, так и у конкурентов.

Классификация планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный  в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в  сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Одно и то же изделие  по элементам может включаться во все виды планов. Например, подготовка производства и продажи нового изделия  включается в долгосрочный план; проектирование изделия, закупка оборудования и  материалов для его производства - в текущие планы; распределение  персонала по объектам, связанным  с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

планирование торговый товарооборот

 

1.3 Краткая характеристика финансово  - хозяйственной деятельности предприятия

Объектом данного анализа является торговое предприятие Организационно-правовая форма магазина - индивидуальное предприятие. Торговое предприятие начало свою деятельность декабре 1999 года. Основной вид деятельности - розничная торговля непродовольственными товарами. Основной целью предприятия  является получение прибыли, а также  удовлетворение запросов потребителей, ориентируясь на покупательский спрос.

Деятельность предприятия:

- Коммерческое посредничество, организациям  оптовой и розничной торговли.

- Снабженческая сбытовая деятельность.

Форма обслуживания включает, открытая выкладка товаров и продажа по образцам. Ассортимент включает в  себя; книги, учебники и разную канцелярию.

Информация о работе Планирование на предприятии