Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса и организации планирования на предприятии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль планирования на предприятии;
- изучить методы, принципы и виды планирования на предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Конпрок»;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность и организацию планирования на ОАО «Конпрок»;
- определить проблему и разработать основные направления повышения эффективности планово-экономическую деятельность на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание планирования деятельности предприятия 5
2. Границы планирования 10
3. Принципы планирования 13
4. Структура планов предприятия 15
5. Организация внутрипроизводственного планирования 18
6. Общие понятия стратегического планирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 164.09 Кб (Скачать файл)

Кроме перечисленных выше принципов  планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.

В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и  возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяется на:

- долгосрочные, рассчитанное на  срок от 5 до 15 лет и предусматривающее  формирование перспективных целей  предприятия. Направленных на  наилучшее использование его  ресурсов, на основе долгосрочных  прогнозов;

- среднесрочное, сроком от одного  года до пяти лет (данные  планы по сравнению с долгосрочными  более подробны, содержат большое  число количественных показателей,  в них делается упор на распределение  ресурсов);

- краткосрочное - рассчитано на  срок до одного года.

В последнее время особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия  в долгосрочной перспективе и  достижение конкурентных преимуществ  с учетом возможных изменений  во внешней среде.

Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой  точностью оценить свои потенциальные  возможности, разработать соответствующие  производственные программы, скоординировать  усилия всех служб, установить каждому  подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально  отличается от других видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа  и принятие управленческих решений  «из будущего в настоящее». Это  и вызывает основные трудности: как  планировать «от базы», знают  все, а вот как выстраивать  план своих текущих действий, основываясь  на предоставленных о будущем  бизнеса, знают немногие.

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному и заняло лидирующее место в планирующей  деятельности фирмы.

Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с  помощью которого решается какая-либо проблема планирования.

В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов: экспертный метод, метод социально-экономического анализа, метод прямых инженерно-экономических  расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, метод системного анализа и синтеза.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом  системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят: принцип единства централизма и самостоятельности; принцип единства и комплексности  прогнозов, программ и планов; принцип  проверки выполнения программ и планов.

В условиях рыночных отношений планирование остается одним из важнейших факторов организации эффективной работы предприятия. Оно охватывает все  основные сферы производственно-хозяйственной  деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные  разработки, которые тесно взаимосвязаны  между собой. Эта деятельность опирается  на выявление и прогнозирование  спроса, анализ и оценку имеющихся  ресурсов и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры.

Плановая система предприятия  состоит из отдельных планов по четко  ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки  работы подразделений, с тем чтобы  ориентировать их на выполнение поставленных задач и четко согласовать  работу всего персонала организации. Таким образом, для сотрудников предприятия план является своеобразным руководством к действию.

В настоящее время большинство  предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых  и конкретных результатов, поэтому  главную роль здесь играет текущее  планирование, целью которого является обеспечение бесперебойной и  сбалансированной работы предприятия.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки планов для предприятия целом и его  отдельных подразделений. Главная  задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и  на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализация прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового  плана, планов по сырью и труду.

При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые  характеризуются следующими признаками:

- влияния на величину активов  и показатели успеха предприятия;

- требуют особой ответственности  от подразделений или отделов;

- могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления;

- действуют в краткосрочной  перспективе и принимаются относительно  часто.

Основными звеньями текущего плана  производства являются календарные  планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную  конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных  планах.

Оперативное планирование является завершающим  этапом планирования на предприятии. Оно  конкретизирует и детализирует производственную программу в течение декады, недели, суток и смены, обеспечивает своевременное  доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную  работу всех подразделений предприятия.

Главной целью оперативного планирования является обеспечение равномерного, бесперебойного производства продукции  в задаваемых количествах и в  установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном  использовании производственных мощностей.

В качестве основных функций оперативно-производственного  планирования можно выделить следующие: разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного  цикла, величина запасов, размер партий и т.п.); объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; составление  оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов; оперативный  управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ; оперативное  регулирование хода производства, своевременное  выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.

В зависимости от содержания и сроков действия оперативное планирование подразделяется на два вида: календарное  и текущее. Эти два вида оперативного планирования производятся экономистами-менеджерами  и специалистами плановых и производственных отделов и цехов предприятия.

Таким образом, классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: по длительности планового периода; по уровням организационного планирования, учитывающим структуру  организации. В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы: стратегические, подчиненные  разработке курса развития организации  на длительный период времени; тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации  на среднесрочный период времени; оперативные, связанные с повседневным выполнением  задач и оптимизацией использования  привлекаемых организацией ресурсов. По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.

3. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Конпрок»

ОАО «Конпрок» было признано лучшим предприятием плодоовощной перерабатывающей промышленности Российской Федерации 1996-2000 годов. Компания считается одной  из крупнейших в своем сегменте рынка.

В ассортименте ОАО «Конпрок» - свыше 150 наименований продукции. Для ее производства каждый год предприятие осуществляет переработку 40 тыс. тонн фруктов и  овощей и порядка 10 тыс. тонн мяса.

Значительную долю в структуре  сырья предприятия занимают кабачки: ежегодно их перерабатывается в количестве около 20 тыс. тонн. Другими важными  видами сырья являются томаты, огурцы, баклажаны, лук, сладкий перец. Все  это привозится на наш комбинат преимущественно  с южных регионов России.

ОАО «Конпрок» располагает собственно автобазой, что позволяет бесперебойно обеспечивать производство необходимым  сырьем и своевременно доставлять продукцию  в торговые объекты. Кроме того, готовая  продукция может осуществляться железнодорожным транспортом.

Юридический адрес: 308023 г. Белгород, ул. Садовая 35а, оф. 10.

Общество осуществляет следующие  виды деятельности (прил.1):

? производство мясных консервов,  колбасной и иной продукции;

? переработка плодовых и овощных  культур и выработка на их  основе консервной продукции;

? организация закупки у населения,  фермеров, сельскохозяйственных производителей  и организаций мяса, сырья, продукции  овощных и плодово-ягодных культур  для переработки;

? переработка поступающего сырья  в соответствии с технологическими  требованиями и др.

Организационная структура и функции  управления представлены в приложении 2. Тип данной организационной структуры  является линейно - функциональным, при  котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции  управления.

В данном типе организационной структуры  все полномочия - прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшему звену.

В таблице 1 приведены основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Конпрок» за 2007-2009 гг. (прил.3-17)

 

Таблица 1 Динамика основных экономических  показателей деятельности ОАО «Конпрок» 2007-2009гг.

 

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Динамика, %

Отклонения (+,-)

 
       

2008г-2007г.

2009г.-2008г.

2008г-2007г.

2009г.-2008г.

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в действующих  ценах, тыс. руб.

124704

113001

81774

90,6

72,3

-11703

-31227

 

Выручка в сопоставимых ценах, тыс. руб.

124704

99736

75159

79,9

75,4

-24968

-24577

 

Себестоимость всего, тыс. руб.

106390

99662

69343

93,7

69,6

-6728

-30319

 

Прибыль валовая, тыс. руб.

18314

13339

12431

72,8

93,2

-4975

-908

 

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

10748

6304

1928

58,6

30,6

-4444

-4376

 

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

2695

987

1033

26,7

104,6

-1708

46

 

Среднесписочная численность  работников, чел.

1490

1490

2010

100

134,9

0

520

 

Производительность труда, тыс. руб.

83,7

75,8

40,7

90,6

53,7

-7,9

-35,1

 

Уровень себестоимости, %

85,3

88,2

84,8

103,4

96,2

2,9

-3,4

 

Индекс цен

-

1,133

1,088

-

-

-

-

 
                 

В таблице 1 приведены обобщающие экономические  показатели деятельности предприятия. Выручка показывает полную сумму  денежных поступлений от продукции, услуг ОАО «Конпрок». Так же из таблицы видно, что выручка предприятия  уменьшилась в абсолютных величинах  с 124709 тыс. руб. в 2007г. до 81774 тыс. руб. в 2009 г. Снижение выручки повлекло за собой  снижение прибыли, что может свидетельствовать  об уменьшении объемов продукции  предоставляемой ОАО «Конпрок». Валовая прибыль предприятия  за исследуемый период также с  каждым годом уменьшалась в 2008г. на 41,4%. по сравнению с 2007г., а в 2009г. по сравнению с 2008 г. на 69,4%. Снижение размера прибыли, свидетельствует  о не эффективной финансовой политике предприятия.

Себестоимость проданных товаров, продукции в абсолютных величинах  уменьшалась с каждым годом в 2009 г. на 6,3%, а в 2008 г. ? на 30,4%. Себестоимость  проданных товаров, продукции, услуг  снижалась пропорционально уменьшению выручки, для более эффективной  деятельности предприятия необходимо, чтобы выручка увеличивалась, а  себестоимость снижалась, поэтому  основной задачей для руководства  является поиск путей снижения себестоимости  продукции. Уровень себестоимости  в 2007г. составил 85,3%, в 2008г. - 88,21% и в 2009г. - 84,8%.

Для осуществления производственной деятельности ОАО «Конпрок» располагает  всеми необходимыми трудовыми ресурсами, что следует из таблицы 2.

Таблица 2 Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность  их использования за 2007-2009гг

 

Показатели

Годы

Отклонение 2009 г. от 2007 (+,-)

 
 

2007

2008

2009

   

Среднегодовая численность  работников, чел., по плану

1490

1490

2010

520

 

Отработано работниками, всего - тыс. чел.-часов

498

522

477

-21

 

- тыс. чел.-дней

59

63

57

-2

 

Обеспеченность трудовыми  ресурсами, %

93,17

87,95

100

64,58

 

Производительность труда, тыс. руб.

83,7

75,8

40,7

-43,0

 
           

Из данных, приведенных в таблице 2 видно, что среднегодовая численность  работников предприятия составила 2010 человек в 2009 году, что на 520 человека увеличилась по сравнению с 2007 годом  это говорит о том, что на предприятии  за последний год увеличилась  текучесть кадров.

Далее рассмотрим подробнее отдел  планирования и экономического анализа  на предприятии. Структура отдела планирования и экономического анализа представлена на рисунке 1.

Информация о работе Планирование на предприятии