Анализ фонда заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов анализа фонда оплаты труда, разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности оплаты труда. Из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи: - рассмотреть экономическую сущность фонда заработной платы; - определить методические основы планирования фонда заработной платы; - провести анализ форм и методов планирования фонда заработной платы: - проанализировать уровень, структуру и динамику средней заработной платы; - предложить пути совершенствования планирования фонда заработной платы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа фонда заработной платы………………………………………………………...5
1.1 Сущность оплаты труда, формы и системы оплаты труда……………….5
1.2 Система основных показателей формирования и использования фонда заработной платы, методика проведения их факторного анализа и информационное обеспечение………………………………………………….14
1.3 Основные направления поиска резервов повышения эффективности использования средств на оплату труда………………………………………..20
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая фонд заработной платы на предприятии……………………………………………………………………...21
Глава 2 Анализ фонда заработной платы на примере ОАО «БелГрандБизнес»………………………………………………………….24
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия……………………………………………………………………...24
2.2 Анализ фонда заработной платы ООО «БелГрандБизнес»……………….30
2.3 Анализ эффективности использования фонда заработной платы ОАО «БелГрандБизнес»……………………………………………………………….37
Глава 3 Основные направления совершенствования организации оплаты труда на предприятии………………….42
3.1 Повышение эффективности организации оплаты труда на предприятии за счет системы стимулирования продаж………………………………………..42
3.2 Повышение эффективности системы оплаты труда за счет внедрения элементов бестарифной системы……………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………50

Файлы: 1 файл

Analiz_fonda_zarabotnoy_platy_v_OOO_BelGrandBiz.docx

— 185.31 Кб (Скачать файл)

Стабильность или снижение этого показателя указывает на необходимость  минимизировать выплаты из прибыли, направляемые на увеличение заработной платы, и повысить долю прибыли, направляемой на воспроизводство основных фондов. При этом анализируются коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость организации, и соответственно, ее перспективную  платежеспособность, в частности  коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и коэффициент  обеспеченности просроченных обязательств активами. По результатам анализа  этих финансовых коэффициентов уточняется возможность обновления основных фондов, и необходимость пополнения оборотных  средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, выбирается соответствующий вариант политики оплаты труда (предусматривающий выплаты  из прибыли на увеличение уровня заработной платы в определенном объеме либо не предусматривающий их).

 

 

1.3 Основные направления  поиска резервов повышения эффективности использования средств на оплату труда

 

 

Под резервами использования  фонда заработной платы понимаются имеющиеся в хозяйстве возможности  экономии средств на оплату труда  за счет наилучшего использования всех факторов роста заработной платы. Резервы  могут быть явные, скрытые, неиспользованные, текущие, внешние и внутренние. Так  как показатели оплаты труда тесно связаны с показателями трудовых ресурсов, то важное значение в использовании фонда заработной платы имеют показатели использования рабочего времени и производительности труда. Экономия средств по оплате труда достигается, прежде всего, в результате снижения трудоемкости производства продукции, пересмотру норм выработки, ликвидации необоснованных потерь рабочего времени, а также вследствие устранения непроизводительных выплат и ликвидации неоправданного увеличения заработной платы.

Основным источником увеличения производительности труда является использование возможностей увеличения объёма производства продукции, сокращение затрат труда на производство продукции за счет механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращение потерь рабочего времени за счет улучшения организации труда, материально-технического снабжения.

Снижение трудоемкости важный фактор повышения производительности труда. Трудоемкость продукции и  уровень оплаты труда зависят  от внедрения новой, прогрессивной  техники и технологии, механизации  и автоматизации производства.

При подсчете резервов сокращения трудоемкости продукции Р↓ТЕ используется следующая формула:

Нумерация формул в пределах главы должна быть сквозная

 

      Р↓ТЕ = ТЕ ф – ТЕ в = ЗТф/ВПф – (ЗТф +ЗТд - Р↓ЗТ/ВПф + Р↓ВП)     (1.15)

 

Для подсчета внутрихозяйственных  резервов роста производительности труда Р↓ЧВ применяется следующая формула:

 

     Р↓ЧВ = ЧВв – ЧВф = ((ВПф - Р↑ВП)/(ЗТф + ЗТд - Р↓ЗТ)) – ВПф/ЗТф (1.16)

 

Немаловажное значение для  хозяйства играет достаточная обеспеченность предприятия работниками, обладающими  необходимыми знаниями и навыками. Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения обьема производства продукции и повышения эффективности труда.

 

 

1.4 Нормативная  правовая база, регулирующая фонд  заработной платы на предприятии

 

 

В Республике Беларусь установлена  система государственных гарантий в области оплаты труда, которая  включает в себя:

1) величину минимальной  заработной платы в Республике  Беларусь;

2) величину размера тарифной  ставки первого разряда Единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь для работников бюджетной  сферы;

3) республиканские тарифы  оплаты труда - часовые и (или)  месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда  для конкретных профессионально-квалификационных  групп работников организаций,  финансируемых из бюджета и  пользующихся государственными  дотациями;

4) размеры увеличения  оплаты труда за работу в  условиях, отличающихся от нормативных;

5) меры по поддержанию  уровня реального содержания  заработной платы, индексации  заработной платы;

6) ограничения размеров  удержаний из заработной платы,  в том числе размеров налогообложения  доходов;

7) государственный контроль  и надзор за своевременностью  выплат заработной платы и  реализацию государственных гарантий  в части ее размеров;

8) ответственность нанимателей  за нарушение условий коллективного  договора, соглашения по оплате  труда.

Для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, содержания, характера, условий труда  и других факторов наниматели обязаны  использовать республиканские тарифы оплаты труда работников как минимальные  гарантии размеров оплаты труда.

Минимальная заработная плата - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда  за работу в нормативных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. С 1 января 2013 года минимальная заработная плата в Республике Беларусь составляет 1 млн. 395 тыс. рублей; часовая МЗП – 8 тыс. 340 рублей. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 года № 1144 «Об установлении размера минимальной заработной платы».

Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими  для работника и для нанимателя. Основу всех этих взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы в соответствии с потребительским минимальным бюджетом; размер тарифной ставки первого разряда; правила индексации заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушения трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.

Важными документами, регулирующими  трудовые отношения, являются коллективный договор и трудовой договор, которые  заключаются только в письменной форме в двух экземплярах (нанимателю и работникам).

Классификация выполняемых  работ, должностей, тарифных ставок отражены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Единой тарифной сетке. Единой тарифной сеткой установлены минимальные размеры заработной платы.

Нормативная правовая база по заработной плате в Республике Беларусь включает нормативные правовые акты, характеризующие гарантии, меры стимулирования оплаты труда, включение  в затраты различных выплат:

1.Закон Республики Беларусь  от 26 декабря 2007 г. №302-З «О бухгалтерском  учете и отчетности»;

2.Минимальная заработная плата (месячная и часовая) устанавливается в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. №113-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».

Так, Законом определено, что размеры минимальной заработной платы устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета  Республики Беларусь, утверждённого  на очередной бюджетный (финансовый) год, и соотношения между размером минимальной заработной платы и  социальными нормативами – бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским  бюджетом, обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров.

3.Декрет Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2012 г. №1 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

4.Декрет Президента Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. №956 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда коммерческих организаций»;

5.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. №956 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности»;

6.Указ Президента Республики Беларусь от 31 марта 2010 г. «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 29»;

7.Указ Президента Республики  Беларусь от 23 декабря 2003 г. №567 «Об обеспечении своевременной  выплаты заработной платы», пунктом 1 устанавливает, что с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Таким образом, можно отметить, что учет расчетов с персоналом регулируется различными нормативно-правовыми актами. Существует множество других документов осуществляющих регулирование данного  вопроса. В некоторые из нормативно-правовых актов вносятся изменениям и дополнения, поэтому следует следить за новыми публикациями нормативных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Анализ  фонда заработной платы на примере  ООО «БелГрандБизнес»

 

 

2.1 Краткая технико-экономическая  характеристика рассматриваемого  предприятия

 

 

Компания ООО «БелГрандБизнес» является поставщиком оборудования для оснащения МТФ, телятников, родильных отделений, свинокомплексов.

С 2007 года ООО «БелГрандБизнес» успешно реализует на белорусском и российском рынке продукцию ведущих мировых производителей (Франции, Германии, Польши, Нидерландов, Австрии, Ирландии, Латвии, Дании и др.).

Общество с ограниченной ответственностью «БелГрандБизнес» зарегистрировано решением Витебского областного исполнительного комитета 08.11.2006, в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 390418893.

Имущество Предприятия находится  в частной собственности.

ООО «БелГрандБизнес» в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и уставом. Предприятие действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Предприятие является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим  наименованием, штампы.

ООО «БелГрандБизнес»  как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров  со всеми видами организаций, предприятий  и учреждений.

Предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Предприятие имеет  право создавать структурные  подразделения, действующие на основании  положений, утвержденных Предприятием.

ООО «БелГрандБизнес» в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.

Для достижения указанной  цели общество осуществляет как не лицензируемые виды деятельности в  соответствии с Общегосударственным  классификатором видов экономической  деятельности (ОКРБ 005-2001), утвержденным постановление Государственного стандарта Республики Беларусь от 28.12.2001 № 52, так и лицензируемые виды деятельности, осуществляемые в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности":

Прочие отделочные работы (45450);

Аренда строительного  оборудования (45500);

Деятельность агентов  по торговле древесиной и строительными  материалами (51130);

Оптовая торговля прочими  промежуточными продуктами (51560);

Транспортно-экспедиционная деятельность;

и другие виды деятельности.

Внешнеэкономическую деятельность Предприятие вправе осуществлять в  порядке, установленном действующим  законодательством.

Уставный фонд ООО «БелГрандБизнес» сформирован в размере 11033100 (Одиннадцать миллионов тридцать три тысячи сто) белорусских рублей  за счет не денежного вклада, а именно станок СР 8-1 «Красный металлист» Россия №3030, на момент его государственной регистрации сформирован полностью.

Источниками формирования имущества  Предприятия являются:

- прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг и другой хозяйственной деятельности;

- амортизационные отчисления;

- кредиты банков и других кредиторов;

Информация о работе Анализ фонда заработной платы