Бухгалтерская и налоговая отчетность в учетной системе организации на примере страховой организации ГСК «Югория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка правильности составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности в организации, их анализ с целью выявления внутренних резервов организации и оптимизации налоговых платежей.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
– характеристика учетной системы организации, определение в ней роли бухгалтерской и налоговой отчетности;
– проработка теоретических вопросов в области порядка составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности на основании изучения специальной литературы и нормативных документов;
– описание порядка составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности в организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
8
1.1. Характеристика учетной системы организации
8
1.2. Бухгалтерская отчетность: ее роль в учетной системе организации, основные требования, предъявляемые к ее составлению и представлению
14
1.3. Налоговая отчетность: ее роль в учетной системе организации, основные требования, предъявляемые к ее составлению и представлению
21
2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ ГСК «ЮГОРИЯ»
30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГСК «Югория»
30
2.2. Учетная политика по бухгалтерскому учету ГСК «Югория» и ее соответствие требованиям нормативных документов
36
2.3. Порядок составления, представления и формирования показателей бухгалтерской отчетности в ГСК «Югория»
42
2.4. Анализ бухгалтерской отчетности исследуемой организации
56
3. НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ ГСК «ЮГОРИЯ»
64
3.1. Учетная политика по налоговому учету ГСК «Югория» и ее соответствие требованиям нормативных документов
64
3.2. Порядок составления и представления налоговой отчетности в ГСК «Югория»
69
3.3. Оптимизация налоговых платежей в ГСК «Югория»
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
84
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерский баланс ГСК «Югория» на 31.12.2011 года
87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Отчет о прибылях и убытках ГСК «Югория» за январь-декабрь 2011 года
91
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Использование форм отчетности в работе финансовых менеджеров ГСК «Югория»
94
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Аналитический баланс ГСК «Югория» на 31.12.2011 года

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская и налоговая отчетность Югория.docx

— 400.19 Кб (Скачать файл)

Годовая бухгалтерская отчетность составляется за календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно). Вновь созданные организации составляют годовую бухгалтерскую отчетность за период, который начинается датой государственной регистрации организации и заканчивается 31 декабря текущего года. Если организация зарегистрирована после 1 октября, годовая отчетность составляется с даты регистрации по 31 декабря следующего года.

В разд. III ПБУ 4/99 содержатся следующие требования к качеству бухгалтерской отчетности [15]:

– достоверность: бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Бухгалтерская отчетность считается достоверной, если сформирована по правилам, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету;

– нейтральность: в отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;

– консолидация: отчетность должна включать показатели деятельности всех представительств, филиалов, обособленных подразделений;

– последовательность: принятые формы отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому;

– сопоставимость: по каждому виду показателей в бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года (отчетный и предшествующий отчетному). Если показатели за предшествующий период несопоставимы с отчетными, их следует скорректировать исходя из требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. По каждому скорректированному показателю предшествующего периода в пояснительной записке необходимо указать причину такой корректировки.

Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. организации составляют бухгалтерскую  отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [11].

Приказом Минфина Минфина России от 11.05.2010 № 41н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» утверждены формы, состав годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности страховых организаций, а также порядок ее составления и представления. Положения действующего Приказа воспроизводят правила составления и представления отчетности [20, с.72].

Приказ является обязательным для страховых организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ и получивших лицензию на осуществление страховой деятельности.

Страховые организации представляют в федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность по утвержденным формам.

В состав бухгалтерской отчетности страховых организаций входит Бухгалтерский  баланс страховой организации - форма № 1-страховщик, Отчет о прибылях и убытках страховой организации - форма № 2-страховщик. В состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности страховых организаций входит Отчет об изменениях капитала страховой организации - форма № 3-страховщик, Отчет о движении денежных средств страховой организации - форма № 4-страховщик, Приложение к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках страховой организации - форма № 5-страховщик.

Данным Приказом утверждены и Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности страховых организаций, Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций, установлены Формы отчетности для представления страховыми организациями в порядке надзора в ФССН и ее территориальные органы, а также утверждена Инструкция об объеме форм отчетности, представляемой в порядке надзора, порядке ее составления и представления.

В соответствии со ст. 23 НК налогоплательщики  обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

Годовая бухгалтерская отчетность представляется не только в налоговые органы и  страховой надзор, но и в Росстат, а также организаторам торговли на рынке ценных бумаг и т.д. Согласно ст. 15 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. На основании решения общего собрания акционеров (участников) в заголовочной части бухгалтерского баланса делается отметка о дате утверждения отчетности [27, с.37].

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности относится к компетенции общего собрания акционеров (участников) в  соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Утверждению собранием подлежат отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним (формы № 3-страховщик, № 4-страховщик, № 5-страховщик), аудиторское заключение, а также пояснительная записка (п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).

Для представления страховыми организациями  в порядке надзора в Федеральную  службу по финансовым рынкам и ее территориальные  органы формы отчетности утверждены также следующие формы (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.02.2012 №22н):

Отчет о платежеспособности - форма №6-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов - форма №7-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию - форма №7а-страховщик;

Отчет о страховых  резервах - форма №8-страховщик;

Отчет об использовании  средств фонда (резерва) предупредительных  мероприятий – форма №9-страховщик;

Отчет об операциях  перестрахования - форма №10-страховщик;

Информация  по операционному сегменту - форма №11-страховщик;

Информация  о дочерних и зависимых обществах - форма №12-страховщик;

Информация  о филиалах и представительствах - форма №13-страховщик;

Отчет о составе  активов, принимаемых для покрытия собственных средств - форма №14-страховщик.

Для того чтобы учесть влияние специфики  страхования на формирование отчетной финансовой информации, определены особенности, связанные с ролью и местом страховых организаций в экономике; степенью законодательного регулирования, содержанием и характером страховой  деятельности; организационной структурой страховой организации и др.

Зависимость отчетной финансовой информации от особенностей страховой деятельности проявляется  в следующих направлениях [3, с.125]:

– повышается степень важности качества отчетной финансовой информации для анализа и оценки деятельности страховой организации как социально значимого и стратегического сектора экономики;

– увеличивается количество пользователей и расширяются их требования к отчетной финансовой информации;

– наличие особых объектов учета и управления (страховые премии, страховые выплаты, страховые резервы, расчеты со страхователями, страховщиками, состраховщиками, расчеты по депо премий, доля перестраховщиков в резервах, активы, принимаемые в покрытие собственных средств и страховых резервов, и др.) требует формирования финансовой информации об этих объектах;

– формы итогового обобщения финансовой информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности отличаются от общепринятых. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств страховой организации имеют специфическую структуру и состав показателей [11];

– становится обязательной аналитическая перегруппировка информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, с целью использования традиционных методик финансового анализа деятельности страховой организации.

1.3. Налоговая отчетность: ее роль в учетной системе организации, основные требования, предъявляемые к ее составлению и представлению

 

Требование о представлении  отчетности в налоговую инспекцию  закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем сказано, что налогоплательщики-организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность, составленную согласно требованиям, установленным Федеральным Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в налоговый орган по месту своего нахождения и представлять в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Глава 25 НК РФ обязывает налогоплательщиков исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 313 НК РФ).

Под налоговым учетом понимается система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с предусмотренным НК РФ порядком.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Формы аналитических регистров  плательщик может разработать самостоятельно. Главное, чтобы имеющаяся в документах (реквизитах) аналитического учета  информация содержала все необходимые  сведения для исчисления налоговой  базы и составления налоговой  отчетности.

Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для финансовых целей и составляется в форме деклараций по видам платежей. Налоговая отчетность содержит сведения, необходимые для исчисления налогов, и данные об уплаченных налогах [22, с.34].

Налоговая отчетность представляет собой  развернутый расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период либо на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые  платежи организаций и данных налогового учета.

Правила ее составления и представления  определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Показатели налоговой отчетности выражаются только стоимостными измерителями. Налоговая отчетность может быть составлена на основе данных бухгалтерского учета, приведенных в соответствие с налоговым законодательством, или на основе отдельно организованного налогового учета.

Налоговая отчетность представляется налоговой инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам по месту регистрации  организации.

При этом часть отчетных форм составляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые  отчетные формы составляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно с бухгалтерским  учетом. Параллельное ведение налогового учета ведет к увеличению затрат на составление налоговой отчетности. Снижение затрат на составление налоговой  отчетности может быть достигнуто путем  формирования ее показателей на основе информации, содержащейся в бухгалтерском  учете, скорректированной по правилам налогового законодательства.

Источниками формирования показателей  налоговой отчетности является данные налогового и бухгалтерского учета.

При составлении налоговой отчетности необходимо обеспечить ее объективность, достоверность, актуальность, целостность, проверяемость и другие характеристики [26, с.19].

Если юридическое лицо имеет  разветвленную структуру, дочерние или региональные отделения, филиалы, то при составлении его отчетности необходимо представлять сведения о  работе компании в целом, со всеми  отделениями и филиалами. 

Страховые организации облагаются налогами в  соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом.

Перечень  налогов, уплачиваемых страховой организацией, представлен в таблице 1.4 (используются следующие сокращения: ФБ - федеральный бюджет, БСФ - бюджет субъекта Федерации, МБ - местный бюджет).

Налог на прибыль - это самый специфический  для страховщиков налог. Механизм налогообложения  прибыли, установленный гл. 25 НК РФ.

Он определяет страховую деятельность, выраженную в особом составе доходов и  расходов, что нашло отражение  в двух специальных нормах - ст. 293 «Особенности определения доходов страховых организаций» и ст. 294 «Особенности определения расходов страховых организаций» НК РФ.

Информация о работе Бухгалтерская и налоговая отчетность в учетной системе организации на примере страховой организации ГСК «Югория»