Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом состоянии предприятия для всех видов пользователей, кроме того, он также является основным источником для анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение бухгалтерского баланса, как основной формы отчетности предприятия, а также рассмотрение методики формирования бухгалтерского баланса.

Файлы: 1 файл

Диплом_бухбаланс.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 9 показывают, что произошло общее увеличение источников на 4871тыс. руб. Это увеличение получено главным образом за счет роста краткосрочных обязательств на 4379 тыс. руб. или на 57% Кредиторская задолженность в составе краткосрочных обязательств увеличилась 5849 тыс. руб. или на 42%.

Если сопоставить активы и пассивы ООО «Регата», то можно сделать вывод, что имущество предприятия финансируется за счет:

  • постоянные (внеоборотные) активы – за счет собственного капитала, а в его составе – за счет добавочного капитала;
  • оборотные активы – за счет краткосрочный и долгосрочных обязательств и части собственного капитала, что является негативным фактом, так как нарушается принцип финансирования оборотных активов за счет краткосрочных пассивов.

Однозначно дать ответ о том, рациональна ли структура имущества ООО «Регата» только на основании анализа динамики и структуры его составляющих дать нельзя. Проведенный анализ является предварительным, нацеленным на выявление необычных отклонений в составе имущества, которых на предприятии не выявлено.

Таким образом, общими признаками «хорошего» баланса являются:

  • валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода, при этом темпы прироста оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
  • собственный капитал организации должен превышать заемный и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала;
  • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковые;
  • доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;
  • в балансе должны отсутствовать статьи «Непокрытый убыток».

Таким образом, при анализе баланса очень важно обращать внимание на то, чего у предприятия больше – активов или долгов («кредиторки»). Если предприятие работало неэффективно и, беря деньги в долг в любой форме (в форме задолженности перед бюджетом по налогам, задолженности перед поставщиками за полученные и неоплаченные ещё ценности и т. п.) “проедало” их, не создавая реальных активов (например, произвело бракованную продукцию или отдало товар в долг недобросовестному клиенту), то у такого предприятия долгов могло накопиться больше чем активов. В этом случае реальный баланс покажет вместо прибыли в пассиве убыток в активе, или “дыру”, которая реально возникнет, если все кредиторы предприятия одновременно захотят получить с него по счёту, а активов для погашения долгов не хватит.

На основе баланса  рассчитывается масса показателей, характеризующих финансовое состояние  предприятия. В мировой практике используется принцип убывания ликвидности, который требует, чтобы наиболее ликвидные активы и наиболее срочные обязательства в пассиве ставились на верхние места. В соответствии с этим принципом, на первом месте в управленческом балансе должны быть деньги (касса, расчётные, специальные счета), на втором – финансовые вложения и выданные займы, на третьем – дебиторская задолженность, на четвёртом – готовая продукция, материалы и запасы, на пятом – необоротные активы (долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения, основные средства), на шестом – убытки, если таковые имеются. В пассиве на первое место ставятся полученные краткосрочные займы, далее – краткосрочная кредиторская задолженность, далее – задолженность по налогом перед бюджетом, далее – долгосрочные обязательства, и в конце – собственный капитал, включающий в себя уставный капитал и чистую прибыль, распределённую или не распределённую по фондам и резервам.

Группировка активов  и пассивов по счетам должна быть достаточно детальной, чтобы не смешивать разные по экономической сущности и типам контрагентов отношения. При этом идеальная система управленческого учёта даёт возможность видеть состояние дел и по каждому отдельно взятому контрагенту. Технически это делается возможным благодаря ведению аналитики, которой снабжается каждая заносимая в базу данных операция.

 

 

 

2.4. Аудит бухгалтерского баланса на примере ООО «Регата»

 

Для проведения аудита финансовой отчетности и выражения профессионального  мнения о степени ее достоверности  необходимо оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной отчетности.

В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутренний контроль, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Цель системы бухгалтерского учета и внутренний контроль финансовой (бухгалтерской) отчетности – предупреждение возникновения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

При знакомстве с данной системой аудитор, прежде всего, изучает  учетную политику организации, дает оценку ее сложности и делает выводы о ее соответствии нормативным требованиям и специфическим характеристикам аудируемого объекта.

Аудитор также анализирует  структуру бухгалтерско-финансовой службы, знакомится с первичными документами, планом счетов, регистрами бухгалтерского учета методами контроля, которые используются в организации.

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля определяет степень доверия аудитора к отчетности и влияет на его разумную уверенность при подготовке аудиторского заключения. Поэтому при оценке эффективности и надежности СВК и СБУ в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация использует не менее трех градаций: высокая, средняя, низкая. Оценить СБУ и СВК составление отчетности помогают тесты проверки (приложение 12).

Из данных тестирования видно, что из 15 вопросов первого  раздела вопросника получено 9 положительных  ответов, из 15 вопросов второго раздела  – 8 положительных ответа. Следовательно, из 30 вопросов, характеризующих СВК и СБУ, получено 13 отрицательных ответов.

Если количество заданных вопросов принято за 100%, то 17 положительных  ответов из них составит 57 % (17/30*100=57 %).

Зная количество ответов, характеризующих уровень организации  контроля в процентах, с помощью  таблице 10 можно дать оценку состояния внутреннего контроля в ООО "Регата".

 

Таблица 10 - Рабочий документ: Оценка состояния внутреннего контроля в ООО "Регата"

Количество ответов, характеризующих  уровень организационного контроля, %

Оценка состояния внутреннего

контроля

Менее 70

Низкий контроль

От 70 до 90

Средний уровень

Выше 90

Высокий уровень


 

Как видно из таблицы 10 - 57 % относится к низкому уровню состояния внутреннего контроля.

Из данных тестирования видно, что внутренний контроль составления  отчетности в ООО "Регата" находится на низком уровне, СБУ не отвечает требованиям сопоставимости, достоверности, оперативности и полноты.

Следующим этапом планирования аудита является определение уровня существенности по структуре баланса  и аудиторского риска.

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение относительно того, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Существенность (применительно к установлению достоверной бухгалтерской отчетности) – это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.п., процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.

Под уровнем существенности понимается максимально допустимый размер ошибки в отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.

 При установлении  уровня существенности аудитор  исходит из основных показателей  его деятельности: балансовая прибыль,  валовой объем реализации без  НДС, валюта баланса, общие затраты организации, собственный капитал. При этом аудитор устанавливает следующие границы уровня существенности: 5 % от балансовой прибыли; 2 % валюты баланса; 10 % собственного капитала; 2 % от валового объема реализации; 2 % от общих затрат предприятия.

Система базовых показателей  и порядок нахождения уровня существенности для ООО "Регата" за 9 месяцев 2012 года показаны в таблице 11.

 

Таблица 11 -  Рабочий  документ: "Расчет уровня существенности по ООО "Регата"

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человека часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

ООО "Регата"

с 01.01.2012 – 30.09.2012 г.

90

Воробьева И.Н.

Романов М.Б. Борисова Н.А.


 

 

п/п

Наименование

базового

показателя

Значение базового показателя бухгалтерской  отчетности проверенного экономического субъекта

Доля, %

Значения, применяемые для нахождения уровня существенности

1

Балансовая прибыль предприятия 

- 6585

5

- 329

2

Валовой объем реализации без НДС

15910

2

318

3

Валюта баланса

2110

2

42

4

Собственный капитал (итого р.3 баланса)

- 11917

10

- 1192

5

Общие затраты

предприятия

18406

2

368


 

Общий уровень существенности: (318+42+368)/3=243 тыс. руб.

Можно отбросить значения сильно отличающиеся в большую или  меньшую строну от среднего значения (42 и 368).

Наименьшее значение отличается от среднего на: ((243- 42)/ 243) х 100% = 83 %. Наибольшее значение отличается от среднего на: ((368-243) /243) х 100% = 51 %. Так как 42 тыс. руб. отлично от среднего значения, а значение 243 тыс. руб. и не так сильно и, кроме того, второе по величине значение 368 тыс. руб. очень близко по величине к 243 тыс. руб. Принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее, а наибольшее значение оставить.

Новая средняя арифметическая составляет:

(318+368)/2=343 тыс. руб. 

Общий уровень существенности составляет 343 тыс. руб. Для дальнейшей работы это значение округляется не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения.

 По ООО "Регата" уровень существенности составил 350 тыс. руб.

Проверим уровень различия между значениями до, и после округления:

((350 - 343) / 343)*100 % = 2 %.

Находится в пределах уровня существенности до 2 %.

Рассчитанный показатель существенности применяется на уровне всей финансовой отчетности.

На этапе планирования аудитор должен оценить аудиторский  риск. При проверке он получает дополнительную информацию об аудируемом лице и может изменить оценку уровня аудиторского риска, полученную во время планировании аудита.

Аудиторский риск - это  вероятность того, что бухгалтерская  отчетность может содержать не выявленные существенные ошибки после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется  обратная зависимость:

  1. чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск;
  2. чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

Аудиторский риск состоит  из трех компонентов:

1. Неотъемлемый риск (НР);

2. Риск средств контроля (РК);

3. Риск необнаружения  (РН).

Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

  1. Оценочный (интуитивный);
  2. Количественный метод предполагает количественный расчет малочисленных моделей аудиторского риска.

Сущность одной из модели заключается в том, что  величина аудиторского риска (в процентах) определяется как произведение отдельных ее составляющих также в процентах установленных аудитором на стадии планирования (1).

Информация о работе Бухгалтерский баланс