Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.doc

— 750.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Тема:      Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере  Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Ульяновской области)

 

 

 

Студент           Сульёзнова Лариса Владимировна_______   _________________

                                                                                 (Ф.И.О.)                                                                 (подпись)

 

Руководитель  Иванова Людмила Ивановна____________   _________________

                                                                                 (Ф.И.О.)                                                                  (подпись)

 

Рецензент        Борисова Татьяна Джоновна_____________   _________________ 

                                                                                 (Ф.И.О.)                                                                  (подпись)

 

     

 

 

                                                                                 Допускается к защите ГАК

                                                                                  Зав. кафедрой

 

                                                                                   ______________________

                                                                                                                             (Ф.И.О.)

 

                                                                                    «___» ______________ 200   г.

 

 

Ульяновск 2006

 

 

 

 

 

       Содержание

 

Введение

3

Глава 1

Основы организации бюджетного учёта

 

1.1

Правовое регулирование бюджетного учёта

6

1.2

Субъекты и объекты бюджетного учёта

9

1.3

Методы бюджетного учёта

22

Глава 2

Учёт,  отчётность  и контроль операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета в отделении Базарносызганского района Управления Федерального казначейства Ульяновской области

 

2.1

Учёт операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета

 

28

2.2

Формирование отчётности по операциям кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета

 

52

2.3

Организация и осуществление бюджетного контроля

62

Глава 3

Основные направления совершенствования бюджетного учёта

 

3.1

Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения

 

70

3.2

Реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах

 

74

Заключение

80

Список использованных источников

83

Приложения

87



 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой — государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.

В начале 90-ых годов XX века на территории Российской Федерации стали создавать казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Данная  система была практически сформирована к концу 90-ых годов XX века, а в настоящее время осуществляется ее совершенствование. При этом в самом механизме казначейского кассового обслуживания  исполнения  бюджета осталось и появилось немало проблем.

 В научной литературе, которая  непосредственно посвящена казначейской системе кассового обслуживания  исполнения  бюджета, освещается в основном история становления и опыт работы Федерального казначейства. Круг же проблем, от решения которых непосредственно зависит развитие и совершенствование механизма учёта и контроля кассового обслуживания  исполнения  бюджета, остается в научной литературе малоизученным. Поэтому изучение именно процесса кассового обслуживания  исполнения  бюджета, его учёт и контроль имеет особую актуальность в настоящее время.

Бухгалтерский учет кассового обслуживания  исполнения  бюджета имеет свои специфические особенности, обусловленные реформированием всего бюджетного процесса, изменениями в нормативных документах по его учету и отчетности в бюджетной сфере.

К этим особенностям нужно отнести:

  • организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
  • контроль исполнения сметы расходов;
  • выделение в учете кассовых и фактических расходов;
  • отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Общетеоретические и методологические вопросы по проблемам бюджетной системы, бюджетного процесса, казначейского исполнения бюджетов исследуются в трудах отечественных и рубежных авторов.

Однако специальных научных разработок, посвященных исследованию учету  и отчётности операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета казначейской системы исполнения бюджета в условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации крайне недостаточно для обоснования направлений ее совершенствования.

Цель данной работы заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета казначейской системы исполнения бюджета Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:

  • отразить основы организации бюджетного учёта и основные нормативно правовые акты определяющие регулирование бюджетного учёта операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета;
  • охарактеризовать субъекты и объекты бюджетного учёта и их полномочия;
  • исследовать основные методы и модели бюджетного учета и их отличия;
  • раскрыть особенности учета операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета на примере отделения Базарносызганского района Управления Федерального казначейства Ульяновской области;
  • раскрыть особенности формирования отчётности по операциям кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета;
  • рассмотреть виды бюджетного контроля операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета;
  • определить основные проблемные вопросы связанные с реформированием бюджетного учета операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета;
  • сформулировать основные направления совершенствования бюджетного учёта кассового исполнения бюджета.

Методологической теоретической основой написания дипломной работы послужили федеральные законы, постановления Правительства по теме исследования, учебники и учебные пособия, материалы периодической печати.

 

 

 

Глава 1   Основы организации бюджетного учёта

1.1 Правовое регулирование  бюджетного учёта

 

В настоящее время правовое регулирование в сфере бюджетного учёта и отчётности  осуществляется в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:

    • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ с изменениями и дополнениями [2];
    • Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 28 декабря 2004г. № 182-ФЗ [3];
    • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ с изменениями и дополнениями [4];
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006г. № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» [6];
    • Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004г. № 70н [17].

При рассмотрении вопросов правового регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить, что вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации [1, ст.71].

На современном этапе развития бюджетного учета можно говорить о пяти уровнях правового регулирования бухгалтерского учета.

На первом уровне регулирование осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон «О бухгалтерском учете»), федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации [2; 3; 4; 5; 6].

С 1 января 2000г. правовое регулирование бюджетного учета осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором определено, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов [2, с.240].

Второй уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты Министерства Финансов Российской Федерации, которые формируют государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета.

Документами второго уровня правового регулирования бюджетного учета выступают Инструкции по бюджетному учету и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденные приказами Минфина России [16; 17; 18; 19; 20; 21].

Третий уровень формируют правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (например, нормативные правовые акты по вопросам составления бухгалтерской отчетности), а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета [28; 29; 30; 31].

Четвертый уровень правового регулирования составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета [9; 23].

К пятому уровню относятся рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету.

Такими документами являются:

  • приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота;
  • приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации;
  • документы, устанавливающие конкретные условия отнесения расходов к распределению к отдельным видам по видам деятельности;
  • порядок распределения накладныx расходов по отдельным видам продукции.

Необходимо отметить, что сложившаяся в настоящее время система правового регулирования бюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы.

Существовавшая до 2005г. система правового регулирования не подразумевала развитой системы правотворчества в сфере бюджетного учета на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также незначительное число актов по вопросам отраслевого бюджетного учета было принято главными распорядителями средств федерального бюджета (например, Минобороны России, МПР России, Росрезервом, Росдорагентством).

Инструкция по бюджетному учету предполагает дальнейшее развитие ее положений через создание систем управленческого учета и отчетности, отражающих степень эффективности выполнения ведомственных бюджетных программ.

При этом видоизменяется и функция Минфина России как федерального органа, осуществляющего правовое регулирование бюджетного учета. От детальной регламентации всех сторон бюджетного учета Министерство Финансов России все более движется в сторону гармонизации правил бюджетного учета с коммерческим учетом, что предполагает выдвижение на первый план не инструкции по бюджетному учету, а стандартов бюджетного учета в том понимании, в котором они существуют в коммерческом учете.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль