Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Ульяновской области)
Студент Сульёзнова Лариса Владимировна_______ _________________
Руководитель Иванова Людмила Ивановна____________ _________________
Рецензент Борисова Татьяна Джоновна_____________ _________________
Ульяновск 2006
Содержание |
||
Введение |
3 | |
Глава 1 |
Основы организации бюджетного учёта |
|
1.1 |
Правовое регулирование бюджетного учёта |
6 |
1.2 |
Субъекты и объекты бюджетного учёта |
9 |
1.3 |
Методы бюджетного учёта |
22 |
Глава 2 |
Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслуживания исполнения бюджета в отделении Базарносызганского района Управления Федерального казначейства Ульяновской области |
|
2.1 |
Учёт операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета |
28 |
2.2 |
Формирование отчётности по операциям кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета |
52 |
2.3 |
Организация и осуществление бюджетного контроля |
62 |
Глава 3 |
Основные направления совершенствования бюджетного учёта |
|
3.1 |
Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения |
70 |
3.2 |
Реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах |
74 |
Заключение |
80 | |
Список использованных источников |
83 | |
Приложения |
87 |
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой — государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
В начале 90-ых годов XX века на территории Российской Федерации стали создавать казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Данная система была практически сформирована к концу 90-ых годов XX века, а в настоящее время осуществляется ее совершенствование. При этом в самом механизме казначейского кассового обслуживания исполнения бюджета осталось и появилось немало проблем.
В научной литературе, которая
непосредственно посвящена казн
Бухгалтерский учет кассового обслуживания исполнения бюджета имеет свои специфические особенности, обусловленные реформированием всего бюджетного процесса, изменениями в нормативных документах по его учету и отчетности в бюджетной сфере.
К этим особенностям нужно отнести:
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Общетеоретические и методологические вопросы по проблемам бюджетной системы, бюджетного процесса, казначейского исполнения бюджетов исследуются в трудах отечественных и рубежных авторов.
Однако специальных научных разработок, посвященных исследованию учету и отчётности операций кассового обслуживания исполнения бюджета казначейской системы исполнения бюджета в условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации крайне недостаточно для обоснования направлений ее совершенствования.
Цель данной работы заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета операций кассового обслуживания исполнения бюджета казначейской системы исполнения бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:
Методологической теоретической основой написания дипломной работы послужили федеральные законы, постановления Правительства по теме исследования, учебники и учебные пособия, материалы периодической печати.
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта
В настоящее время правовое регулирование в сфере бюджетного учёта и отчётности осуществляется в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:
При рассмотрении вопросов правового регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить, что вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации [1, ст.71].
На современном этапе развития бюджетного учета можно говорить о пяти уровнях правового регулирования бухгалтерского учета.
На первом уровне регулирование осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон «О бухгалтерском учете»), федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации [2; 3; 4; 5; 6].
С 1 января 2000г. правовое регулирование бюджетного учета осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором определено, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов [2, с.240].
Второй уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты Министерства Финансов Российской Федерации, которые формируют государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета.
Документами второго уровня правового регулирования бюджетного учета выступают Инструкции по бюджетному учету и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденные приказами Минфина России [16; 17; 18; 19; 20; 21].
Третий уровень формируют правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (например, нормативные правовые акты по вопросам составления бухгалтерской отчетности), а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета [28; 29; 30; 31].
Четвертый уровень правового регулирования составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета [9; 23].
К пятому уровню относятся рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету.
Такими документами являются:
Необходимо отметить, что сложившаяся в настоящее время система правового регулирования бюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы.
Существовавшая до 2005г. система правового регулирования не подразумевала развитой системы правотворчества в сфере бюджетного учета на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также незначительное число актов по вопросам отраслевого бюджетного учета было принято главными распорядителями средств федерального бюджета (например, Минобороны России, МПР России, Росрезервом, Росдорагентством).
Инструкция по бюджетному учету предполагает дальнейшее развитие ее положений через создание систем управленческого учета и отчетности, отражающих степень эффективности выполнения ведомственных бюджетных программ.
При этом видоизменяется и функция Минфина России как федерального органа, осуществляющего правовое регулирование бюджетного учета. От детальной регламентации всех сторон бюджетного учета Министерство Финансов России все более движется в сторону гармонизации правил бюджетного учета с коммерческим учетом, что предполагает выдвижение на первый план не инструкции по бюджетному учету, а стандартов бюджетного учета в том понимании, в котором они существуют в коммерческом учете.