Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83
Таким образом, инструкция впоследствии будет являться инструментом реализации стандартов бюджетного учета и отчетности.
Начало функционирования новой модели бюджетного учета наполнит содержанием третий и четвертый уровни правого регулирования. Для этого Министерство Финансов России проводится работа с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с главными распорядителями средств федерального бюджета по созданию при них методологических советов по бюджетному учету, которые призваны обобщать опыт применения нормативных правовых актов по бюджетному учету, конкретизировать собственные технологии бюджетного учета и отчетности в управленческих целях.
Следует заметить, что ведущую роль в обновлении нормативной базы по мнению А. Бакаева играют:
Из названных задач в большой степени выполняются первые две и последняя. Что касается профессиональных рекомендаций, то приходится констатировать недостаточную активность профессиональных организаций и аудиторских фирм в деле их подготовки, особенно в отраслевом разрезе.
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта
Субъекты бюджетного учета подразделяются Инструкцией по бюджетному учету на три группы:
1) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;
2) органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы);
3) органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов
(органы Федерального казначейства) [40, с.17].
Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между участниками бюджетного процесса.
Полномочия указанных участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации [2, с.215].
Так, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств федерального бюджета - это орган государственной власти Российской Федерации, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Аналогичное определение дано и в отношении главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета [2, с.158].
Бюджетным кодексом также установлено, что именно главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Таким образом, главного распорядителя средств федерального бюджета можно назвать тем участником бюджетного процесса, который исполняет бюджет в части, предусмотренной его ведомственной структурой.
Указанное заключение подтверждается также тем, что, например, на федеральном уровне в функции главного распорядителя средств федерального бюджета входит представление в Федеральное казначейство отчетности об исполнении федерального бюджета и материалов, необходимых для составления отчета об исполнении федерального бюджета.
Распорядитель бюджетных средств, в свою очередь, является органом государственной власти или органом местного самоуправления, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. При этом распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет.
Получателем бюджетных средств выступает бюджетное учреждение или, как сказано в Бюджетном кодексе Российской Федерации, иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Таковыми иными организациями выступают, например, организации Российской академии наук, являющейся самоуправляемой организацией с государственным статусом [2, с.162].
Такой участник бюджетного процесса, как получатель бюджетных средств, является тем первичным кирпичиком всей бюджетной инфраструктуры, который принимает на себя гражданско-правовые обязательства через заключение договоров и осуществляет расходование средств соответствующего бюджета. При этом получатель средств бюджета может выступать участником как гражданско-правовых и иных частно-правовых отношений, так и публично-правовых отношений, порожденных нормами пенсионного права, права социального обеспечения или административного права. Фактически именно получатель бюджетных средств, получая в виде лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования необходимый объем финансовых ресурсов, осуществляет расходование (использование) средств бюджета. Такое расходование средств бюджета на федеральном уровне осуществляется исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством [2 (ст.251)].
Ключевой для понимания функций, выполняемых органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, является статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, а кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с 1 января 2006г. осуществляется Федеральным казначейством. При этом для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам [2 (ст.251)].
Положения указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации конкретизированы в Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденном приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005г. № 1н. Этот Порядок «регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления и учета территориальными органами Федерального казначейства операций в валюте Российской Федерации по зачислению средств на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и по списанию средств с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)» [9].
Таким образом, кассовое обслуживание исполнения бюджетов заключается в осуществлении и учете операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам по единому счету бюджета.
При этом указанным Порядком определено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в части проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется по следующим вариантам:
а) с открытием и ведением лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета;
б) с открытием главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по расходам бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета [9] п.1.3.
Такое соглашение заключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) и органом Федерального казначейства в случае передачи органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) [9].
Таким образом, указанный Порядок функцию ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета относит к функциям исполнения бюджета. Следовательно, функция открытия лицевых счетов является свойственной в первую очередь органам, организующим исполнение бюджета, нежели органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов, которые могут выполнять ее на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований факультативно в случае заключения соответствующего соглашения.
Интересно отметить, что на федеральном уровне (в соответствии с проведенной административной реформой по разграничению правоустанавливающих и правоприменительных полномочий) часть функций органа, организующего исполнение федерального бюджета, - Министерства Финансов Российской Федерации закреплена за Федеральным казначейством.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от Министерства Финансов Российской Федерации Федеральному казначейству (как самостоятельному федерального органу исполнительной власти) с 1 января 2005г. переданы правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета [5] ст.2.
Вследствие этого Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. № 703, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены такие функции, свойственные органу, организующему исполнение бюджета, как:
В схеме 1 отражены обязанности и полномочия субъектов бюджетного учёта при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов и учете операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам по единому счету бюджета при использовании на основе метода начислений.
Полномочия субъектов бюджетного учёта с 2005г. на основе метода начисления |
|||||||||||||||||
Казначейство России (кассовый орган) |
Финансовые органы |
Бюджетные учреждения |
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
Отчёт о потоках денежных средств |
Отчёт об исполнении бюджета |
Финансовая отчётность |
|||||||||||||||
Схема 1 – Полномочия субъектов бюджетного учёта
субъектов бюджетного учёта
Приведенная характеристика участников бюджетного процесса, являющихся в том числе и субъектами бюджетного учета, позволяет выделить следующие группы финансовых отношений:
По своей сути указанные взаимоотношения обусловлены теми принципами построения и исполнения бюджета, которые существуют в России с конца XIX в. после внедрения принципа единства кассы. Указанный принцип заключается в том, что функции по распоряжению средствами отделены от функций по их владению.
При этом, если распоряжаться бюджетными средствами призвано соответствующее министерство (учреждение), которое так и называется - распорядитель средств, то хранить их - специальные учреждения - кассовые органы, которыми выступали в конце XIX - начале XX в. органы Государственного казначейства, а в советский период - учреждения Госбанка СССР (таблица 1).
По своей природе функции, характерные для органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - органов Федерального казначейства, выполнялись (в советский период истории России) учреждениями Государственного банка СССР, для органов, организующих исполнение бюджетов, - финансовыми органами. Функции главных распорядителей и распорядителей объективно во многом идентичны как на современном уровне исполнения бюджетов, так и в предшествующий советский период.
Определенная трансформация произошла с функцией ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств: если в советский период ведение лицевых счетов осуществлялось учреждениями Госбанка СССР, то на современном этапе эту функцию осуществляют как органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, так и органы, организующие исполнение бюджетов.
В последнем случае органам, организующим исполнение бюджета, в органах кассового обслуживания открываются соответствующие внутренние лицевые счета учета расчетов по поступлениям и выплатам из соответствующего бюджета.