Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.doc

— 750.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика функций при исполнении бюджета в советский период времени и на современном этапе (на примере государственного бюджета СССР)

Функции

Выполнение функций в советский период

Выполнение функций в соответствии с БК РФ

орган

регулирование бухгалтерского учёта

Открытие и ведение счетов бюджетов, составление отчётности о кассовом исполнении бюджета по счетам (функции кассира средств бюджета)

Государствен-ный банк СССР

Инструкция Госбанка СССР «По кассовому исполнению Государственного бюджета СССР» (от 26 ноября 1984г. № 27)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - органы Федерального казначейства

Оформление счетов бюджета, составление отчётности об исполнении бюджета по доходам и расходам (функция владельца средств бюджета)

Финансовые органы СССР

Инструкция по бухгалтерскому учёту исполнения союзного бюджета (от 21 января 1980г. № 20)

Органы, организующие исполнение бюджетов, - финансовые органы

Исполнение бюджета – расходование средств, составление бухгалтерской отчётности по активам и обязательствам (функция распорядителя средств бюджета)

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения

Инструкция Министерства финансов СССР по бухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР (приказ от 10 марта 1987г. № 61)

Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств


 

Наличие трех субъектов: органов, организующих исполнение бюджета, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, и системы бюджетных учреждений, собственно исполняющих бюджет, - обусловлено объективно су-

ществующими отношениями между участниками бюджетного процесса и четко разграниченными между ними правами и обязанностями в отношении операций по исполнению бюджета.

Поэтому каждый субъект бюджетного учета использует из всего массива счетов бюджетного учета, характеризующих различные объекты учета, только те, которые непосредственно связаны с его правами и обязанностями в соответствии с бюджетным законодательством. Причем если в отношении денежных средств и счетов учета расчетов нет дублирования использования счетов бюджетного учета, то счета учета этапов санкционирования могут использоваться как всеми тремя субъектами, так и только органами, организующими исполнение бюджета, и бюджетными учреждениями. Последний вариант применяется в тех случаях, когда на органы Федерального казначейства - органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, не возлагается полномочие по доведению до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств [40, с.37].

Объектами учета являются:

  • при учете по методу начислений - нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства;
  • при учете по кассовому методу - кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства (таблица 2).

   Таблица 2 – Распределение по субъектам бюджетного учета соответствующих объектов бюджетного учета

Наименование субъекта бюджетного учёта

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Обязательства

Финансовый результат

Санкционирование расходов

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов

Не используется

Используется

Используется в части расчётов с органами, организующими исполнение бюджета

Используется в части отражения кассовых потоков по счетам учёта денежных средств

Используется в случае делегирования полномочий по доведению лимитов бюджетных обязательств

Органы, организующие исполнения бюджетов

Не используется

Используется в части расчётов с органами, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов

Не   используется

Используется в части отражения кассовых потоков по счетам учёта денежных средств

Используется, за исключением счетов принятых обязательств

Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств

Используется

Используется

Используется

Используется

Используется


 

Перечень объектов плана счетов по методу начислений близок к коммерческому плану счетов: введены понятия текущих доходов, текущих расходов, результата финансовой деятельности учреждения, министерства, федерального правительства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, сектора государственного управления [17] ст.9.

Финансовый результат деятельности является балансовой величиной и определяется как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами сектора государственного управления (таблица 3).

Текущие доходы приводят к увеличению финансового результата (чистой стоимости). В текущие доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например продажи земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счете). При этом общая стоимость активов не меняется, не меняется и финансовый результат.

Таблица 3 – Особенности отдельных объектов бюджетного учета

Финансовый результат

=

Активы

Обязательства

Изменение финансового результата за период  

=

Текущие доходы

Текущие расходы

         

Характеристика показателей:

  • Текущие доходы увеличивают финансовый результат
  • Текущие расходы уменьшают финансовый результат
  • Кассовые поступления и кассовые выбытия отражают движение средств на  счетах бюджетов

 

В связи с этим объектом учета на счете доходов при реализации нефинансовых активов является лишь результат реализации активов, выраженный в разнице между балансовой стоимостью реализуемых активов, расходами на реализацию и ценой реализации.

Аналогично текущие расходы уменьшают финансовый результат (чистую стоимость активов) в процессе операций. Таким образом, к текущим расходам не относятся ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Подобные операции относятся к операциям с нефинансовыми и финансовыми активами и не оказывают влияния на результат финансовой деятельности.

Таким образом, текущие доходы и текущие расходы являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение финансового результата деятельности сектора государственного управления.

Сальдо доходов за вычетом расходов является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов в результате операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами.

В то же время для обеспечения учета движения денежных средств в ходе исполнения бюджета в Плане счетов бюджетного учета введены понятия «кассовые поступления» и «кассовые выбытия» [40, с.39].

На указанных счетах органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, ведут учет всех поступлений и выбытии средств бюджета в результате операций по доходам, расходам, операций с нефинансовыми активами, финансовыми активами и обязательствами.

На все кассовые поступления и выбытия органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, направляют выписки с лицевых счетов администраторов поступлений и получателей средств бюджета.

По кассовым операциям в ходе исполнения бюджета также определяется результат, который означает превышение кассовых поступлений над кассовыми выбытиями и фактически равен остатку средств на едином счете бюджета.

Следующий объект учета - это нефинансовые активы.

Согласно Инструкции по бюджетному учету основными средствами являются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств, со сроком полезного использования более 12 месяцев [17] ч.2, п.10.

Кроме того, помимо изменения методики учета существующих объектов в проект Плана счетов были включены новые нефинансовые активы: непроизведенные активы и незавершенное строительство.

Непроизведенные активы - это в основном природные ресурсы, земля и т.п., то есть активы, не появляющиеся в процессе производства.

Незавершенное строительство - это расходы на новое строительство и реконструкцию зданий, осуществляемое, как правило, подрядным способом [16, ч.2, п.24].

Введение этого понятия вызвано необходимостью учета затрат на строительство, которые, как правило, выходят за пределы финансового года и, кроме того, при использовании метода начисления производимых платежей не являются расходом, поскольку они всего лишь означают изменение качественной характеристики актива - из финансового в нефинансовый.

Финансовые активы и обязательства в учреждении включают счета как по методу начисления, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.

В Инструкции заложен в основном принцип казначейского обслуживания исполнения бюджетов. Это означает, что такого объекта учета, как денежные средства, у учреждения не существует. Указанная специфика нашла отражение через счета активов и обязательств по расчетам учреждения с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов по поступлениям и выбытиям. Бухгалтерские записи по этим счетам производятся на основании выписок с лицевых счетов администраторов по поступлениям и получателей бюджетных средств по выбытиям, открытых в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

С учетом сложившейся практики предусмотрена возможность использования бухгалтерского счета «Средства учреждения в кредитных организациях»:                                    

- учреждениями, не обслуживающимися через лицевые счета в органах казначейства, - в этом случае используется счет по учету внутренних расчетов между главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

- для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В составе расчетов с дебиторами введен новый счет «Расчеты с дебиторами по доходам».

 На указанном счете администраторами  поступлений производятся начисления  поступлений в доход бюджета, а именно:

  • сумм налогов, сборов и платежей;
  • сумм доходов за выполненные учреждением и сданные заказчикам продукцию, работы и услуги;
  • сумм внереализационных доходов;
  • сумм, вырученных от реализации нефинансовых активов, если иное не предусмотрено законодательством;
  • сумм, вырученных от реализации финансовых вложений (акций, других форм участия в капитале, облигаций, векселей, иных финансовых вложений);
  • сумм целевых средств и безвозмездных поступлений [17].

Таким образом, указанный счет предназначен для учета сумм доходов, подлежащих уплате плательщиком.

Кроме того, в связи с тем, что бюджет фактически исполняется главными распорядителями средств бюджета, предусматривается следующий порядок использования счетов по учету санкционирования расходов и принятых юридических обязательств в учреждениях:

- у главного распорядителя средств бюджета подлежат учету бюджетные ассигнования, а также утвержденные и доведенные до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;

- у получателя бюджетных средств ведется учет лимитов бюджетных обязательств и принятых юридических обязательств.

Такая схема обеспечит контроль на уровне счетов бухгалтерского учета, а следовательно, и Главной книги за такими показателями, как остаток нераспределенных бюджетных ассигнований и остаток недоведенных лимитов бюджетных обязательств у распорядителя, остаток неиспользованного лимита и общая сумма принятых юридических обязательств у получателя бюджетных средств [40, с.38].

Кроме того, исключены из состава объектов учета по забалансовым счетам объемы финансирования расходов бюджета, поскольку (в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации) они не определены в качестве этапа исполнения бюджета по расходам. Они, по сути дела, являются лишь кассовым ограничением, необходимым для управления ликвидностью счета бюджета, и подлежат учету вне рамок Плана счетов [2, с.219].

Информация о работе Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль