Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83
1.3 Методы бюджетного учёта
В практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета.
Они определены Международной федерацией бухгалтеров, занимающейся разработкой международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.
Кассовый метод предусматривает регистрацию всех событий по движению денежных средств, то есть фактически сводится к учету кассовых поступлений на счета бюджетов и кассовых выбытий со счетов бюджетов.
При этом в рамках бухгалтерского учета никакие активы и обязательства, кроме средств бюджета, учету не подлежат. Кроме того, в кассовый учет обязательно внедрялся также учет бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, то есть этапов санкционирования, поскольку для контроля за состоянием исполнения бюджета при кассовом методе учета обязательно надо было интегрировать счета всех этапов санкционирования бюджетных расходов.
Если говорить о модифицированном кассовом методе, то его вариации могут быть различными. Как один из вариантов, можно привести ранее действовавшую Инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденную приказом Минфина России от 17 февраля 1999г. № 15н [20, с.6].
Она представляла собой документ, основанный на модифицированном кассовом методе учета, в котором (в дополнение к простой регистрации денежных потоков и остатков средств бюджета) вводились счета для регистрации каких-то дополнительных активов, для регистрации обязательств.
В качестве примера можно привести еще и такую разновидность кассового метода, когда выделяется первый месяц года, следующего за отчетным, и все операции в этот первый месяц относятся к операциям предыдущего года, то есть считается, что в этот период государство закрывает все свои обязательства, принятые в течение прошлого года, и дополучает все доходы, которые были получены в предыдущем году.
Такая модель существует и даже может позволить до некоторой степени составить отчетность по методу начислений, что позволяет в какой-то степени оценить активы и обязательства [40, с.49].
Модифицированный метод начислений предусматривает регистрацию операций не по потокам денежных средств, как в предыдущем случае, а при осуществлении операции сразу, то есть при осуществлении операции начисляются доходы и расходы, признаются какие-то активы и обязательства (рисунок 1).
Кассовый метод – признание операций в момент получения или выплаты денежных средств |
Метод начислений – признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств | |||
Доходы – денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления |
Доходы – операции, увеличивающие чистую стоимость активов | |||
Расходы – денежные средства, направленные на финансирование обеспечение задач и функций государства |
Расходы – операции, уменьшающие чистую стоимость активов |
Рисунок 1 – Различия между кассовым методом и методом начислений
При этом методе существует одна особенность: он не предусматривает начисления амортизации, то есть нефинансовые активы либо активы, приобретаемые при модифицированном методе начислений, после их приобретения сразу списываются на расходы. Сделано это было для облегчения учета, ведь самая большая проблема при переходе к методу начислений - учет нефинансовых активов, их оценка и расчет амортизации.
И, наконец, это сам метод начислений, при котором все операции признаются в момент их возникновения, но все активы списываются на расходы тогда, когда они используются, то есть пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с начислением износа. Для четкого определения и сравнения понятий доходов и расходов и кассовых доходов и расходов по методу начисления необходимо их разведение для исключения какой-либо путаницы.
Кассовый метод учета - это признание операций на основе движения денежных средств по счетам, а метод начисления - это признание операций в момент возникновения или изменения экономической стоимости активов и обязательств (рисунок 2).
Кассовый метод |
||||||||||
Доходы |
||||||||||
Операции: поступления и выбытия средств на счетах бюджета |
Расходы |
|||||||||
Источники финансирования дефицита бюджета |
||||||||||
Рисунок 2 - Кассовый метод учета
В качестве примера отчетности при кассовом методе можно привести отчет об исполнении бюджета в упрощенном виде, который состоит из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования, которые фактически представляют собой изменения остатков денежных средств или, если говорить проще, доходы и расходы - это поступления и выбытия средств на счетах бюджета. Никакого баланса здесь не предусмотрено, никаких запасов активов и обязательств не существует, существует только регистрация операций - регистрация потоков.
При методе начислений возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно выделяются доходы и расходы, то есть все операции, которые не связаны с движением запасов как бы внутри друг друга, - это все доходы и расходы.
Если говорить о методе начислений, то он дает огромные возможности для управления и полную информацию о государственных активах и обязательствах. Вместе с тем у него есть один недостаток, который мешает его использовать, - это его сложность и трудоемкость по сравнению с простой регистрацией кассовых потоков, когда все это делается на основании выписок. Метод начислений должен быть жестко регламентирован.
В отличие от кассового метода учета, который позволяет только отследить потоки денежных средств и не дает полного представления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке «рисунок 3».
Учет по методу начислений значительно повышает прозрачность операций сектора государственного управления и дает информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на методе начислений, находится администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.
При методе начислений требуется решить вопросы оценки нефинансовых и финансовых активов, оценки по рыночной стоимости, оценки по первоначальной стоимости [40, с.8].
Чистая стоимость активов это разница между активами и обязательствами сектора государственного управления «рисунок 4».
Метод начислений |
|||||||||||||||
Операции |
|||||||||||||||
Остатки на начало года |
ДОХОДЫ |
Остатки на конец отчетного периода | |||||||||||||
РАСХОДЫ |
|||||||||||||||
Нефинансовые активы (НФА) |
Изменение нефинансовых активов (+НФА, -НФА) |
Нефинансовые активы (НФА) | |||||||||||||
Финансовые активы (ФА) |
Изменение финансовых активов (+ФА, -ФА) |
Финансовые активы (ФА) | |||||||||||||
Обязательства (ОБ) |
Изменение обязательств (+ОБ, - ОБ) |
Обязательства(ОБ) |
Рисунок 3 – Метод начислений
Приведем несколько примеров.
Первый пример: начисление налоговых доходов. Требование к налогоплательщику возникает не из-за какой-то сделки, а в силу налогового права. В этом случае прирастает актив в виде требований к налогоплательщику и никаких обязательств не возникает, поэтому чистая стоимость активов увеличивается, и для государства это доходы.
АКТИВЫ |
Нефинансовые активы (НФА) |
Пассивы |
|||||||
Чистая стоимость активов (результат) | |||||||||
Финансовые активы (ФА) |
Обязательства |
||||||||
Рисунок 4 – Расчет чистой стоимости
Второй пример - поступление средств от продажи акций. По кассовому методу - поступили денежные средства. По методу начислений это не доходы, потому что уменьшились остатки по акциям, то есть уменьшилась казна и увеличились остатки денежных средств.
Расходы по методу начислений также имеют свою особенность. Например, начисление расходов по оплате электроэнергии. При потреблении электроэнергии возникает обязательство по оплате и никакого актива при этом не возникает.
Последний пример - строительство здания. С вложением денежных средств в здание прирастает стоимость здания, но при кассовом методе это расходы, а на самом деле у государства прирастают активы в строительство здания.
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслуживания исполнения бюджета в отделении Базарносызганского района Управления Федерального казначейства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового исполнения бюджета
Органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является Федеральное казначейство [2, с.168].
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет кассовое обслуживание как «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета» [2, с.6].
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России [2, с.215].
При этом установлено, что все без исключения кассовые операции осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом обслуживании исполнения бюджетов, представляемой им в финансовые органы.
Следует отметить, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении кассового обслуживания Федеральным казначейством бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов вступило в силу с 1 января 2006г.
Одновременно Бюджетным кодексом Российской Федерации определено, что по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии:
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов предусмотрено открытие следующих балансовых счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях:
40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;
40105 «Средства федерального бюджета»;
40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
40204 «Средства местных бюджетов»;
40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям»;
40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности»;
40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности»;
40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации»;
40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений».
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, федеральные налоги и сборы, иные платежи подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» [2, с.56].