Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83
014 по графе 6 «Бюджетные средства» |
47282,18 руб.; |
014 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
0,00 руб.; |
020 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
549759,17 руб.. |
- в пассиве:
090 по графе 6 «Бюджетные средства» |
47282,18 руб.; |
090 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
0,00 руб.; |
100 по графе 6 «Бюджетные средства» |
- 20449800,99 руб.; |
100 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
549759,17 руб.; |
110 по графе 6 «Бюджетные средства» |
0,00 руб.; |
110 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
7000,00 руб.; |
120 по графе 6 «Бюджетные средства» |
20449800,99 руб.; |
120 по графе 7 «Внебюджетные средства» |
0,00 руб.; |
Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0521440) по операциям кассового исполнения федерального бюджета в отделениях Федерального казначейства заполняется в части расчетов между управлением и отделениями Федерального казначейства.
Остатки по счетам на начало года заполняются в пассиве Баланса по счету 040203000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» (строка 150).
Остатки на конец отчетного периода заполняются с данных граф 11,12 Главной книги (ф. 0504072) (приложение Щ).
В нашем примере данные актива Баланса по поступлениям и выбытиям средств бюджета на 01 июня 2006г. имеют нулевые значения, а в пассиве заполнены данные по счетам:
030900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 090) – 20449800,99 руб.,
040200000 «Результат по кассовым операциям бюджета» (строка 120) –
- 20449800,99 руб.
Из них по счету
040201200 «Выбытия средств бюджета за счет расходов» (строка 135) –
20162633,20 руб.,
040201300 «Выбытия средств бюджета за счет приобретения нефинансовых активов» (строка 135) – 287167,79 руб. (приложение Я).
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета) (ф. 0521423) по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета составляется отделением по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области ежемесячно на основании данных Главной книги (ф. 0504072).
При этом в Отчете отражаются:
в графе 1 - наименования показателей в следующей структуре
- поступления денежных средств (в том числе по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
- выбытия денежных средств (в том числе по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
- изменения остатков средств.
В графе 2 - коды строк наименований показателей отчетности, в графе 3 - коды бюджетной классификации Российской Федерации (классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов); в графе 4 «Бюджетная деятельность».
По разделу 1 «Поступления» показываются только внутренние обороты по расчетам с Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области в части оплаченных Управлением Федерального казначейства платежей для учреждений, обслуживаемых отделением.
В нашем примере в Отчете о кассовых поступлениях и выбытиях на 01июня 2006г. указанная сумма составила 20449800,99 руб. Данные заполняются со счета 130900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» графы 12 Главной книги за 31мая 2006г. (приложение А1).
По разделу 2 «Выбытия» - платежи учреждений, обслуживаемых отделением федерального казначейства, со счета Управления Федерального казначейства в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
В нашем примере в отделении по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской в Отчете о кассовых поступлениях и выбытиях на 01июня 2006г. данные заполняются с соответствующих счетов выбытии счета 130700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» графы 11 Главной книги за 31мая 2006г. Указанная сумма составила 20449800,99 руб. - данные по разделу 3 «Изменение остатков средств» не заполняются в связи с отражением изменения остатков в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области (приложение А1).
По разделу 1 «Поступления» в графе 5 «Внебюджетная деятельность» отражаются суммы поступлений, полученных учреждениями от выполнения работ (услуг) по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, безвозмездных и невыясненных поступлений.
Данные заполняются с соответствующих счетов поступлений счета 230700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» графы 12 Главной книги (ф. 0504072);
В нашем примере в Отчете на 01 июня 2006г. поступления отсутствуют (строка 010) граф 5 «Внебюджетная деятельность» (приложение А1).
По разделу 2 «Выбытия» - платежи учреждений, обслуживаемых отделением Федерального казначейства, со счета, открытого отделению.
Данные заполняются с соответствующих счетов выбытия счета 230700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» графы 11 Главной книги (ф. 0504072);
В раздел 3 «Изменение остатков средств» в строке 270 показывается суммовая разница показателей «Поступление денежных средств» и «Выбытие денежных средств» по счету 220302000 «Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Суммы заносятся:
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, организующего исполнение бюджета) (ф. 0521424) по операциям кассового исполнения федерального бюджета в отделении по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства составляется в соответствии с порядком его составления в Федеральном казначействе (приложение А).
В разделе 1 «Поступления» Отчета заполняются только показатели по внутренним расчетам.
В нашем примере по строке 010 Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях на 01 июня 2006г. (приложение А) внутренние расчеты с Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области по счету 130900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» составили 20449800,99 руб. (кредитовые остатки с начала года графы 12 Главной книги (приложение Щ).
В разделе 2 «Выбытия» Отчета отражаются:
в графе 4 - объемы лимитов бюджетных обязательств, бюджетных назначений по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации с кредитовых остатков по счетам 150102000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств», 150103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств», 150201000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года»;
В нашем примере в Отчете на 01 июня 2006г. сумма по счету 150201000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» составила 122000,00 руб., по счету 150103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» - 3183375,16 руб. (приложение А).
Общий объем лимитов бюджетных обязательств, бюджетных назначений по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации составил 3305375,16 руб.
В графах 5,7- суммы выбытии с начала года дебетовых остатков по счету 140201000 «Результат по кассовому исполнению бюджета» графы Главной книги (ф. 0504072).
В нашем примере в Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, организующего исполнение бюджета) (ф. 0521424) на 01 июня 2006г. заполнены только строки 2 Раздела «Выбытия» общая сумма выбытий составила 1872497,00 руб. (приложение А2).
Данные по разделу 3 «Изменение остатков средств» названного Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, организующего исполнение бюджета) (ф. 0521424) не заполняются в связи с отражением изменения остатков в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области.
2.3 Организация и осуществление бю
Обязательное условие эффективного функционирования экономической системы страны – государственный финансовый контроль.
Финансовый контроль – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины.
Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.
Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.
При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.
Главной целью бюджетного контроля является: контроль за соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.
Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета. Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства Российской Федерации, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансово-банковской системы, ведомственного контроля. Содержание бюджетного контроля, его организационной формы самостоятельно определяют законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления (Федеральное собрание Российской Федерации, законодательные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, городские, районные думы и др.), руководствуясь соответствующими положениями о бюджетном процессе. Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. В результате рассмотрения проектов бюджетов в комитетах и комиссиях законодательных органов выявляются возможности увеличения доходной части бюджетов, определяются пути наиболее эффективного и целесообразного распределения бюджетных средств, снижения дефицита бюджета.
В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления:
Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственных органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами
Последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода или финансового года с целью проверки количественно-качественных (по каждому виду доходов и расходов) показателей исполнения бюджетов разных уровней.
Субъектами осуществляющие бюджетный контроль являются:
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов [2, с.267].
Предварительный контроль органами Федерального казначейства осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объемов ресурсов на планируемый период и их распределения между получателями.
Предварительный контроль позволяет проверить реальность запланированных расходов, обоснованность расчетов распорядителей бюджетных средств, соблюдение установленных норм и нормативов. Кроме того, в ходе предварительного контроля обращается внимание на обеспеченность необходимыми доходными источниками, на вопросы оптимального формирования доходной части бюджетов.
Предварительный контроль исполнения бюджета способствует: