Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.
Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83
В сводном реестре регистрируется каждая операция, отраженная в выписке с банковского счета. Показатель «Остаток на конец дня» предыдущего операционного дня должен соответствовать показателю «Остаток на начало дня» следующего операционного дня, а также показатели «Остаток на начало дня» и «Остаток на конец дня» должны соответствовать входящему и исходящему остаткам выписки В нашем случае 26500 руб. 38000 руб. соответственно (приложение Н).
Операции, в части поступлений отражаются в разделе 1 «Поступления в бюджет» и в разделе 2 «Выбытия из бюджета» - в части выбытий из бюджета сводного реестра.
Данные сводного реестра группируются по кодам бюджетной классификации с указанием промежуточных итогов по каждому коду и общего итога по всем кодам.
В нашем примере по отделению по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области сформирован Сводный реестр поступлений и выбытии средств бюджета № 14 за 26 июня 2006г. (приложение Н).
Как видно из раздела 1 «Поступления в бюджет» Сводного реестра, бухгалтерские записи по дебету счета 10008020100010000020304510 «Поступления средств на единый счет бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», корреспондируют с записями по кредиту следующих счета 10000000000000000130600730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Таким образом, по графе 14 по кредиту раздела 1 указанного Сводного реестра отражены поступления по каждому платежному документу, подведены итоги по каждому коду бюджетной классификации и подсчитан общий итог поступлений в строке «Всего» (приложение Н).
В графе 9 раздела 2 «Выбытия из бюджета» указанного Сводного реестр по кредиту счета 10008020100010000220304610 «Выбытия средств со счетов органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег» и дебету счета 10000000000000000130600830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Таким образом, остаток на конец дня по счету 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в сумме 38000 руб. равен остатку на начало дня 26500 рублей плюс разница итоговых показателей раздела 1 графы 14 - 21000 рублей минус разница итоговых показателей раздела 2 граф 9 - 9500 рублей.
Отражение операций по кассовому обслуживанию и кассовому исполнению бюджета в Журнале по прочим операциям по кассовому обслуживанию исполнения бюджета (ф. 0504071) в отделении по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области ежедневно отражаются по дебету и кредиту соответствующих счетов данные из Справок (ф. 0504833) по кассовому обслуживанию выбытии средств со счета Управления Федерального казначейства по Ульяновской области на оплату расходов учреждений, обслуживаемых в отделении, и по операциям, связанным с обеспечением наличными денежными средствами бюджетных учреждений, а так же средств бюджета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности [25н ст.97] (приложения Е, Г).
В Журнале по прочим операциям по кассовому исполнению бюджета данные отражаются только из Справок (ф. 0504833).
Для учета операций по кассовому обслуживанию исполнения (бюджета не подлежат заполнению графа 4 «Наименование показателя», графы 6, 7 «Остаток на начало периода» по дебетуй кредиту и графы 11, 12 «Остаток на конец периода» по дебету и кредиту Журнала по прочим операциям по кассовому обслуживанию исполнения бюджета (ф. 0504071).
Данные из Журнал по прочим операциям для отражение операций по кассовому обслуживанию и кассовому исполнению бюджета записываются ежедневно в Главную книгу (ф. 0504072) (приложение Щ).
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах [16, с.3].
Сгруппированные итоговые суммы по дебету и кредиту соответствующих счетов из Журналов по прочим операциям (ф. 0504071) отражаются в отделении по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в Главной книге (ф. 0504072) на основании показателя «Обороты для Главной книги» этих Журналов по соответствующим счетам бюджетного учета.
В нашем примере в Главной книге за 26 июня 2006г. входящие остатки на начало года по дебету и кредиту в графах 3, 4 «Остаток на начало года» отсутствуют; остатки на 26 июня 2006г. отражены по дебету и кредиту в графах 5, 6 «Остаток на начало 26 июня 2006г.»; обороты за 26 июня 2006г. отражены на основании Журнала по прочим операциям № 14 за 26 июня 2006г. (приложение Е) с показателей «Обороты для Главной книги» в графах 7, 8 «Оборот за 26 июня 2006»; подсчитаны обороты с начала года в графах 9, 10 «Обороты с начала года» и остатки на конец 26 июня 2006г. в графах 11,12 «Остаток на конец 26 июня 2006» (приложение Щ).
Операции по кассовому исполнению бюджета в Главной книге отражаются аналогично операциям по кассовому обслуживанию (на основании показателя «Обороты для Главной книги» Журнала по прочим операциям), за исключением остатков на начало года, так как на счетах по исполнению бюджета такие остатки отсутствуют.
2.2 Формирование отчётности
по операциям кассового
В связи с признанием Министерством юстиции Российской Федерации Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 5н» не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 30 ноября 2005 г. № 01/1453-ВЯ), и в соответствии с пунктом 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. № 1009, и в частичное изменение указанного Приказа вступил в действие Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005г. № 5н», начиная с отчетности за 9 месяцев 2005г. [19].
Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность [18, с.1].
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным [2, с.166].
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации.
Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, отражающие специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В случае если бюджетный учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущим бюджетный учет.
Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.
Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. В случае, когда данные по отдельным показателям не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком «минус».
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.
Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.
Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.
Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек.
В состав бюджетной отчетности отделения по Базарносызганскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области отчетности включаются следующие формы документов:
Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения федерального бюджета (ф. 0521450) составляется отделениями Федерального казначейства по остаткам на счетах, связанных с операциями по кассовому обслуживанию бюджета, для выплаты наличных денег, а также по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Информация заполняется с Главной книги (ф. 0504072) по следующим разделам: «Финансовые активы», «Обязательства», «Финансовый результат» в разрезе остатков на начало года и на конец отчетного периода.
Остатки по счетам на начало года по операциям кассового обслуживания исполнения федерального бюджета заполняются в Балансе по следующим счетам:
- в активе:
020304000 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег» (строка 014);
021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 020);
021200000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 020);
- в пассиве:
030600000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 090);
030700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 100);
030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 110);
030700000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 120).
В нашем примере: остатков на начало года в активе Баланса по операциям кассового обслуживания исполнения федерального бюджета на начало 2006г. (строка 020 по графе 4 «Внебюджетные средства») и в пассиве (строка 100 по графе 4 «Внебюджетные средства») отсутствовали.
Остатки на конец отчетного периода заполняются в Балансе по счетам:
- в активе:
020304000 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег» (строка 014);
021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 020);
021200000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 020);
- в пассиве:
030600000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 090);
030700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 100);
030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 110);
030700000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (строка 120).
В нашем примере в Балансе на 01 июня 2006г. остатки по указанным счетам на конец отчетного периода заполнены по следующим строкам (приложение Ю):
- в активе: